ЧАСТЬ IV. Религиозная жизнь. Глава 12. Ответственность и предопределение. Решение
ЧАСТЬ IV. Религиозная жизнь Глава 12. Ответственность и предопределение Ответственность и предопределение — связанные между собой темы. Писания утверждают, что каждый индивидуум несет ответственность перед Богом. Мы обретаем свободу, лишь относясь ответственно к осуществлению цели своей жизни. Индивидуальная ответственность начинается с решения следовать истинному пути. Это тема первого раздела данной главы. Во втором разделе, содержатся фрагменты священных писаний об ответственности каждого индивида по отношению к самому себе, которая не может быть переложена на чужие плечи, от которой нельзя освободиться под влиянием обстоятельств или отказаться, уповая на милость Спасителя. К этой ответственности человека нельзя принудить; она предполагает свободу мысли и действия, свободу в вере и неверии. Тексты третьего раздела говорят о том, что наша ответственность выглядит облеченной и внушенной милостью Бога, и, следуя своему уделу, мы находим, что Бог всегда помогает нам. Однако чем можно объяснить, что одним выпала легкая жизнь, а участь других — трудна; к одним вера приходит легко, и они вступают на путь истинный без всяких видимых усилий, а у других бремя жизни тяжело, и без напряженных усилий они могут постепенно впасть в соблазн и отчаяние. Различия в способностях, условиях жизни и судьбе людей в разных священных текстах объясняются по-разному. Учения о предопределении отражены во фрагментах, собранных в четвертом разделе. Согласно им, различия в судьбе людей зависят от Бога, Всемогущего и Всевидящего. Милость Божия — единственная действенная сила, без которой усилие человека не имеет никакого значения.
Из отрывков священных писаний, собранных в пятом разделе, следует, что индивидуальные различия и судьба людей являются результатами их предыдущих действий. Это — доктрина кармы. Согласно учению о карме, всякое личное существование — продолжение бесчисленного числа предыдущих жизней. Деяния, совершенные в предыдущих жизнях, приносят плоды в настоящей, являясь причиной различий в условиях жизни и положении разных людей. Это учение основано на вере в реинкарнацию.. Да и те религии, которые считают, что человек живет лишь одной жизнью, все же признают, что жизнь каждого зависит и от грехов, которые достались ему по наследству от близких и дальних родственников. Эти грехи отцов оказывают влияние на потомков в виде тяжелого бремени и трагических условий жизни, в то время как заслуги отцов делают потомков счастливыми. Отдельные личности также подвержены условиям, вытекающим из добродетели группы или нации, к которой они принадлежат; коллективная история создает недостатки и достоинства, которые разделяют все члены этого коллектива. Считать деятельность человека совершенно свободной и зависящей только от его собственной жизни или считать, что жизнь полностью предопределена внешними факторами, — таковы два конца одного спектра, определяющего действительное положение человека. Так возникает проблема обязанности. Тексты, собранные в заключительном разделе, учат, что нам следует принять выпавший нам в жизни жребий и затем постараться сделать лучше то, что мы имеем. Они учат нас уповать на промысел Божий, каким бы он ни был, как на единственно верную опору в выполнении наших личных обязанностей. Решение Религиозная жизнь начинается с принятия решения. Оно не приходит само собой в ходе естественного течения жизни, не подверженной испытаниям. Выбор этот необходимо сделать сознательно, в результате внутренней борьбы. Решение это не могут заставить принять ни авторитетные люди, ни сила Небес. Выбор веры должен происходить свободно. Часто к нему подталкивает сознание реальных опасностей и хрупкости человеческой жизни: неизбежности смерти, греховности своей жизни, постоянной угрозы адовых мук и вечного наказания. В свете этих опасностей религия предстает надежным убежищем и путем к спасению. Решение о принятии веры священные тексты описывают как выбор между двумя возможностями: жизнью и смертью, узкими и широкими вратами, двумя дорогами. Это решение также требует от человека принятия на себя обязательства, что, ступив на избранный путь, он впредь будет избегать сомнений.
... И, выведши их вон, сказал: государи мои\ что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. Скажи: " О люди! Я — посланник Аллаха к вам всем, того, которому принадлежит власть над небесами и землей, — нет божества, " кроме Него; он живит и мертвит. Веруйте же в Аллаха и Его посланника, — пророка, простеца, который верует в Аллаха и Его словеса, и следуйте за ним, — может быть, вы пойдете прямым путем! " Только в Нем ищи утешенья всей душею своей, сын Кунти: Его милостью ты достигнешь высшей цели, умиротворенья. Ко всякому прибежищу обращаются люди, мучимые страхом: к горам и к лесам, к деревьям в роще, к гробницам. Но ведь и такое прибежище не безопасно, и такое прибежище не из лучших. Достигший такого прибежища не освобождается от всех горестей. Тот же, кто нашел прибежище в Будде, в Дхамме и в Сангхе, кто владеет подлинным знанием, — видит четыре Благородные истины. Зло, происхождение зла и преодоление зла, и Благородный Восьмеричный Путь, ведущий к прекращению зла. Вот такое прибежище безопасно, такое прибежище — лучшее. Достигший такого прибежища освобождается от всех горестей.
Учитель сказал: " Направь свою волю на достижение правильного пути, придерживайся принципов морали, поступай в соответствии с человеколюбием, упражняйся в искусствах". Встаньте, пробудитесь, обретя дары, постигните [их]. Остер, как лезвие бритвы, неодолим, недоступен этот путь — говорят мудрецы. Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие • находят их. Ибо одно средство ведет к приобретению богатства, другое — к Нирване. Зная же это, бхикшу, ученик Будды, не возрадуется почестям, но возлюбит одиночество. Разве не сделали Мы ему пару глаз, Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим.
И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. Если бы я владел знанием, то шел бы по большой дороге. Единственная вещь, которой я боюсь, — это узкие тропинки. Большая дорога совершенно ровна, но народ любит тропинки. Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих; и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. Аллах приводит притчей человека, о котором соучастники препираются, и человека, мирного к другому человеку. Равны ли они в притче? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Если отказ от маленького счастьица позволяет увидеть большое счастье, пусть мудрый откажется от маленького счастьица, размышляя о большом счастье. И благое, и приятное приходит к человеку; разумный,
Слушай ушами о том, что такое высшее благо; Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете. Партха! Ныне ты знаешь то знанье, что таинственней тайн сокрытых; так обдумай его всесторонне, а затем поступай, как желаешь! Пусть не вводят вас в заблуждение слова, традиция или молва. Пусть не вводят вас в заблуждение ни авторитет религиозных текстов, ни простота доказательств и выводов, ни внушительная наружность, ни удовольствие от отвлеченных суждений, ни кажущаяся доступность, ни мысль: " Это наш учитель". Но когда вы сами знаете, что что-то несовершенно, ложно и плохо, отбросьте это [. . . ] И тогда вы сами знаете, что что-то совершенно и хорошо, примите это и следуйте этому.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|