Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность и характер основателя религии




Личность и характер основателя религии

В этом разделе содержатся фрагменты священных книг, описывающие божественную сущность основателя религии как проявление Бога, а также его человеческую сущность как личности, обладающей уникальной и пора­зительной индивидуальностью. Во многих религиях основатель как чело­век, воплощающий совершеннейшую реальность, представлен божествен­ным. Согласованность человеческого и божественного в обычной личности есть тайна, которая описывается различными способами. Христианская теология основывается на доктрине, согласно которой Иисус характеризу­ется как совершенный Бог и совершенный человек. Джайнизм полагает, что Тиртханкара осуществляет состояние параматмана, или совершенной души, которое единственное и есть божественное и абсолютное. Индуизм понима­ет под согласованностью божественного и человеческого доктрину череды воплощений, Аватар, а также постоянное нахождение божественной сущ­ности в душе Мудреца.

Иисус Христос признается также воплощением Второй Ипостаси Святой Троицы: Три Ипостаси — Отец, Сын и Дух Святый — единое и явленное созидательное, искупительное и священное проявление Бога в этом мире. С учением о Святой Троице в христианстве можно сравнить буддистскую теорию " трех тел Будды" (Трикая), а именно Дхармакая, т. е. тело Дхармы, Предвечный Будда, который есть сущность Просветления и Истины; Самб-хогакая — сострадание и премудрость Будды, которые ведут людей к спасе­нию; и Нирманакая — проявление в теле Будды, самым последним из которых была личность Сиддхартхи Гаутамы. Индуистская Троица, состо­ящая из Брахмы, Вишну и Шивы, мыслимых соответственно как Творец, Хранитель и Разрушитель, не может, строго говоря, сравниваться и даже называться Троицей! Мы имеем здесь дело с троичностью проявления божественности, полностью отделенной от каких бы то ни было воплоще­ний.

С другой стороны, в ортодоксальных традициях ислама, иудаизма, буддизма хинаяны и конфуцианства основатель религии есть человек по сути своей и решительно отличается от божеств. Большинство традиций в этих религиях, говоря об основателе, описывают его характер совершенно в человеческих терминах; делается это для того, чтобы уберечься от любой попытки превратить его в божество. И тем не менее мистические и народ­ные течения многих из этих религий придерживаются традиционного взгля­да на личность основателя, согласно которому последний обладает качест­вами, сближающими его с Высшей Реальностью.

 

Божественная личность

Тот, кто видит меня [Мухаммеда], тот видел Аллаха. Ислам. Хадис Букхари и Муслима
Тот, кто видит Образец, тот видит меня; тот, кто видит меня, тот видит Образец [19]. Буддизм. Самйутта Никайа ш. 120

Иисус сказал ему; столько времени Я с вами, и ты не знаешь меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?
Христианство. Евангелие от Иоанна 14: 9—10

Нанак говорит: " Спаситель есть образ Господа; Господь проникает в Спасителя — Брат мой! меж ними нет разницы".
Сикхизм. Ади-Грантх, Аса Чхант М. 4

Славен будь, Господь Махавира, в зеркале просветленности которого отразилось отчет­ливо земное и внеземное, и чей внешний вид выражает внутреннюю сущность цветущего лотоса и чистого золота.
Джайнизм. Вирасена, Джаядхавала 3

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. [... ]
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца.
Христианство. Евангелие от Иоанна 1: 1—4, 14

Благодать Господа [нашего] Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами.
Христианство^ Второе послание коринфянам 13: 13

