Основные определения
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Профессии типа «человек – человек» – профессии, объектом внимания которых является человек и связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием и руководством. Главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми (Е.А. Климов). Профессиональная группа специальностей – совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда (В.А. Сластенин). Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией (В.А. Сластенин). Педагогическая специализация – определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста (В.А. Сластенин). Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач (В.А. Сластенин). Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе (В.А. Сластенин). Педагогические способности – совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне (Б.Б. Айсмонтас).
Педагогический такт – соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся (Российская педагогическая энциклопедия). Педагогическая наблюдательность – способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся; качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса (Б.Б. Айсмонтас). Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека (Психология. Словарь). Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности (Б.Б. Айсмонтас). Профессиональная компетентность педагог а выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм (В.А. Сластенин). Психолого-педагогическая подготовленность – совокупность знаний методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества (В.А. Сластенин).
Педагогическое умение – совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности (В.А. Сластенин). Педагогическая культура преподавателя – мера и способ творческой самореализации его личности в разнообразных видах профессиональной деятельности, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий (И.Ф. Исаев). Педагогическое мастерство – сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя (В.А. Сластенин). Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива (А.Н. Леонтьев).
Список литературы 1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология [электронный ресурс] // URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/12.html (дата обращения 20.02.2015). 2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 3. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. 4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Слово, 1990. 5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Издательство «Флинта», 1998. 7. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. 8. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. Политиздат, 1990. 9. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998., Т. 2. М – Я. 1999. 10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
СОДЕРЖАНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|