Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предопределение




Различные учения о предопределении дают, по сути, одно объяснение тому, что судьбы людей складываются по-разному и их жизнь подчинена обстоятельствам, которые от них не зависят. Согласно этому объяснению, причиной всех различий между людьми является воля Бога, Всемогущего и Всевидящего. Однако у предопределения имеется множество степеней. Абсолютное предопределение означает, что судьба человека навсегда — да­же на небе и в преисподней — предопределена задолго до его рождения. Более мягкие формы предопределения предполагают Бога, который по собственной воле распределяет благодеяния и трудности, что позволяет ограниченным в свободе действий людям надеяться на улучшение их уча­сти. Особое значение придается предопределению в исламе, христианстве, сикхизме и африканских традиционных религиях.
Раздел открывают фрагменты священных текстов, в которых говорится, что Бог свободен по собственной воле оказывать благодеяния или налагать испытания. Затем мы помещаем фрагменты, из которых следует то, что человек свободен в своих действиях только в рамках установлений Бога и преодолеть их не может. В других фрагментах утверждается, что Божье предопределение выражается в помощи Бога людям в делах, которые они совершают, следуя своей предопределенной злой или доброй судьбе, и об­легчает их. Из заключительных фрагментов явствует, что, согласно некото­рым религиозным учениям, Богом предопределен лишь срок жизни челове­ка или время его смерти.

Порядок, установленный Богом, смертный человек отменить не может. Африканские традиционные религии. Пословица народа акан (Гана)
... Кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. Иудаизм и христианство. Исход 33: 19

Аллах уширяет удел, кому пожелает из Своих рабов, и размеряет силу. Поистине, Аллах сведущ о всякой вещи!
Ислам. Коран 29: 62(62)

Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
Христианство. Послание к римлянам 8: 28—30

Ни говорение, ни молчание не определяет способность человека; Ни прошение, ни приятие.
Ни жизнь, ни смерть не зависят от усилий человека.
Почет, богатство, должность — ничто из этого
Не приходит только лишь благодаря самому человеку;
Также — ни созерцание, ни просветление, ни познание.
Ни усилием своим, ни занятиями не может человек
Освободиться от законов мироздания.
Бог — единственный, кто имеет действительную силу
Сделать что-то. Так говорит Нанак:
Все перед Богом равны — нет ни высших, ни низших.
Сикхизм. Ади-Грантх, Джапуйи 33. М. 1

Скажи: " Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах. Он — наш покровитель! "
Ислам. Коран 9: 51
Когда ты куда-то падаешь, то это твой Бог толкает тебя вниз. Африканские традиционные религии. Пословица народа игбо (Нигерия)

У Бога есть и ямс, и нож;
И есть могут только те, Кому он сам отрезает ломтик.
Африканские традиционные религии. Пословица народа игбо (Нигерия)
Милостей Господа нельзя выпросить помимо Его воли: Некоторые, хотя и бодрствуют, не получают их; Других же, кого Он решил одарить, Господь сам будит.
Сикхизм. Ади-Грантх, Шри Рага Махалла. М. 1

Своей собственной кармой скован, естеством порождений, сын Кунти, ты свершишь, даже против воли, то, что делать, безумный, не хочешь. В сердце всех существ пребывает их опора великий Владыка; Он вращает их майей своею, как колеса в послушной машине.
Индуизм. Бхагавадгита 18. 60—61

Может быть, однажды один из вас начнет вести себя подобно людям рая, так что между ним и раем расстояние станет не более длины вытянутой руки, но затем, как написано о нем, произойдет с ним что-нибудь, и он начнет вести себя подобно людям ада, в который в конце концов и попадет. Но может быть и так, что однажды один из вас начнет вести себя подобно людям ада, так что между ним и адом расстояние станет не более длины вытянутой руки, но затем, как написано о нем, произойдет с ним что-нибудь, и он начнет вести себя, подобно людям рая, в который в конце концов и попадает.
Ислам. Сорок хадисов ан-Навави 4

... Но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамени» Моих и чудес Моих в земле Египетской; фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет...
Иудаизм и христианство. Исход 7: 3—4

Уже оправдалось слово над большинством их, а они не веруют.
Мы поместили на шее у них оковы до подбородка, и они вынуждены поднять головы. Мы устроили перед ними преграду и позади их преграду и закрыли их, и они не видят. И одинаково для них, увещаешь ты их или не увещаешь: они не веруют.
Ислам. Коран 36: 6(7)—9(10).

" Когда человек идет вперед, — сказал Мэн-цзы, - - всегда есть что-то, что подгоняет его вперед; когда он останавливается, всегда есть что-то, что заставляет его повернуть. Не в его власти ни идти вперед, ни останавливаться.
Конфуцианство. Мэн-цзы 1. В. 16

Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
Ты скажешь мне: " за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его? " А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: " зачем ты меня так сделал? " Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
Христианство. Послание к римлянам 9: 14—24
Али сказал: " Мы были однажды на похоронах в Баки аль-Гаркаде, куда и Пророк — да пребудет на Нем благословение Аллаха и мир — пришел и сел, и мы сели вокруг него. В руке у него был посох. Он опустил голову и начал чертить своим посохом на земле какие-то знаки. Затем он сказал: " Нет никого из вас, ни одной души рожденной, кому заранее было бы предписано попасть в рай или в ад, или кому была бы заранее определена несчастная или счастливая судьба". Какой-то человек сказал ему: " О, Посланник Аллаха, разве не поручили мы себя тому, что предписано нам, и откажемся от путей своих, поскольку есть среди нас и тот, кто принадлежит к Благословенным, который неизбежно будет следовать путями Благо­словенных, и тот, кто принадлежит Падшим, который неизбежно будет следовать путями Падших? " Пророк ответил: " Что касается тех, которые среди Благословенных, им будет легко исполнять труды Благословенных, а что касается тех, которые среди Падших, им будет легко исполнять труды Падших". Затем он произнес такие стихи:
Для того, кто являет благочестие
И веру наилучшим образом,
Мы упростим путь его,
Сделаем его как можно проще,
Но для того, кто скуп
И гордится своим богатством,
А о лучшем говорит как о ложном,
Для того Мы упростим путь,
Ведущий к тому, что тяжелее всего,
И не поможет ему его богатство,
Когда он будет гибнуть.
В Нашей власти дать вам руководство,
Ибо все вы — Наши, первые и последние".
Ислам. Хадис Букхари

Поскольку вы созданы не по собственной воле, и родились не по собственной воле, и живете не по собственной воле, и умрете не по собственной воле, и не по собственной воле будете давать отчет перед Верховным Царем Царей, Святым, да будет Он благословен.
Иудаизм. Мишна, Абот 4. 29

Время — никому не друг и никому не враг; когда результат действий человека в прошлом существовании, от которого зависит его настоящая жизнь, заканчивает свое действие, человек перестает существовать как человек. Человек не умрет, покуда не пришло его время, даже если его пронзят тысячи копий; он не будет жить после того, как кончится его время, даже если его будут носить на кончиках травинок. Ни лекарства, ни магические заклинания, ни огненные жертвы, ни молитвы не избавят человека от объятий смерти или старости. Неминуемое зло нельзя предотвратить даже сотнями предосторожностей; так какой смысл тебе на что-то жаловаться?
Индуизм. Установления Вишну 20. 43—46

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...