Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религии мира и их писания




Иудаизм и христианство - монотеистические, этические религии; у них отчасти общее священное писание: Библия иудеев входит в состав христианской Библии как Ветхий завет; специфически христианским священным писанием является Новый завет. Эти религии имеют много общих постулатов вероучений: 1) Бог единый, 2) Он всемогущий и 3) благой, 4) Творец, 5) Который открывает Свое Слово человеку и 6) отвечает на его молитвы. И иудаизм, и христианство 7) позитивно воспринимают мир как арену Божьей активности, 8) как место, где люди должны вести себя правильно, и 9) которое необходимо избавить от несправедливости. Обе религии верят 10) в загробную жизнь, в воскресение. Наконец, они считают, что 11) история имеет конец, 12) который означает полную реализацию Божьего замысла на Земле, и произойдет это с помощью Мессии или, согласно современным формам иудаизма, в Мессианскую эпоху. Христианство вообще проявляет особое внимание к иудаизму, поскольку его основоположник Иисус Христос и Его ученики были евреями; они жили как иудеи; иудейская Библия была их писанием, они критиковали иудейскую веру и традицию, но отталкивались от него, выступая как реформаторы изнутри. Жизнь Иисуса и его учение во многом будут непонятны без знаний о современном Ему иудаизме. Хотя иудаизм и христианство имеют много общих элементов в вероучениях, все же это глубоко различные религии. Во-первых, в иудаизме Бог один и единый; в христианстве Бог един в Своей природе, но выступает в трех лицах, образующих Святую Троицу: Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа. Христиане верят в Иисуса, называемого Христом, как в Мессию - воплощение Второго Лица Троицы, поэтому Ему поклоняются не как человеку, а как Богу, ставшему человеком. Спасение человечества - это целиком и полностью дар Божий, даруемый через принесение в жертву Второго Лица Троицы, ставшего человеком, страдавшего и умершего и вновь воскресшего. Христиане верят в Христа и в Его страдание, смерть и воскресение; они следуют Его учению и Его примеру; и после смерти они надеются причаститься Его великого воскресения. Иудаизм верит в Божью милость, но она распространяется лишь на тех, кто принадлежит к народу Израиля, строго выполняет предписания иудейского учения и соблюдает святость жизни. С точки зрения иудеев Мессия еще не приходил, и они предвосхищают пришествие Мессии, или наступление Мессианской эры. Будущее для них - это мир на Земле и справедливость. Для христиан будущее связано с учением о Втором пришествии Христа, когда зло полностью исчезнет и духовное благословение, совершенное во Христе, полностью проявится в Царствии Божием. И иудаизм, и христианство давно уже не практикуют предписанное Законом принесение в жертву животных. Но для иудеев этические и ритуальные предписания Библии (мицвот) остаются нормой поведения, они детально разработаны в Талмуде в качестве халака, или требований к повседневной жизни, тогда как христиане признают только этическое учение Библии, выраженное в Десяти Заповедях. Христиане придают особое значение вере в Христа, дарующего милость, силу и руководство для нравственной жизни. Иудаизм учит о святой жизни на основе следования мицвот и подчеркивает, что в общественном правосудии необходимо придерживаться библейских стандартов, как считали еврейские пророки. Эти религии смотрят по-разному и на грехопадение человека; христианство придерживается учения о Первородном грехе, которому иудаизм не придает особого значения.
Эти глубокие различия приводят к тому, что иудаизм и христианство по-разному относятся и к своим священным писаниям. Иудаизм считает свои священные книги совершенным источником вероучения и нравственных норм, выполнения которых Бог требует от людей для их же благополучия. Для христиан священные книги иудаизма, называемые Ветхим заветом, - это только приготовление к последнему откровению, которое Бог дарует через Христа, - это откровение записано в книгах Нового завета.
Иудейская Библия, или Танак, состоит из Закона (Тора), Пророков (Небиим) и Писаний (Кетувим); ее книги написаны за период, охватывающий более чем тринадцать столетий иудейской истории, со времени Моисея до последних нескольких веков до нашей эры. Центр писания - это Тора, или Пятикнижие Моисеево. Книга Бытие содержит истории о сотворении мира, грехопадении человека и о жизни патриархов Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа. Исход, Левит, Числа и Второзаконие повествуют об освобождении иудеев из египетского рабства и об обретении Моисеем Закона на горе Синай. Пророки включают книги Иисуса Навина, Судей, Самуила, Царств, рассказывающие об истории Израиля, когда им руководили пророки, и книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Амоса, Осии, Михея, Аввакума, Ионы, Аггея, Захарии, Малахии и других. Писания включают книгу Псалмов, которые представляют собой молитвы и гимны; Притчи, книги Екклесиаста и Иова, содержащие изречения, рассуждения о мудрости и размышления о человеческом существовании; Плач Иеремии, рассказывающий о разрушении Иерусалимского храма; любовную поэму Песнь Песней, которая издавна трактуется как описание мистических отношений между Богом и Израилем или между Богом и человеком; книгу пророка Даниила, рассказывающую о вере во времена гонений.