Всевышнее, абсолютно просветленное есть царство Нирваны. Царство Нирваны есть тело Дхармы Таттхагаты [Вечный Будда]. Достигающий абсолютного телк Дхармы есть достига­ющий абсолютного Одного Воплощения. Таттхагата не отличается от тела Дхармы. Тат­тхагата идентичен с телом Дхармы [... ] Абсолют неограничен и непрерывен.
О, Господь Таттхагата, который не ограничен временем [... ] не имеет ограничений. Его великое сострадание также неограничено, оно несет мир и покой в мир. Его великое неог­раниченное сострадание несет неограниченный мир и покой в этот мир. Это толкование есть правильное толкование относительно Таттхагаты. Если кто-то заговорил снова о неисчерпа­емой Дхарме, о вечно неизменной Дхарме, которая есть спасение всем мирам, — это также есть правильное толкование Таттхагаты. Цоэтому в мире, который еще не спасен, в мире, лишенном спасения, имеется неисчерпаемое, вечно неизменное спасение, являющееся послед­ним пределом: Таттхагата, Архат, Тот, кто Совершенно Просветлен.
Буддизм. Львиный Рык королевы Шримала 5
Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Христианство. Евангелие от Иоанна 8: 58
Внешне мы последние из всех, но внутренне мы впереди всех. Ислам. Хадис Букхари

[Индра: ]
" Я был Ману и Сурьей.
Я — вдохновленный риши Какшивант.
Я покорил Кутсу, сына Арджуны.
Я — Кави Ушанас. Взгляните на меня!
Индуизм. Ригведа IV. 26, 1

... взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
Христианство. Евангелие от Матфея 17: 1—8

[Арджуна сказал: ]
Праведно, Кришна, Тебя восхваляя,
мир этот радуется и ликует;
ракшасы прочь убегают в испуге,
толпы же сиддхов Тебя славословят.
Как же, Великий, Тебя им не славить?
Ты выше Брахмы — творец изначальный!
Мира обитель! Безмерный Владыка!
Ты — всё: суть, несуть, и то, что за ними.
Ты — первобог, изначальный Пуруша!
Мира Ты — высший оплот и обитель!
Ты — знанье, знающий, свет высочайший!
Мир пронизал Ты, бесчисленноликий!
Если Тебе, как приятелю, дерзко
крикнул бывало: " Эй, Кришна! Эй, друже! ",
не разумея Твоей этой славы,
если с Тобою был груб иль небрежен,
или в насмешку Тебя не почтил я —
сидя, обедая иль развлекаясь,
наедине иль в присутствии многих, —
о Непомерный! Прости мне все это!
Индуизм. Бхагавадгита 11. 36—42

Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир ва[м! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны невидевшие и уверовавшие.
Христианство. Евангелие от Иоанна 20: 24—29
Когда Кун-цзы вернулся со своего свидания с Лао-цзы, он не говорил три дня. Его ученики спросили: " Учитель, ты повидал Лао-цзы — какое суждение ты можешь сделать о нем? " Кун-цзы сказал: " В конце концов я могу сказать, что я повидал дракона — дракона, который извивается, чтобы показать, как прекрасно его тело, который растягивается, чтобы показать, как прекрасна его форма, который извергает при дыхании клубы дыма, который питается инь и ян [20]. Мой рот был открыт, и я не мог закрыть его; мой язык высунулся и я не мог говорить даже заикаясь. Ну, как можно мне сделать какое-либо суждение о Лао-цзы? "
Даосизм. Чжуан-цзы 14

Однажды Господь путешествовал по горной дороге между Уккатхой и Сетаббией; и был там брамин Дона. Он увидел следы ног Господа — колеса с тысячью спиц, с ободами, ступицами и всеми иными частями, и он подумал: " Как, однако, чудесно и удивительно: не может быть, чтобы эти следы принадлежали человеку".
Затем Дона, следуя по следам Господа, увидел Его сидящим под деревом, миловидного, благожелательного, миролюбивого... Дона приблизился к Господу и сказал: " Не являетесь ли Вы, Ваше преподобие, богом? "
— В действительности это не так, брамин, я не бог.
— Тогда Вы ангел?
— И это не так, брамин.
— Волшебник, значит?
— Нет, и это не так, брамин, я не волшебник.
— Тогда, значит, Вы человек?
— Нет, на самом деле, брамин, я не человек.
— Вы ответили на все мои вопросы отрицательно. Кто же Вы тогда, Ваше преподобие?
— Брамин, это всё возможности, и если бы они не были подавлены, я мог бы быть и богом, и ангелом, и волшебником, и человеком — эти возможности подавлены во мне, отрезаны на корню, превращены как бы в пень от пальмы, из которого ничего не сможет развиться в будущем. Как голубой,. красный или белый лотос, который хотя рождается и вырастает в воде, но, достигая поверхности, остается чистым от воды, — также и я, брамин, хотя и родился в мире, и вырос в мире, но, преодолев мир, пребываю незапятнанным этим миром. Воспринимай это так, что я — Будда.
Буддизм. Ангуттара Никайа п. 37—39

