Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные определения




Профессии типа «человек – человек» – профессии, объектом внимания которых является человек и связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием и руководством. Главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми (Е.А. Климов).

Профессиональная группа специальностей – совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда (В.А. Сластенин).

Педагогическая специальность вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией (В.А. Сластенин).

Педагогическая специализация определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста (В.А. Сластенин).

Педагогическая квалификация уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач (В.А. Сластенин).

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе (В.А. Сластенин).

Педагогические способности – совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне (Б.Б. Айсмонтас).

Педагогический такт – соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся (Российская педагогическая энциклопедия).

Педагогическая наблюдательность – способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся; качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса (Б.Б. Айсмонтас).

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека (Психология. Словарь).

Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности (Б.Б. Айсмонтас).

Профессиональная компетентность педагог а выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм (В.А. Сластенин).

Психолого-педагогическая подготовленность – совокупность знаний методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества (В.А. Сластенин).

Педагогическое умение – совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности (В.А. Сластенин).

Педагогическая культура преподавателя – мера и способ творческой самореализации его личности в разнообразных видах профессиональной деятельности, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий (И.Ф. Исаев).

Педагогическое мастерство – сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя (В.А. Сластенин).

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива (А.Н. Леонтьев).

 

Список литературы

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология [электронный ресурс] // URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/12.html (дата обращения 20.02.2015).

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.

4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Слово, 1990.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Издательство «Флинта», 1998.

7. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994.

8. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. Политиздат, 1990.

9. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998., Т. 2. М – Я. 1999.

10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………….  
РАЗДЕЛ 1. Общие основы педагогики ………………………………  
1.1. Педагогика как наука ……………………………………………  
1.2. Категориальный аппарат педагогики …………………………..  
1.3. Методы педагогических исследований ………………………...  
1.4. Целеполагание в педагогике. Педагогический процесс ……….  
Основные определения. Список литературы ………………………….  
РАЗДЕЛ 2. Теория обучения (дидактика) ……………………………  
2.1. Структура и функции процесса обучения ……………………...  
2.2. Общие принципы дидактики ………………………....................  
2.3. Цели и структура непрерывного образования …………………  
2.4. Методы и формы организации учебной деятельности ………..  
2.4.1. Методы обучения ………………………………...  
2.4.2. Формы обучения ………………………………….  
Основные определения. Список литературы …………………………  
РАЗДЕЛ 3. Теория воспитания ………………………………………..  
3.1. Воспитание и его место в целостной структуре образовательного процесса …………………………………………………………  
3.2. Методологические основы воспитания ………………………..  
3.3. Виды, формы и методы воспитания ……………………………  
3.4.1. Виды воспитания …………………………………  
3.4.2. Формы и методы воспитания ……………………  
3.4. Коллектив как объект и субъект процесса воспитания ……….  
3.5. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности …………………..  
Основные определения. Список литературы …………………………  
РАЗДЕЛ 4. Управление образовательными системами ……………  
4.1. Система образования РФ …………….........................................  
4.2. Основные принципы управления образовательными системами  
Основные определения. Список литературы ………………………….  
РАЗДЕЛ 5. Основы педагогической деятельности …………………  
5.1. Общая характеристика профессии педагога ………………......  
5.2. Педагогическая деятельность ……………………………..........  
5.3. Требования к современному педагогу ………………………….  
5.4. Мастерство педагогического общения …………………………  
Основные определения. Список литературы ………………………….  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...