Глава 11. Основатель
Эта глава содержит выдержки из священных книг о жизни и деятельное! и основателей религий. Они первыми открыли истину, ведущую к спасению, отдали свои жизни за то, чтобы пролить свет истины и спасти других людей; они создали для будущих поколений образы идеального человека и всюду продолжают проливать свет и благость в сердца людей. Среди этих великих душ — Иисус, Мухаммед, Будда, Кун-цзы (Конфуций), Авраам, Моисей, Заратустра, Лао-цзы, Махави-ра, Нанак и древние индуистские мудрецы-боги. Индуистские священные книги содержат также описания подвигов Кришны и Рамы, аватар бога Вишну. Конфуцианские священные книги восхваляют жизни древних мудрецов — королей Вэн, Яо, Шун, а также эпоху династии Чжоу. Мы включили в данную главу, кроме того, отрывки из произведений создателей некоторых новейших религий, таких, как Джозеф Смит, Бахаулла и Сан Мён Мун. Однако не следует думать, что все основатели религий — фигуры одного уровня, равной значимости. Каждый из них уникален, и каждый занимает уникальное положение в связи с той религией, которую он породил. Если говорить о христианстве, то Иисус Христос был Спасителем независимо от достижений других основателей, какими бы великими они ни были. Точно так же мусульманская вера определена уникальной миссией Мухаммеда, а буддизм — светом и учением Будды. Правоверный человек стоит лицом к лицу с одной личностью как с воплощением истины и любви, с тем, кто определяет истинный путь. Слова " Я еемь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14: 6) есть точное повторение аналогичных утверждений в священных текстах многих религий: " Нет отшельника [святого] вне нас [Будды]" (Дхаммапада, 254); " Мухаммед — печать пророков" (Коран, 33: 40); " Слава Тебе, Великий Бог Шива, учитель мира" (Нанди Сутра, 2). Читатель должен довериться основателю выбранной им традиции, который укажет ему истину и предложит милостивую помощь, направляя его жизнь. Это будет его вера, он никогда не сможет отступиться от нее. Тогда он сможет провести параллели, сравнить тексты, представленные в этой главе. Он сможет обнаружить, что основатели иных вероучений тоже прозревали Божественную истину и образцово пережили эту истину. Человек может отнестись к ним как к достойным почтения, если он найдет, что их вера сравнима с нормами веры, установленными его собственной традицией.
Другого рода трудности, которые сопровождают всякое обращение к основателям религии, заключаются в том, что в определенной конкретнойтрадиции они рассматриваются как божества или как обладающие божественными свойствами — тема, которой уделено внимание в этой главе. Иисус из Назарета является воплощением второй ипостаси в Святой Троице; Сиддхартха есть явление в человеке вечного Будды или Дхармакайи; Кришна и Рама суть воплощения Вишну, который в своей космической форме заполняет всю Вселенную; а герои культуры Синто суть боги, которые спускаются с небес. Еще в большей степени способствует отношению к основателям как к божествам то, что их истинно человеческие способности — претерпевать преследования и гонения, бороться с искушениями, а также отдавать всего себя на службу другим — эти способности могут быть умеренны. Что, в конце концов, есть преследование или искушение для бога? Что особенно похвального можно сказать о личности, помогающей другим, если эта личность всемогуща и наделена всеми сокровищами? Поэтому в этой главе мы уделили главное внимание фрагментам писаний, где основатели выглядят как личности, подверженные обычным ограничениям человеческого существования.
Основатели различных религиозных учений, спасители и открыватели путей к истине сравнимы по многим сторонам их жизни, веры, деятельности, что доказывают собранные в данной главе фрагменты священных книг. Мы будем иметь возможность узнать, во-первых, что призвало основателей учений ступить на путь осуществления их миссии, во-вторых, увидеть тернистость этого пути, на котором они преследовались и отвергались миром, и в-третьих, убедиться в их победе, триумфальном преодолении всех трудностей и полном осуществлении божественного замысла. В специальном разделе собраны высказывания, в которых описаны их борьба с дьяволом и демоническими силами и победа над ними. Другой раздел содержит фрагменты писаний, показывающие их роль как открывателей и учителей, несущих людям новую истину и свет. Приведены также тексты, свидетельствующие о том, что основатели учений были высшими образцами самопожертвования и служения другим, что они отдали себя миссии спасения и просвещения этого мира, погрязшего во тьме. Их достижения не ограничивались только временем их жизни. Приводимые в седьмом разделе этой главы фрагменты описывают основателей религии как вечно живущих в сердцах людей, как непрерывный свет и вдохновение во все эпохи, как вечных ходатаев в интересах людей. В восьмом разделе рассматриваются разные стороны личности основателей — человеческая и божественная. Мы подобрали также тексты, легшие в основу христианского учения о божественности Христа, буддийского учения о трех телах Будды и аналогичных идей в других религиях, равно как и тексты, показывающие обычную человеческую сущность Мухаммеда, Моисея, Конфуция и др., которые принадлежат традициям, отрицающим божественность их основателей. Последний раздел связывает каждого основателя религии с длинной чередой пророков, Будд, Аватар, Тиртханкар[1], учителей или мудрецов — тех, кто предшествовал им и кто сможет идти за ними в будущем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|