Тот, кто победил сатану
Сатана, Мара, Анхра-Майнью[13], или дьявол, какое бы имя он ни носил, оказывающий властное влияние на весь мир и на сокровенные желания людей, является последней и главной помехой, которую должен преодолеть основоположник религии, чтобы добыть окончательную победу. Дьявол есть всего лишь бесплотное существо, которое незаконно влияет на людей, и поэтому он неминуемо входит в противоречие с теми исключительными душами, которые отважились на справедливое человеческое существование, предопределенное Господом. Каждый основатель религии должен был приобрести опыт выявления истины через победу в борьбе с дьяволом. Во многих священных текстах основатель религиозного учения представляется в поединке с многоголовым змеем или драконом — несомненно, подходящий символ для иррациональной силы зла. В. понятиях психологии — основоположник вступал во внутреннюю борьбу, чтобы преодолеть элементы эгоизма, еще таившиеся в его сердце. Так, в различных формах писания многих религий изображают своих основателей победителями над бесплотным врагом и показывают дорогу обычным людям к совершению такого же подвига.
Во всех текстах данного раздела (быть может, кроме эпизода из детства Кришны) борьба основателей религии с дьяволом есть чисто человеческая борьба. Хотя традиционно (особенно для индуизма, где борьба между богами и демонами может определяться только божественной силой) признается существование духовного принципа, согласно которому люди обязаны побороть сатану. Божья благодать не избавляет людей от обязанности бороться с соблазнами окружающего мира и побеждать их в собственной душе. Основатели религий ведут людей по пути победы в этой борьбе.
Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
И говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Христианство. Евангелие от Матфея 4: 1—11
И не посылали Мы до тебя никакого посланника или пророка без того, чтобы, когда он предавался мечтам, сатана не бросил в его мечты чего-либо, но Аллах стирает то, что бросает сатана, потом Аллах утверждает Свои знамения, — ведь Аллах — знающий, мудрый! —
для того, чтобы сделать то, что ввергает сатана, испытанием для тех, в сердцах которых болезнь и у которых ожесточены сердца.
Ислам. Коран 22: 52—53
По дороге к горе Мориа Авраам и Исаак встретили сатану, принявшего вид старика. " Куда вы идете, Авраам? " — спросил сатана.
" Я иду молиться, " — ответил Авраам. " Тогда зачем тебе дрова, огонь и нож для жертвоприношения? "
— Мы будем на вершине горы Мориа несколько дней и все это используем для приготовления пищи.
— Ты старик и у тебя только один сын от жены твоей Сарры, зачем же ты хочешь принести его в жертву? — издеваясь, спросил сатана.
— Что Бог прикажет мне сделать, то я и сделаю, ответил Авраам. Затем сатана обратился к Исааку. " Куда ты идешь, Исаак? "
— Учиться Божественной премудрости, — сказал Исаак.
— Ты собираешься учиться после смерти? Ведь отец твой задумал принести тебя в жертву.
— Если Бог желает воспринять меня как жертву, я буду счастлив исполнить Его желание. Сатана сбежал к подножью горы Мориа и сделал так, что воды поднялись и разлились.
Авраам и Исаак пытались перейти этот поток вброд, но вода была выше их голов.
— Ты приказал мне принести в жертву моего сына, - взмолился Авраам, — но я не смогу выполнить Твоего желания, если я утону.
Тотчас воды спали и отец с сыном продолжили путь к вершине горы.
Иудаизм. Мидраш, Бытие Раббах 56
С севера, из адских мест стремительно несся Анхра-Майнью, смертоносный, сверхдьявол. И тогда сказал злокозненный преступник Анхра-Майнью, смертоносный: " Демон, обрушься на него! Уничтожь святого Заратуштру! " Демон понесся, демон Буити, невидимая смерть, порождение ада.
