Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальная ответственность




Ответственность — это главное, что означает быть человеком. У других созданий тоже есть жизнь, сознание, рассудок и даже некоторые зачатки речи; но только люди способны ответственно избирать свой образ жизни, то есть свою судьбу. Все религии мира придают, так или иначе, большое значение индивидуальной ответственности человека в делах веры и религи­озной практики.
Тем не менее границы индивидуальной ответственности в разных рели­гиях различны. Тхеравадический буддизм, джайнизм и нетеистический ин­дуизм считают, что в своем следовании по пути к освобождению сам человек за все несет полную ответственность. Каждая личность — это
" светильник в самом себе"; каждый стремится спасти самого себя самосто­ятельно. В некоторых приводимых в данных разделах буддистских и му­сульманских текстах отрицается всякая надежда на спасителя, приходящего извне, и сами Будда и Мухаммед опровергают, что они — спасители.
С другой стороны, в христианстве, иудаизме и исламе индивидуальная ответственность трактуется в контексте даруемой Богом милости; насколь­ко личность трудится ради своего собственного спасения, настолько Бог в то же самое время помогает ей. Спасение поэтому понимается как дар, и люди ответственны в своем решении принять его и не отвергнуть. Все точки зрения, согласно которым Бог и люди вместе несут ответственность за спасение, представлены в следующем разделе, названном " Общее дело" (Synergy).
Судьбу человека определяют либо провидение Бога, либо прошлая карма, либо бремя наследственного греха. Но ряд текстов этого раздела объявляют ошибочным мнение, что все эти условия каким-то образом исключают личную ответственность. Они спорят с фаталистическим взгля­дом, рождаемым верой в предопределенность жизни. Независимо от усло­вий жизни, в которых одни страдают, а другие процветают, каждая личность несет ответственность и будет призвана дать отчет о совершенных ею делах.
Индивидуальная ответственность означает также и самокритику. Мы не должны винить других за переживаемые нами трудности, но искать их причину в себе. Особенно ярко эта тема звучит в религиях Китая, поэтому самоисправление является в этой стране основой всей нравственной-и поли­тической жизни.

" Теперь, братья, я покидаю вас. Все формы бытия — преходящи. Прилежно заботьтесь лишь о своем спасении". Таково было последнее слово Татхагаты.
Буддизм. Дигха Никайа ii. 155—156, Махапаринирвана сутра
... Со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Христианство. Послание к филиппийцам 2: 12

В страхе и трепете, Осторожно и заботливо, Словно на краю пропасти, Словно ступая по тонкому льду.
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 8. 3
О те, которые уверовали! На вас — забота только о ваших душах. Ислам. Коран 5: 104(105)
Если я не за себя, то кто за меня? Когда я за себя, что я такое? И если не теперь, то когда? Иудаизм. Мишна, Абот 1. 14

Путешествием на край света нельзя положить конец болезни. Друг мой, на этом теле длиною в сажень с его страстями и идеями, говорю я, покоится мир, оно — приЧина мира, оно — конец мира, оно же — действие, ведущее к прекращению мира.
Буддизм. Самйутта Никайа i. 62
Душа предается действиям, вынашивает их плоды, рождает и умирает и переселяется в иное тело, и все это — в полном одиночестве. Я всегда одинок; я ни к чему более не принадлежу; я не вижу ничего, о чем мог бы сказать, что я принадлежу ему; я не вижу ничего, что я мог бы считать своим.
Джайнизм. Акарангасутра 4. 32

Итак, Ананда, ты должен быть светильником в самом себе. Полагайся только на себя и не рассчитывай на помощь со стороны. Уверенно держись истины, словно светильника и убежи­ща, и не ищи убежища где-либо вне себя. Итак, брат становится своим собственным светильни­ком и убежищем, постепенно созерцая свое тело, чувства, восприятие, настроение и мысли таким образом, что он подавляет стремления и уныние обычных людей и пребывает всегда бодрым, самодостаточным и собранным. Если кто-либо из моих учеников совершает это, теперь или когда я умру, то если он даже и колеблется в учении, все равно достигает высшей цели...
Буддизм. Дигха Никайа ii. 99—100, Махапаринирвана сутра

Человек только сам себе друг, только сам себе враг бывает: пусть себя он собою поднимет, пусть собою себя не уронит. Кто себя победил собою, тот становится сам себе другом, но кто сам над собою не властен — словно враг он себя ненавидит.
Индуизм. Бхагавадгита 6. 5—6
Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами. Иудаизм. Талмуд, Брахот ЗЗв

Ответственность человека — это абсолютный закон Бога, и покуда ты не будешь выпол­нять его, не будешь иметь возможности достигнуть небес.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 12—21—86