Человеческая личность

Скажи: " Я ведь — человек, подобный вам; ниспослано мне откровение о том, что бог ваш — Бог единый. И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в покло­нении Господу своему не присоединяет к Нему никого".
Ислам. Коран 18: 110

Монахи, из пытливых, изучающие пределы человеческого разума, должны познавать Таттхагату затем, чтобы отличать, является ли он полностью самовозбуждаемым или нет.
Буддизм. Мадждхима Никайа i. 318

... подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Христианство. Евангелие от Марка 10: 17—18

Учитель сказал:
" О жизни святого мудреца или даже совершенного человека, — я далек qT того, чтобы требовать этого.
Что же касается настойчивых попыток учиться и с неослабным терпением учить других — это и есть достоинства, к которым я не колеблясь не могу не призывать".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 7, 33

Не веровали те, которые говорили: " Ведь Аллах — Мессия, сын Марйам". А Мессия сказал: " О сыны Исра'ила! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему! " Ведь кто предает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил рай. Убежищем для него — огонь, и нет для неправедных помощников!
Ислам. Коран 5: 76

А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. [... ] Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивле­ния за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Христианство. Послание к евреям 2: 14—15, 17—18

И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, — ибо он взял за себя Ефиоплянку, — и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь. Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле.
И сказал Господь внезапно Моисею и Аарону и Мариами: выйдите вы трое к скинии собрания. И вышли все трое. И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?
Иудаизм и христианство. Числа 12: 1—8

Учитель сказал:
" Моя мысль в том, что я оставляю свою моральную силу в забвении, мое учение незавершенным;
я слышу о праведных людях, но не могу пойти к ним,
я слышу о греховных людях, но у меня нет возможности изменить их.
— Вот мысли, которые тревожат меня".
Учитель сказал:
" Дайте мне еще немного лет, так как я потратил целых пятьдесят лет на учение, и я уверен, что после всего я был бы в известной степени свободен от ошибок".
Ше-гун спросил Цзы-Лу о Кун-цзы. Цзы-Лу не ответил. Учитель сказал:
" Почему ты не сказал: " Вот характер этого человека: он так сосредоточен на просвещении страждущих, что забывает о голоде, и так счастлив делать это, что забывает о горечи собственного жребия, и не осознает, что близится старость. Вот таков он"? "
Учитель сказал:
" Даже когда я гуляю в компании не более трех человек, я могу всегда быть уверенным, что чему-то научусь у тех, кто со мной. Это, должно быть, хорошее качество, что я могу выбирать объекты для подражания, но плохо то, что они учат меня искать, что вынуждает меня меняться".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 7. 3, 17, 22

Господь воздерживался от частых речей. Он пользовался несколькими словами, если и когда это было необходимо. Если кто-нибудь спрашивал: " Кто это там? ", он отвечал: " Это я, монах".
Господь спал умеренно. Он часто медитировал стоя и даже после 3toro полностью сохранял сознание. Во время своих спиритуалистических занятий он очень мало спал. За двенадцать с половиной лет он проспал не более одной мухурты [48 минут]. [... ] Когда желание спать становилось слишком неодолимым, он немного двигался, чтобы преодолеть его, и по­этому непрестанно оставался бодрствующим.
Господь знал точное количество пищи и питья, потребное человеческому организму, и соответственно их потреблял. [... ] Господь не был склонен к особо вкусным блюдам. Он проводил различные эксперименты по содержанию диеты. Однажды он принимал только сухую пищу. Он питался обезжиренным рисом и злаками. [... ] Всего три вида пищи за полных восемь месяцев.
Господь отказывал себе в воде во время своих постов. Однажды он обходился без воды в течение двух недель. Он продлял время жизни без воды в посте до одного, двух и шести месяцев.
Господь никогда не протирал свои глаза и не расчесывал мест, которые чесались. [... ] Господь держал всегда свои руки наружу, даже зимой, вместо того, чтобы скрестить их на груди. [... ] В то время как люди зимой трясутся от холода и многие монахи ищут теплое местечко, чтобы примоститься там, Господь [... ] медитировал на открытом воздухе без одежды и без приюта. [... ] Он страдал стоически.
Джайнизм. Акарангасутра 9

Одна гопи[21] сказала: " Знаешь ли ты, что когда Кришна ложился на землю, он отдыхал, опираясь на левый локоть, подперев голову левой рукой. Он поводил своими очарователь­ными бровями, а в это время играл на флейте своими изящными пальцами, и звуки, им из нее извлекаемые, создавали такую прекрасную атмосферу, что обитатели небесных планет, кото­рые путешествовали в космосе со своими женами и возлюбленными, прерывали полет своих летающих колесниц, так как были ошеломлены звучанием флейты. Жены этих полубогов, которые сидели в этих колесницах, начинали стыдиться своего пения и качества своей музыка­льности. Но не только это — они начинали сокрушаться о своей супружеской любви, а их волосы и туго затянутые платья мгновенно распускались".
Одна из гопи сказала матери Яшоде [22]: " Дорогая моя мамочка, твой сын очень сведущ по сравнению со всеми парнями-пастухами. Он знает всё в разных искусствах — и как ухаживать за коровами, и как играть на флейте. Он сочиняет собственные песни и сам поет их, играя на флейте. Когда он играет, утром или вечером, все полубоги, такие, как Господь Шива, Брахма, Индра и Кандра, склоняют свои головы и слушают с огромным вниманием. И хотя они были очень образованы и сведущи, они не могли понять музыкальных оранжировок флейты Кришны. Они просто внимательно слушали и пытались понять, но оставались сбитыми с толку и ничего более".
Индуизм. Шримад Бхагаватам 10, 34