Заратуштра громко воспевал [молитву] Ахуну-Вайру: " Желание Господа есть закон благочестия; богатство благомыслия будет дано тому, кто в этом мире служит Мазде; кто властвует в соответствии с желанием Господа, тому Он даст силу, чтобы оказывать помощь бедным [... ] открыто признавать закон поклоняющихся Мазде! " Демон, придя в смятение, ринулся прочь, демон Буити, невидимая смерть, порождение ада,
И демон, злокозненный, сказал Анхра-Майнью: " О губительный Анхра-Майнью! Я не вижу способа убить его, столь велика слава святого Заратуштры".
Заратуштра все это видел в душе своей: " Преступные бесы и демоны собрались на совет все вместе для того, чтобы погубить меня".
И встал Заратуштра, и пошел вперед Заратуштра, непоколебленный злым духом, тяжестью его зловредных загадок, подбрасывая камни в своей руке, камни величиной с дом, которые он получил от Создателя, Господа Мазды, он — святой Заратуштра.
[И сказал Анхра-Майнью: ] " Зачем по всей земле, во всех ее пределах, зачем ты подбрасываешь те камни, ты, живущий у реки Дарейя, в горах, в обители Пурушаспа? " Тогда Заратуштра ответил Анхра-Майнью: " О злокозненный Анхра-Майнью! Я буду сражаться с творением дьявола! " [... ]
Против него выступил в споре сам вероломный создатель злого мира Анхра-Майнью: " Не уничтожай моих созданий, о святой Заратуштра! Ты — сын Пурушаспы [которого я знаю], родился от матери [которая обращалась ко мне]. Отрекись от закона добра поклоняющихся Мазде, и ты приобретешь такое же благополучие, как приобрел убийца [Король Зохак], вождь нации".
Тогда ответил ему Заратуштра: " Нет! Никогда не отрекусь я от закона добра поклоняющихся Мазде, даже если мое тело, моя жизнь и моя душа будут разбиты! "
Зороастризм. Авеста, Видевдад 19, 1—7
Когда будущий Будда сидел под деревом Бодхи с душой полной решимости достичь высшего знания, весь мир радовался. Но Мара, враг закона добра, был напуган. Он, кого называли богом наслаждения, владел разнообразным оружием, набором стрел, поражающих людей; он был властителем дороги желаний — это он, которого именовали Мара, враг освобождения. Три его сына: Беспутство, Веселье и Заносчивость, и три его дочери: Вожделение, Наслаждение и Похоть — спрашивали его о причине его уныния, и тогда он ответил им так:
" Этот мудрец, закованный в доспехи твердости и целеустремленности как стрела мудрости с наконечником истины, сидит себе с намерением завоевать мои соблазнительные владения; поэтому мой рассудок подавлен. Если он преуспеет в победе надо мной и на весь мир провозгласит путь окончательного блаженства, все мои владения тотчас же опустеют. [... ] Поэтому, пока он находится в границах досягаемости и пока его духовное зрение не достигло предела, я хочу напасть на него внезапно, чтобы разрушить его обет так же, как может вздувшаяся от разлива река разрушить плотину".
Затем, воспользовавшись своим созданным из цветов луком и пятью своими стрелами возбуждения страстей, великий нарушитель сознательного образа жизни вместе со своими детьми приблизился к дереву Бодхи. Взяв в свою левую руку стрелу и приладив ее в луке, Мара обратился к пророку, который сидел на своем месте, готовясь переплыть на другую сторону океана существования:
" Поднимайся, поднимайся, о Кшатрий, боящийся смерти! Следуй своему долгу (как должен это делать член любой касты) и откажись от избранного пути к освобождению. Побеждай нижние миры с помощью оружия и с таким же успехом завоевывай верхние миры. Это и есть прекрасный способ продвижения, который приводит людей к созданию потомства. А жизнь нищего монаха иллюзорна для того, кто родился быть царем и должен следовать этому предназначению. Но если ты будешь упорно отказываться от возвышения, то будь твердым, если хочешь. Тот, кто будет пронзен этим оружием, даже сын Иды, внук Луны,
— сойдет с ума; и святой отшельник тоже потеряет контроль над собой. Сколько их будет тогда, слабосильных, не устоявших, когда старость начнет вырождаться? Поэтому быстрее возвышайся и следуй за своими органами чувств (ибо эта стрела готова), понимая их язык".