Кто творил благое, то для самого себя, а кто творил злое, тоже против себя, и твой Господь не обидчик для рабов.
Ислам. Коран 41: 46(46)

Ведь свое " я" — господин себе. Кто же еще может быть господином? Полным смирением своего " я" человек находит господина, которого трудно найти.
Буддизм. Дхаммапада 160

Гоэн Доцан сказал: " Даже Шакьямуни и Майтрейа — чьи-то слуги. Я хочу спросить тебя, кто же их господин? "
Буддизм. Мумонкан 45

... Мы послали тебя к людям посланником. И довольно Аллаха как свидетеля! Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху. А кто отворачивается... то Мы не посылали тебя хранителем над ними.
Ислам. Коран 4: 81(79)—82(80)
" Пожалуйста, Шакьямуни, — сказал Дхотака, — освободи меня от сомнения! " " Не мое дело освобождать кого-либо от сомнения, — сказал Будда. — Если ты постиг самые ценные учения, то ты сам пересечешь этот океан".
Буддизм. Сутта Нипата 1063—1064

Конфуций сказал: " В стрельбе из лука есть что-то похожее на принцип нравственной жизни человека. Когда лучник посылает стрелу мимо цели, он отворачивается и ищет причину своего промаха в самом себе".
Конфуцианство. Ли цзи [Книга ритуалов]. Учение о Середине 14

Разве ему не сообщено то, что в свитках Мусы
и Ибрахима, который был верен:
что не понесет носящая ношу за другую,
что человеку — лишь то, в чем он усердствовал,
что усердие его будет усмотрено,
затем оно будет вознаграждено наградой полнейшей,
и что у Господа твоего — конечный предел. . .
Ислам. Коран 53: 37(36}-^3(42)

И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: " отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет. [... ]
Вы говорите: " почему же сын не несет вины отца своего? " Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. [... ]
Посему я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткно­вением.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Иезекииля 18: 1—4, 19—20, 30

Есть некоторые отшельники и брахманы, которые учат так: какое бы приятное, неприятное или нейтральное чувство ты ни испытывал, оно все равно вызвано прошлыми действиями... Я же говорю им: " Если быть всегда в долгу у прошлых действий, то люди станут убийцами, ворами, развратниками, лжецами, клеветниками, спорщиками, болтунами, завистниками, преступниками и извращенцами. Потому что у тех, кто считает прошлые дела главной причиной своего настоящего поведения, нет ни желания, ни стремления, ни необходимости делать что-то или воздерживаться от чего-то. До тех пор, пока необходимость деяния или недеяния не будет у вас основана на правде и истине, понятие " отшельник" не может с полным правом к вам относиться, ибо живете вы в состоянии озадаченности и не управляете своими способностями".
Другие учат так: какое бы приятное, неприятное или нейтральное чувство ты не испыты­вал, оно сотворено [предопределено] Высшим Божеством [... ] Я же говорю им: " Если все будет зависеть от действий Высшего Божества, то люди станут убийцами, ворами, развратниками [... ] извращенцами. Потому что у тех, кто считает деятельность Высшего Божества главной причиной своего настоящего поведения, нет ни желания, ни стремления, ни необходимости делать что-то или воздерживаться от чего-то. До тех пор, пока необходимость деяния или недеяния не будет у вас основана на правде и истине, понятие " отшельник" не может с полным правом к вам относиться, ибо живете вы в состоянии озадаченности и не управляете своими способностями".
Буддизм. Ангуттара Никайа i. 173—174

Древние, которые хотели благоденствия всему миру, должны были сначала навести порядок в своих государствах. Те, которые хотели навести порядок в своих государствах, должны были сначала упорядочить свои семьи. Те, которые хотели упорядочить свои семьи, должны были сначала благоустроить свою собственную жизнь. Те, которые хотели благоуст­роить свою собственную жизнь, должны были сначала очистить свое сознание. Те, которые хотели очистить свое сознание, должны были сначала сделать свои желания искренними. Те, которые хотели сделать свои желания искренними, должны были сначала увеличить свои знания. Увеличение же знания состоит в исследовании вещей. Когда вещи исследуются, знания увеличиваются; когда знания увеличиваются, желание становится искренним; когда желание искренне, сознание очищается; когда сознание очищается, собственная жизнь благоустраивает­ся; когда собственная жизнь благоустраивается, семья упорядочивается; когда семья упорядо­чивается, и в государстве будет порядок; когда в государстве будет порядок, в мире наступит спокойствие. От Сына Неба и до деревенских жителей все должны таким образом взращивать себя как корень и основу. Потому что нет ничего, где бы корень был не в порядке, а ветви между тем — в порядке.
Конфуцианство. Да сюэ [Великое учение]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...