Помимо Танак существовала традиция Устной Торы, бытовавшая в среде раввинов в первые века нашей эры и кодифицированная как Талмуд. Он состоит из двух основных частей - Мишна и Гемара - и обладает огромным авторитетом для соблюдающего предписания иудея. Талмуд можно также расценивать и как развитие традиции комментирования текста Библии для правильного его понимания. Хотя большая часть Талмуда посвящена толкованию и кодификации Закона, в нем встречаются фрагменты, имеющие характер универсальной духовной и этической мудрости. В Талмуде наиболее известен небольшой трактат под названием Абот, или Изречения Отцов, относящийся к Мишне. Книги Мидраш (комментарии раввинов к писанию) отличает насыщенность моральными и духовными поучениями и историями. Большим авторитетом среди правоверных иудеев пользуются также и другие тексты раввинов того же периода: Сифра, в которую входят Числа Сифре и Второзаконие Сифре, Танхума, Песикта Раббати и Песикта Кахана, Тосефта. Кроме них в иудейской традиции привлекают внимание книги установленных Законом молитв. Мистический трактат. Зохар и ряд других сочинений образуют Каббалу - мистическую традицию, которая для многих иудеев имеет каноническое значение. Также имеют большое значение ряд теологических трактатов, среди которых следует отметить " Руководство для заблудшего" Моисея Маймонида (1135-1204 гг. ) и " Шулхан Арух" Иосифа Каро (XVI век).
Христианская Библия состоит из Ветхого и Нового заветов. Ветхий завет был священным писанием для Иисуса и Его последователей, которые были иудеями. Ветхий завет идентичен иудейской Библии, но его книги расположены в другом порядке. Христиане выделяют из всех частей Ветхого завета пророческие книги, поскольку они говорят о пришествии Мессии, которым христиане считают Иисуса Христа.
Православная и римско-католическая Библии включают в Ветхий завет также ряд дополнительных книг, называемых Второканоническими. Наиболее известны среди них: книги Премудрости Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломона, истории о Товите и Юдифи, а также описание Мак-кавейского восстания, содержащее много замечательных примеров мученичества и образующее четыре Маккавейские книги. Эти книги имели хождение среди иудеев в последние два века до Рождества Христова и вошли в Септуагинту - греческий перевод Священного Писания. Новый завет написан тоже по-гречески; первые христиане в основном^ говорили по-гречески, и они пользовались Септуагинтой как своим Ветхим заветом. Второканонические книги не вошли в иудейский канон, составленный раввинами в Ямнии в 90 г. н. э. Во время Реформации, провозгласившей воз-вращение к стандартам иудейского раввинского канона, Второканонические книги были исключены из переводов Библии на национальные языки; например, их нет в Библии Лютера и в английской версии короля Якова. Поэтому протестанты называют эти книги Апокрифическими. Но римско-католическая церковь утвердила статус этих книг как Священного Писания на Тридентском соборе (1545-1603). Они признаются также частью Священного Писания и в православии. Теперь они включаются в большинство современных переводов Библии.
В Новый завет входят четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Три первых, синоптических, Евангелия имеют много общего; они рассказывают о жизни и изречениях Иисуса, его смерти и воскресении. Евангелие от Иоанна изображает жизнь Христа как мистический источник спасения. Частью Нового завета являются послания апостолов Павла, Петра, Иакова, Иоанна и других. В них рассматриваются вопросы вероучения и морали христианской церкви первого века нашей эры. Павел был крупнейшим из апостолов, и ему принадлежат послания к римлянам, первое и второе к коринфянам, к галатам, к филиппийцам, первое к фессалоникий-цам, к Филимону. Ряд других посланий также приписывают апостолу Павлу, и в них действительно чувствуется его влияние. Это послания к ефесянам, к колоссянам, первое и второе к Тимофею, к Титу, к евреям. Входящие в Новый завет Деяния апостолов - это изложение истории христианской церкви от первой Пятидесятницы до путешествий апостолов Петра и Павла. Завершает содержание Нового завета Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, - это видение о конце мира и Втором Пришествии Христа. Все книги Нового завета написаны в течение столетия после смерти Иисуса, хотя решение о том, какие книги включать в Новый завет, а какие - нет, не принималось церковью вплоть до IV века.