Но даже после такого обращения святой Шакья не обратил на него внимания и не изменил своей позы. Тогда Мара выстрелил в него своей стрелой любовной страсти и выставил перед ним своих дочерей — Вожделение, Наслаждение и Похоть, и своих сыновей — Беспутство, Веселье и Заносчивость. Однако он и на это не обратил внимания и не отклонился от своего твердого пути. Мара, видя его таким, сник и медленно размышлял:
" Он даже не заметил стрелы, гораздо более сильной, чем та, которой был пронзен бог Шамбху, влюбленный в дочь горы и поколебленный в своем обете. Сможет ли он быть свободным от всех желаний? Он не достоин ни моих цветочных копий, ни моей стрелы возбуждения, ни даже того, чтобы я послал мою дочь, Сексуальное Наслаждение, соблазнить его. Он заслуживает страхов, вражды и несчастий от всего сонма демонов".
Тогда Мара вспомнил о своей армии и решил сделать ей смотр для уничтожения святого Шакья. Его сторонники столпились вокруг, одетые в различные одежды и держащие стрелы, копья, дротики, булавы и сабли в своих руках; у них были лица кабанов, рыб, лошадей, ослов, а также верблюдов, тигров, медведей, львов и слонов — одноглазые, многоликие, трехголовые, с выпяченными и с пятнистыми животами; они смешались с козлами, их колени были раздуты, как горшок; они были вооружены клыками и когтями; они держали в-своих руках стволы деревьев, превращенные в булавы; они принимали разнообразные формы, их лица были наполовину изуродованы, а рты были чудовищны... Перед этими отвратительными и ужасными чудовищами великий мудрец оставался спокойным, он высмеивал их, как будто они были всего-навсего невоспитанными детьми. Тогда один из них, его глаза дико вращались, поднял на него дубину — и тут же его рука была парализована, как в старину, когда Индра поражал молнией. Некоторые, поднявшие в руках камни и деревья, обнаружили, что не в состоянии применить их против мудреца [... ] Другие забрасывали его огромными, величиной с гору, стогами горящей соломы [... ] Несмотря на все эти убийственные нападения, на все эти камни и палки, используемые как метательные орудия, чтобы бомбардировать его тело и сознание, святой Шакья даже в малой степени не отошел от своего состояния и не отклонился от своего твердого решения [... ]
Тогда некоторые невидимые, но имеющие выдающуюся славу сущности возникли в небесах и проявились Маре, столь враждебному к пророку, и обратились к нему громким голосом, но без волнения и вражды: " Не бери на себя, о Мара, этот напрасный труд; отбрось свою злобу и удались домой; этот святой не может быть потрясен тобою: не более чем могучая гора Меру
— ветром [... ] И пусть твое величие, о Мара, не сочетается с чувством гордыни. Нехорошо быть самонадеянным — судьба переменчива. Зачем тебе находиться в положении, у которого шаткое основание? "
Выслушав их слова и видя непоколебимость великого святого и его твердость, Мара отступил удрученный и сломленный с тем, чтобы теми стрелами желаний, которыми он владел, продолжать поражать мир в самое сердце. Но их сила иссякла, они стали бесполезными, камни, палки и солома были выброшены, а само войско Мары разбежалось в разные стороны — так отступает армия, когда ее лагерь уничтожен врагами.
Когда таким образом бог желаний и цветов зла улетел, побежденный вместе со своим войском, а невозмутимый мудрец оказался победителем, преодолевшим все силы тьмы, на небесах засияла луна, улыбаясь как девственница, и благоухание цветов опустилось на влажную от росы землю. И по мере того как побеждалось и отступало зло, небо становилось яснее, луна светила все ярче, благоухание цветов падало с небес на землю, и ночь сверкала огнями, подобно чистой деве.
Буддизм. Ашвагхоша, Буддхачарита [Жизнеописание Будды] 13
И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно. ] И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуел; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.
Иудаизм и христианство. Бытие 32: 24—30
Воспользуйтесь поиском по сайту: