Индивидуальная ответственность
Ответственность — это главное, что означает быть человеком. У других созданий тоже есть жизнь, сознание, рассудок и даже некоторые зачатки речи; но только люди способны ответственно избирать свой образ жизни, то есть свою судьбу. Все религии мира придают, так или иначе, большое значение индивидуальной ответственности человека в делах веры и религиозной практики.
" Теперь, братья, я покидаю вас. Все формы бытия — преходящи. Прилежно заботьтесь лишь о своем спасении". Таково было последнее слово Татхагаты. В страхе и трепете, Осторожно и заботливо, Словно на краю пропасти, Словно ступая по тонкому льду. Путешествием на край света нельзя положить конец болезни. Друг мой, на этом теле длиною в сажень с его страстями и идеями, говорю я, покоится мир, оно — приЧина мира, оно — конец мира, оно же — действие, ведущее к прекращению мира. Итак, Ананда, ты должен быть светильником в самом себе. Полагайся только на себя и не рассчитывай на помощь со стороны. Уверенно держись истины, словно светильника и убежища, и не ищи убежища где-либо вне себя. Итак, брат становится своим собственным светильником и убежищем, постепенно созерцая свое тело, чувства, восприятие, настроение и мысли таким образом, что он подавляет стремления и уныние обычных людей и пребывает всегда бодрым, самодостаточным и собранным. Если кто-либо из моих учеников совершает это, теперь или когда я умру, то если он даже и колеблется в учении, все равно достигает высшей цели...
Человек только сам себе друг, только сам себе враг бывает: пусть себя он собою поднимет, пусть собою себя не уронит. Кто себя победил собою, тот становится сам себе другом, но кто сам над собою не властен — словно враг он себя ненавидит. Ответственность человека — это абсолютный закон Бога, и покуда ты не будешь выполнять его, не будешь иметь возможности достигнуть небес. Кто творил благое, то для самого себя, а кто творил злое, тоже против себя, и твой Господь не обидчик для рабов. Ведь свое " я" — господин себе. Кто же еще может быть господином? Полным смирением своего " я" человек находит господина, которого трудно найти. Гоэн Доцан сказал: " Даже Шакьямуни и Майтрейа — чьи-то слуги. Я хочу спросить тебя, кто же их господин? " ... Мы послали тебя к людям посланником. И довольно Аллаха как свидетеля! Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху. А кто отворачивается... то Мы не посылали тебя хранителем над ними. Конфуций сказал: " В стрельбе из лука есть что-то похожее на принцип нравственной жизни человека. Когда лучник посылает стрелу мимо цели, он отворачивается и ищет причину своего промаха в самом себе".
Разве ему не сообщено то, что в свитках Мусы И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: " отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет. [... ] Есть некоторые отшельники и брахманы, которые учат так: какое бы приятное, неприятное или нейтральное чувство ты ни испытывал, оно все равно вызвано прошлыми действиями... Я же говорю им: " Если быть всегда в долгу у прошлых действий, то люди станут убийцами, ворами, развратниками, лжецами, клеветниками, спорщиками, болтунами, завистниками, преступниками и извращенцами. Потому что у тех, кто считает прошлые дела главной причиной своего настоящего поведения, нет ни желания, ни стремления, ни необходимости делать что-то или воздерживаться от чего-то. До тех пор, пока необходимость деяния или недеяния не будет у вас основана на правде и истине, понятие " отшельник" не может с полным правом к вам относиться, ибо живете вы в состоянии озадаченности и не управляете своими способностями".
Древние, которые хотели благоденствия всему миру, должны были сначала навести порядок в своих государствах. Те, которые хотели навести порядок в своих государствах, должны были сначала упорядочить свои семьи. Те, которые хотели упорядочить свои семьи, должны были сначала благоустроить свою собственную жизнь. Те, которые хотели благоустроить свою собственную жизнь, должны были сначала очистить свое сознание. Те, которые хотели очистить свое сознание, должны были сначала сделать свои желания искренними. Те, которые хотели сделать свои желания искренними, должны были сначала увеличить свои знания. Увеличение же знания состоит в исследовании вещей. Когда вещи исследуются, знания увеличиваются; когда знания увеличиваются, желание становится искренним; когда желание искренне, сознание очищается; когда сознание очищается, собственная жизнь благоустраивается; когда собственная жизнь благоустраивается, семья упорядочивается; когда семья упорядочивается, и в государстве будет порядок; когда в государстве будет порядок, в мире наступит спокойствие. От Сына Неба и до деревенских жителей все должны таким образом взращивать себя как корень и основу. Потому что нет ничего, где бы корень был не в порядке, а ветви между тем — в порядке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|