Ислам - третья великая монотеистическая религия, корни которой уходят к вере Авраама и учение которой имеет много общего с иудаизмом и христианством. Ислам провозглашает Аллаха, Единого Бога, Творцом, верховным и благим, отвечающим на молитвы, действующим в человеческой истории через пророков, которые провозглашают слово Аллаха. Ислам воспринимает мир позитивно как творение Аллаха и место, где люди должны вести себя нравственно. Он признает за человеком только выбор между верой или безверием, между Богом или сатаной; в зависимости от этого выбора человек попадает либо в рай, либо в адский огонь.
В исламе посредниками между Аллахом и людьми являются пророки, и Мухаммед (570-632) - это " печать" Пророков. Пророки: Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Исмаил, Муса (Моисей) и многие другие, известные и безымянные, доносили слово Бога до людей. У каждого из них - своя миссия, но их изречения по сути всегда одинаковы: необходимо подчинить себя воле Бога. Иса (Иисус) - один из пророков. Хотя его именуют Мессией, он не выполняет особой мессианской роли в том смысле, который приписывают ему христиане. И в его природе нет ничего божественного. Его послание и его цели были точно такими же, как и у других пророков до и после него. Мухаммед, получивший откровение от Аллаха, - вот совершенный образец для пророков любой эпохи.
Ислам - преимущественно практическая религия, и каждый мусульманин должен соблюдать пять обязательных предписаний, называемых Пятью Столпами: 1) верить в Аллаха и Его Пророка Мухаммеда, 2) ежедневно молиться пять раз в отведенное для этого время, 3) поститься в месяц рамадан, 4) давать милостыню и оказывать помощь бедным и 5) совершить паломничество (хадж) в священный город - Мекку и ее святилище - Каабу. Исполняя данные предписания и часто поминая Аллаха, мусульманин приобретает расположение Бога как на земле, так и на Страшном суде.
Основное писание ислама - Коран, продиктованный ангелом Джибриилом (Гавриилом) пророку Мухаммеду, который, согласно традиции, был неграмотным. Джибриил произносил стихи Корана Мухаммеду, а тот тут же обучал им своих последователей, которые запоминали и записывали их на листьях и клочках папируса. Они составили окончательный текст Корана спустя поколение после смерти Пророка. В Коране 114 сур, расположенных в порядке убывания их длины. Приверженцы ислама считают, что священную суть Корана можно постичь только по-арабски и перевод на любой язык не способен передать святость Корана *. В зависимости от того, какие тексты признаются верующими авторитетными помимо Корана, ислам делится на два больших направления: суннитов и шиитов. Многочисленные сочинения суфиев, столь популярные на Западе, не имеют в исламе авторитета священного писания.
Сунниты почитают Сунну, учение Мухаммеда, основанное на хадисах (изречениях самого Пророка и преданиях о нем), собранных и переданных потомкам соратниками Мухаммеда. В большинстве хадисов рассматриваются особенности мусульманского права, но некоторые из них посвящены вопросам веры, морали и эсхатологии. Шестью великими составителями Сунны считаются: Букхари, Муслим, Абу-Давуд, Тирмидхи, ан-Насаи и ибц-Маджах; наибольшим авторитетом пользуются Букхари и Муслим. Собрание текстов Ильм аль-хадис определяет критерии достоверности преданий, разделяя их на " здравые", " благие", " слабые" или " немощные". Сборники Букхари и Муслима и ряд вторичных собраний хадисов, основанные на шести компиляциях, переведены на английский язык. Наиболее замечательным среди них является небольшое собрание преданий " Сорок хадисов ан-Навави", которое и сейчас поражает своей лаконичной выразительностью, тонко передающей сущность мусульманской духовности. Другое авторитетное для ислама предание, отраженное в настоящей антологии, - биография Мухаммеда " Сират Расул Аллах", составленная ибн-Ишаком и дошедшая до нас в редакции его ученика ибн-Хишама.
Шиитская традиция в исламе имеет свои собрания хадисов, которые отличаются, хотя и немногим, от суннитских сборников, но они пользуются меньшим авторитетом у шиитов, нежели Сунна у суннитов, и поэтому мы их не приводим в настоящей антологии. Гораздо больше отличает шиитов особое почитание Али (ум. 661 г. ), зятя Мухаммеда, который стал четвертым халифом и правил мусульманами в течение семи лет до своей мученической смерти. Али считают совершенным образцом мусульманина, а его проповеди и высказывания составляют сборник " Нахджул Балагха", который для шиитов является священным писанием, стоящим сразу после Корана.