Анас сказал: " Я прислуживал Пророку [Мухаммаду] на протяжении десяти лет и он никогда не сказал мне: " Стыдно! ", или " Почему ты делаешь так и так? ", или " Почему ты не делаешь так и так? "
Он сказал: " Когда я прогуливался с Посланником Аллаха, который был одет в одежду Найрани с жесткой бахромой, араб-кочевник нагнал его и сильно рванул за одежду, срывая ее с груди Посланника Аллаха, и я увидел, что плечи Посланника Аллаха стали видны сквозь бахрому одежды, так сильно рванул ее этот человек. Он сказал: " Прикажи, чтобы мне далось немного божественного свойства, которое имеешь ты, Мухаммад", и Посланник Аллаха обошел его кругом, смеясь, и распорядился, чтобы тому было дано что-нибудь".
Он сказал: " Посланник Аллаха был лучшим из людей, самым великодушным из людей, самым храбрым из людей. Однажды ночью люди Медины были встревожены; когда они пошли по направлению звука, они встретили Пророка, который тоже направлялся в сторону звука впереди их, и он сказал: " У вас нет ничего для жизни". Он был на неоседланной лошади, без седла, принадлежащей Абу Тальху, на шее его висел на ремне меч. Он сказал: " Я обнаружил, что она бегает быстрее великой реки" ".
Абу Хурайра рассказывал, что когда Посланника Аллаха попросили призвать к курсу на многобожие, он ответил: " Я не послан как некто, кто задает курс; я послан только как милосердие".
Айша сказала: " Посланник Аллаха, делая выбор между двумя вещами, всегда подавал свой голос за меньшую из них, если только это не влечет греха, никому не следует отдаляться от этого дальше, чем он. И Пророк никогда не брал реванш от своего имени ни над кем, разве что когда был нарушен какой-нибудь запрет Аллаха, тогда Пророк брал реванш от имени Аллаха".
Анас сказал: " Я служил Посланнику Аллаха десять лет с восьмилетнего возраста и он никогда не упрекал меня, если что ломалось в моих руках. Если кто-либо из членов семьи упрекал меня, он говорил: " Оставьте его в покое, чтобы он сделал то, что было ему приказано".
Айша сказала: " Посланник Аллаха не был непристойным или бесстыдным в выражениях, а также не повышал голоса на улицах и не платил злом за зло, напротив, он прощал и миловал".
Она сказала: " Посланник Аллаха пользовался заплатанными сандалиями, зашивал свою одежду и сам проводил любого, кто приходил, в дом. Он был живым человеком, он тщательно исследовал свою одежду, чтобы не допустить зарождения вшей, сам доил свою овцу и сам делал свою часть работы по дому".
Она сообщила, что Посланник Аллаха говорил: " Если я захочу, Айша, горы золота появятся у меня. Ангел, талия которого была на высоте Каабы, явился ко мне и сказал мне, что мой Аллах послал мне благоволение и сказал, что, если бы я захотел, я мог бы стать пророком и слугой, а если бы захотел, то мог бы стать пророком и королем. Я смотрел на Джебраила (Гавриила) и он дал мне знак быть почтительным. И тогда я сказал, что хотел бы стать пророком и слугой". После этого Посланник Аллаха не ел, развалясь и откидываясь назад, говоря, что он должен есть как раб и сидеть как раб.
Ислам. Хадис
Я становился легендой в Глоучестере (штат Массачусетс). [... ] Когда " Новая Надежда" преодолела море и бросила якорь, многие иные суда стали бросать якорь по соседству. Когда мы охотились на тунца, другие рыболовы вынимали свои бинокли и смотрели, что это я делаю. Сначала плохие люди хотели, чтобы тунец вырвался из сетей и уплыл на волю, но после нескольких дней удачного лова они стали менять свои мысли и начали распространять слух, что есть что-то доброе, работающее на меня.
Я был всегда первый в море. Некоторые закаленные профессионалы-рыболовы старались обогнать меня, но по непонятной причине как бы рано они не выходили в море, " Новая Надежда" уже была там. Рыбаки не только вдохновлялись этим, но когда они пытались соревноваться со мной, им приходилось так тяжело трудиться, что у них буквально не хватало времени на обычные пьянки и лень. В конце лета слух, что я, один только я, есть тот, кто может спасти Глоучестер, обошел весь город.
Без всяких исключений я каждый день вставал в три часа ночи. " Новая Надежда" выходила в лунную ночь и в большинстве случаев возвращалась домой при сиянии звезд и луны. Вы любите вставать ранним утром? Члены команды, работающие на судне, никогда не говорили о времени своего подъема, но так как я вставал в три, они подражали мне как бы им ни хотелось спать.
Это было моей традицией в течение четырех лет в Америке. Не так легко было подражать мне, потому что никто не мог обогнать меня в работе. Моя судовая команда знала, что я делаю, и если я говорил им быть в Атлантике в 1: 30, они поднимались и выходили без ворчания и жалоб. Я даже установил традицию оставаться и работать всю ночь: работать и оставаться до конца.
Этим летом я не заработал много денег, но традиций я заработал стоимостью на миллиарды долларов. [... ] И хотя ловля рыбы — это тяжелая работа, я захотел отдать себя без всяких оговорок делу подготовки для будущих поколений Церкви Объединения.
Церковь Объединения. Сан Мён Мун 9—11—77

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...