Основателем зороастризма является пророк Заратуштра (около 1000 г. до н. э. ). Будучи одной из основных религий древней Персии, зороастризм оказал большое влияние на христианство и ислам. Несмотря на свое значение в истории религий, сейчас зороастризм существует лишь как анахронизм. После преследований и изгнания из Ирана зороастрийская община насчитывала менее ста тысяч парсов, большинство которых живет ныне в Индии в окрестностях Бомбея.
Современный зороастризм - это монотеистическая религия. Его приверженцы почитают единого Бога Ахура-Мазду, Владыку Мудрости, воплощениями которого согласно писанию служат архангелы Благой Разум, Справедливость, Преданность, Владычество и другие. Символом Бога является огонь, который занимает центральное место в зороастрийском ритуале. Зороастризм проповедует этический дуализм: между благим Богом и силами зла происходит постоянное сражение, их борьба охватывает души людей и постоянно ставит их перед выбором между добром и злом. Душа бессмертна, и после смерти тела каждая получает в соответствии со своими земными делами. Но силы добра и зла не равны: в конце истории Бог и Правда непременно восторжествуют. Благая жизнь связана с чистотой, добродетелью, трудолюбием и доброжелательностью к людям.
Священным писанием зороастризма является Авеста. Среди ее книг главный литургический текст - Ясна. Ядро Ясны составляют гаты - гимны, сочиненные самим Зарагуштрой и его ближайшими последователями; они образуют 28-34, 43-51, 53 главы Ясны и лежат в основе зороастрийс-кого культа. Другие книги Авесты: Видевдад - собрание очистительных законов; Виспарад - собрание ритуальных молений ко всем духовным сущностям и Яшты - содержащие зороастрийскую эпическую литературу. В настоящей антологии в основном приводятся фрагменты из гат.
Индуистская религиозная традиция не поддается краткому описанию. Некоторые течения в ней имеют монистический характер и провозглашают божественной всю реальность. Другие склоняются к дуализму и понимают реальность как отношение между божественным Духом (Пурушей) и изначальной материальной природой (пракрити). Иные близки к монотеизму и почитают личного Бога, а иные поклоняются Богу, не имеющему ни имени, ни формы и обладающему многими именами и формами. Индуист может поклоняться Богу в облике Кришны или Шивы или стремиться к единству с безличным Брахманом, но все равно он будет относиться к ним как к символам, выражающим Высшую Реальность. Но и ведантист, для которого Реальность целиком безлична, и поклонник богини Дурги находят обоснование своим взглядам в одних и тех же писаниях. В Ригведе сказано: " Истина одна, но познающий называет ее многими именами".
Если все же попытаться выделить общие черты вероучения и практических предписаний различных направлений индуизма, то они, вероятно, будут следующими: 1) Брахман, или Высшая Реальность, и личностей, и безличен, и проявляется во многих формах; 2) он постигаем посредством многих путей (марг): знания (джняна-йога), преданности (бхакти-йога) и действия (карма-йога); 3) их полностью реализуют те мудрецы, которые достигают единства или общности с Реальностью. 4) С другой стороны, творения и феномены жизни мира - временны и несовершенны; они скрывают всеобщую Истину и путь к ее достижению. 5) Каждый индус разделяет учение о карме, согласно которому за каждой мыслью, словом и действием следует воздаяние, поскольку всем правит моральный закон и высшая справедливость космоса; а также 6) учение о реинкарнации, которое понимается как печальное вращение по кругу постоянного страдания или как множество серий воплощений, чтобы улучшить индивидуальный жребий. Имущественное неравенство и судьба каждого человека трактуются как действие кармы, а не как результат активности Бога. Каждый индус также признает: 7) авторитет Вед; 8) традиции семейной и общественной жизни с их четырьмя ступенями (ученика, домохозяина, духовного искателя ц. аске-та), которые заставляют всех стремиться к духовному прогрессу и к всеобщему благосостоянию; 9) четыре цели жизни: исполнение религиозного долга (дхарма), успех в обществе (артха), удовольствие (кама), освобождение души (мокша); 10) идеальность общественного устройства, воплощенного в кастовой системе, законы и требования которой необходимо испол-нять. Многочисленные направления и школы индуизма, за редким исключением, разделяют все эти черты. Те индийские конфессии, а именно джайнизм, сикхизм и буддизм, которые отрицают некоторые из этих черт, очень сильно отличаются от индуизма.
Насчитывающая несколько тысячелетий индуистская традиция создала множество священных писаний. Наиболее древними и авторитетными являются откровения (шрути): Веды (священное знание), Брахманы, Араньяки и Упанишады.
Имеются четыре Веды: Ригведа *, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа; они передавались устно из поколения в поколения в течение более трех тысяч лет. Веды составлены в стихах и содержат гимны, ритуальные формулы, песнопения и молитвы. Именно благодаря методу традиционного ведического песнопения сохранилось в целости большинство ведических мифов. Многие из гимнов адресованы обожествленным силам природы, которые понимаются как проявления космической истины. В некоторых отражен ритуал возлияния сомы и принесения в жертву коня. Современный индус хотя и редко, но исполняет эти ритуалы. Правильное понимание древних Вед показывает, что они содержат в себе все основные элементы индуистского знания.
Брахманы - это прозаическое дополнение к Ведам. В настоящем издании цитируются два из них: Шатапатха Брахмана и Тандьямаха Брахмана.
Известно 108 Упанишад, составленных в разное время (с 900 по 200 гг. до н. э. ); они посвящены тем или иным местам Вед или Араньяк. Этимологически слово " упанишада" значит " усаживание рядом"; в текстах Упанишад содержатся философские и мистические учения, которые преподавали древние мудрецы, когда восседали в окружении своих учеников. Комментарии Шанкары (ум. 750 г. н. э. ) выделяют одиннадцать главных Упанишад: Иша, Кена, Катха, Прашня, Мундака, Мандукъя, Айтрейа, Тайттирийа, Чхандогъя, Брихадараньяка и Шветашватара. Многие причисляют к ним и Майтри упанишаду. Некоторые Упанишады, например Шветашватару, можно трактовать в монотеистическом духе, поскольку она учит отношениям с личным Богом, но все же основная тенденция Упанишад - отождествление Реальности с внеличностным Брахманом, который " не то и не то" и не поддается никакому описанию и который в единстве с Атманом, или Универсальной Личностью, живет в каждом сердце. Упанишады учат, что освобождение - это постижение в себе Атмана при отказе от собственной личности, которая отождествляется с психофизическим организмом, его жизнедеятельностью и страстями.

Из священных писаний индуизма наиболее широко известна Бхагавад-гита**. Песнь Бхагавана составлена за несколько веков до нашей эры, она представляет собой одну из книг эпоса Махабхараты. Тем не менее авторитет и влияние Бхагавадгиты таковы, что превосходят значение Упанишад. Ее даже называют " подлинной Библией Индии". Со своим пафосом самоотверженного служения Бхагавадгита была главным источником вдохновения для Махатмы Ганди. Имея много общего с более древними Упанишадами, Бхагавадгита также показывает несколько путей для достижения высшей цели жизни. Но провозглашаемое ею учение имеет монотеистический характер: преданность (бхакти) - это высший путь для достижения Бога и обретения Его милости.
Другие, более поздние индуистские тексты, которые образуют священную традицию (смрити), обладают меньшим авторитетом, чем шрути. К ним относятся большие эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата. Сцены из этих поэм известны каждому индийскому школьнику, они служат источником для сюжетных тем народных драм и представлений. Рамаяна рассказывает историю Рамы, который является аватарой (инкарнацией) Вишну, и -его жены Ситы, возвеличивая семейные обязанности как нечто самое высшее, что утверждает всеобщий порядок и процветание. Рама не может ослушаться своего отца, даже когда тот хочет лишить его царства, и поселяется в лесу. Затем, когда Ситу похитил злой демон Равана, Рама должен пройти через множество испытаний, пока не побеждает Равану и не возвращает свою жену. Совершенная добродетель Ситы проявляется в том, что она вместе с Рамой уходит в изгнание, а затем, в плену у Раваны, твердо соблюдает целомудрие. Махабхарата повествует о гражданской войне клана Кауравов, во главе со злым Дурьодханой и его помощником Карной, против Пандавов, которых возглавляют Арджуна и Кришна. Кришна, как и Рама, - аватара Вишну, хотя имеет и вид, и все слабости человека. Но в одиннадцатой главе Бхагавадгиты он открывает Арджуне свою трансцендентную сущность. В поэме превозносятся такие добродетели, как мужество, верность долгу и правдивость.
Другая группа текстов смрити - это собрание дхарм (обязанностей, или законов) для членов общества. " Законы Ману" - главнейшие из них. Мы также включаем в настоящее издание выдержки из сборников Нарада, Васиштха, Вишну и Апаштамба. Помещая в антологии отдельные законы из них, составители стремились исключить те спорные материалы, которые относятся к кастовой системе. Несмотря на ведическое происхождение варнашрама-дхармы, вырождающаяся кастовая система - это та черта индуизма, которую отрицают большинство современных индуистских реформаторов и интеллектуалов. " Всемирное писание" придерживается своей цели, а именно - акцентировать внимание на положительных сторонах религиозных учений.
Пураны - средневековые сборники законов, историй и философских изречений, отражающие в основном более древние писания и при этом иллюстрирующие их конкретными сюжетами и примерами. Они имеют огромное влияние на народную религию современной Индии. Наиболее известные из них - Шримад Бхагаватам,. или Бхагавата Пурана, описывающая жизнь Кришны, его учение, детские подвиги и любовь к прекрасным пастушкам. Этот текст занимает центральное место в вишнуизме. Другое писание вишнуизма, Вишну Пурана, содержит пророчество о Калки, будущей аватаре. Шива Пурана, Сканда Пурана и Линга Пурана - писания шиваизма. Гаруда Пурана и Матшья Пурана включают описание загробной жизни и проявление действий кармы в судьбе отдельного человека. В Мар-кандейа Пурану входит рассказ о царе, чье сострадание напоминает бод-хисаттву, а также описание победы богини Дурги, популярного индуистского божества. Существует множество других Пуран, некоторые продолжают записываться и в настоящее время. Они дополняют исключительное многообразие религиозных текстов Индии.
Тантры - это руководства по религиозной практике. Тантризм, как индуистский, так и буддийский, использует технику йоги, символические ритуалы и трансмутацию страсти с целью преодоления всех страстей путем отождествления себя с Высшей Реальностью. Эта последняя черта создала тантризму скандальную репутацию как учению, использующему оргиасти-ческие обряды, хотя в действительности в теории любая настоящая тантрическая практика в качестве необходимого условия требует подчинить страсть полному аскетическому самоконтролю. Индуистский тантризм представлен в настоящем издании Куларнава Тантрой.
Индуистские философы, святые и поэты создали обширную литературу, которая выходит за рамки нашей антологии, ограничивающей свой интерес писаниями. Мы имеем в виду сутры и комментарии к ним, принадлежащие шести классическим философским школам (даршанам): веданте (Брахма сутра Бадарайаны и комментарии к ней Шанкары, Рамануджи и Мадхвы), йоге (Йога сутра Патанджали), санкхье, ньяе, вайшешике и пурва мимамсе. Эти тексты посвящены специальным вопросам философии; правда, религиозный контекст этих систем в основном также основан на Ведах и Упанишадах, из которых они многое черпают.
Мы также не могли уделить много места литературе средневековых аскетов, выразивших свою любовь к Шиве или Вишну в танцах, поэмах и любовных песнях на языках многих штатов Индии. В Тамил-наду наяна-ры воспевали Шиву, а альвары - Вишну. Среди поэтов, писавших на хинди, наиболее выдающимся был Кабир, чья поэзия, пронизанная и концепциями индуизма, и идеями исламских суфиев, стала для всех индийцев авторитетнейшим источником истины; отдельные стихи Кабира можно встретить в текстах сикхов. Из других поэтов отметим Тулсидаса, написавшего версию Рамаяны на хинди, и Джаядеву, чья написанная на санскрите поэма " Гита Говинда" описывает любовь Радхи и Кришны; ее широко используют в храмовых танцах. Кроме них и сейчас многочисленные аскеты продолжают выражать в новых формах все ту же традицию индуизма. Из особых течений индуизма следует упомянуть лингайатов в Карнатаке, провинции на юго-западе Индии, известных своими отличиями в верованиях и реформаторским духом. Движение Вирашайва, основанное Басаванной (XII в. н. э. ), отрицает кастовую систему, оспаривает авторитет Вед, выступает против почитания изображений богов и учит личной религии, близкой монотеизму, которая не нуждается ни в храме, ни в духовенстве. В качестве писания они почитают религиозные песнопения - вачаны.
Сикхизм - монотеистическая религия, число почитателей которой при-ближается в настоящее время к двадцати миллионам. Она учит преданности Богу и отрицает эгоизм, считая это необходимыми условиями для благой жизни. Сикхизм является относительно молодой религией. Он возник в Пенджабе на севере Индии в XV веке под влиянием Гуру Нанака (1469-1539). Нанака и следующие за ним четыре гуру стремились положить конец различиям между индусами и мусульманами, а также между кастами, проповедуя, что только внутренние намерения и чистота в служении Богу (а не учение и социальный статус) являются для Бога мерой личности. Каждый из этих гуру выступал реформатором в своей общине: индус среди индусов, мусульманин среди мусульман. И хотя их замыслом была реформа своих религий, они являются для нас основателями самостоятельной религии. Под гнетом преследований сикхизм под руководством этих пяти гуру развился в крепкую религиозную общину с собственной моделью поведения и формой одежды.
Сочинения пяти первых гуру пятый гуру - Арджун Дэв объединил в Ади-Грантх. Десятый гуру, Гобинд Сингх, положил конец традиции гуру и объявил, что Ади-Грантх - это и есть Гуру Грантх Сахиб, т. е. вечно живой гуру. С тех пор Гуру Грантх стал объектом наибольшего почитания и источником священного вдохновения. Для сикхов он обладает высшим авторитетом.
Ади-Грантх - это собрание стихотворных композиций, сгруппированных в раги - музыкальные модели, согласно которым они поются. Текст на пенджаби имеет стандартную пагинацию, отмеченную, какому гуру принадлежит тот или иной стих: МЛ указывает на стихи, которые написал гуру Нанак, М. 2 - гуру Ангад, М. 3 - гуру Амар Дас, М. 4 -гуру Рам Дас, М. 5 - гуру Арджун Дэв, М. 9 - гуру Тегх Бахадур. Ади-Грантх также включает стихи известных индуистских и мусульманских поэтов, таких, как Кабир, Равидас, Сурдас, Фарид и Рамананд.
Джайнизм - это религия почти десяти миллионов индийцев со своими священными текстами, историей и значительной философской традицией. Джайнизм хотя и является частью великой индийской культуры, но, как и буддизм, принадлежит к неведической религиозной традиции, отрицающей авторитет Вед, Упанишад и других индуистских писаний и не признающей индуистских божеств. Известный своим крайним аскетизмом, джайнизм повлиял на индийскую культуру в основном через свою доктрину ахимсы, т. е. ненанесения вреда всем живым существам. Джайнская мысль строго придерживается учения о карме, согласно которому личность обязательно будет страдать и ей воздастся за все ее злые дела. Поэтому личность должна освободить себя от пут кармы, дав обет аскетизма, и, упражняясь в нем, отвергнуть всякое насилие в делах, словах и мыслях. Всякая страсть порождает насилие, и сама она является результатом карм заблудшего сознания, которые следует устранить. Джайнизм не признает Бога-Творца или личного Бога; каждая личность носит в себе возможность достигнуть совершенства и стать Параматманом, т. е. душой, свободной от всех цепей кармы, способной достичь высшей точки универсума.
Это совершенство обрел Махавира, урожденный Натапутта Вардхамана (599-527 гг. до н. э. ). Он стал Тиртханкарой. - Нашедшим Брод, открывшим Путь к спасению. Старший современник Будды, Махавира, считается двадцать четвертым Тиртханкарой, традиция которых восходит к ведическому Ришабхадеве. Народный джайнизм почитает Махавиру как источник божественной милости, что придает этому культу оттенок личной связи, хотя в целом этот элемент отсутствует в философии джайнизма.
Джайнизм разделяется на два направления в зависимости от решения вопроса: допустимо или недопустимо монаху носить одежду: шветамбары признают одежду, а дигамбары требуют полной наготы, причем каждая группа ссылается на практику самого Махавиры.
Канон джайнских писаний (агам) начинается с молитв Махавиры, называемых Пурвы и записанных на древнем языке ардхамагадхи. Древнейшие из них, однако, утрачены, и поэтому две джайнские общины создали различные каноны из сборников сохранившихся текстов, написанных на пракрите и санскрите.
Согласно шветамбарам, эти писания состоят из двух ветвей (анга) и 34 дополнительных текстов (ангабахья). Первая ветвь - это Акарангасутра, в которой содержатся правила для монахов и монахинь, а также самая авторитетная биография Махавиры. Сутракританга - вторая ветвь, она содержит джайнские доктрины, сформулированные в ходе диспута с другими индуистскими и ранними буддийскими учениями. Среди ангабахья наиболее известны Уттарадхьяяна сутра, представляющая антологию диалогов и поучений, считающихся завещанием Махавиры, и Кальпа сутра, содержащая биографии джайнов. Другие тексты шветамбарского канона: Упасакадасанга сутра, Дашавайкалика сутра и Нанди сутра.
Дигамбары, считающие, что большая часть Пурв утрачена, оспаривают аутентичность шветамбарских писаний. К небольшому числу сохранившихся древних Пурв они добавляют большое число схоластических разъяснений (ануйога). Эти разъяснения и образуют писания дигамбарской традиции. Среди них - сочинения Кундакунды (I в. н. э. ): " Самайасара", " Нийамаса-ра", " Правачанасара" и " Панчастикайа"; " Анупрекша" Картикейи (II в. н. э. ) и " Самадхишатака" Пуйапады (VI в. н. э. ). " Таттвартхасутра" Умасвати (II в. н. э. ) - это система джайнского учения, изложенная в форме афоризмов, похожих на стиль сутр индуистской веданты. Комментарии дигамбаров к ней включают " Сарвартхасиддхи" Пуйапады, " Таттвартхараджавартику" Акаланки (VIII в. н. э. ) и " Таттвартхаслокавартику" Видьянанди (IX в. н. э. ). " Таттвартхасутру" признают авторитетной, правда, по-разному, как дигамбары, так и шветамбары. Другой комментарий, который признают обе секты, - это " Санматитарка" Сиддхасены (V в. н. э. ), трактат по логике, доказывающий естественность одновременного существования различных точек зрения на реальность. Сохранившиеся фрагменты Пурв дополняют также такие комментарии, как " Гоматтасара" Немичандры (950 г. н. э. ) и " Джайадхавала" Вирасены (820 г. н. э. ). Легенды и биографии святых вошли в " Адипурану" Джинасены (IX в. н. э. ); их заслуги воспевает и " Дват-римшика" Сиддхасены. " Аптамимамса" Самантабадхры (V в. н. э. ) содержит философскую аргументацию учения джайнов о совершенстве, всеведении и чистоте. Мулачара Ваттакеры (II в. н. э. ) - это монашеские правила, близкие к правилам " Акарангасутры", а " Ратнакарандасравака чара" Самантабадхры содержит этическое наставление для мирян. Этот перечень практически исчерпывает произведения ануйоги, фрагменты которых приводятся в настоящем издании. Из неканонических трудов мы включили несколько отрывков из " Нитивакьямрита" Сомадевы (X в. н. э. ), классика джайнской поэзии.
Будда, урожденный Сиддхартха Гаутама (581-501 гг. до н. э. ), учил в Индии, где буддизм процветал в течение пятнадцати столетий и где было написано большинство буддийских священных текстов. Буддизм состоит из множества школ, объединенных в две большие ветви: тхеравадический буддизм (который называют " хинаяна, или Малая Колесница" ) на Шри-Ланке и в Юго-Восточной Азии, и буддизм махаяны, распространенный в Тибете, Монголии, Китае, Корее и Японии. Поскольку буддизм был практически изгнан из Индии, то две его ветви развивались после этого вплоть до настоящего времени самостоятельно.
Тхеравадический буддизм - Учение старцев - утверждает, что сохранил исконное учение Будды. Он проповедует идеал араханта (санскр. - архат), существа, достигшего освобождения от всех пут эгоизма и страстей. Цель освобождения, Ниббану (санскр. - Нирвана), можно достичь путем самоочищения и правильного понимания Дхаммы (санскр. - Дхарма), раскрытой в Четырех Благородных Истинах: 1) всякое существование - это страдание (дуккха): мы неизбежно сосуществуем с тем, что нам не нравится, и отделены от того, что нам нравится; 2) это страдание неизбежно вследствие нашего стремления к существованию и испытываемого нами желания (танха) удовольствия для чувств и ума; 3) прекращение страдания наступает с отказом от желаний и стремлений; 4) способ прекратить страдание - это Благородный Восьмеричный Путь. Этот путь к спасению требует постоянных занятий и упражнений; он не предполагает никакой божественной милости.
Гораздо важнее аскетической практики, которая сама по себе может привести лишь к ложному чувству гордости, понимание того, что " я" - нереально; оно - лишь иллюзия, порожденная условиями существования, и (как и тело) непостоянно. Поскольку нет " я", то нет и Бога в смысле Бытия, с которым можно отождествить свою Самость (подобно индуистскому Атману). Буддизм низводит индуистских божеств до уровня духов, которые в прошлых своих жизнях были людьми и через определенное время родятся снова, ибо они еще не освободились. Путь монаха, отказавшегося от мирских уз, способствует быс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...