Карма и наследственный грех
Многие религии объясняют различия в судьбах людей и в их врожденных данных как влияние наследия прошлого. Существуют два варианта трактовки этого наследства: или карма — следствие прошлых жизней, или грехи, унаследованные от предков. Оба эти учения помогают людям мужественно принять свой жизненный жребий и спокойно ему следовать, искупая свои прошлые грехи или грехи своих предков и пытаясь заслужить прощение. Кроме того, из этих учений следует, что личность не замыкается на себе. Напротив, все мы связаны с большой общностью, с человечеством в целом, и поэтому так или иначе разделяем и его добро, и его зло.
Карма означает действие, а любое действие вызывает или добро, или зло. В соответствии с учением о реинкарнации, общим для всех вышедших из Индии религий, различия в судьбе, социальном статусе, способностях являются следствиями действий, совершенных в прошлых жизнях. В индуизме это учение подразумевает Абсолютную справедливость Космоса со всеми его многочисленными вариантами несправедливости. Ибо кто из людей не заслуживает' того, что предопределено его же собственными прошлыми действиями?
Доктрину кармы критикуют за то, что она поощряет мысли о фатализме и мирится с кастовой системой, бедностью и социальной несправедливостью. Но если понимать это учение правильно, то можно заметить, что карма лишь объясняет неравенство в человеческой жизни, но вовсе не оправдывает его. Кроме того, неясно, когда человек вырывается из своей касты, или когда касте даются преимущественные права в управлении, или если касты растворяются друг в друге, разве это не может также быть результатом прошлых благих дел?
С другой стороны, буддизм протестует против понимания кармы в духе абсолютного детерминизма. В тхеравадическом буддизме карма — всего лишь одно из двадцати четырех условий (паччайа), определяющих жизнь человека, а особенности прошлой кармы могут проявиться, только лишь когда действуют все другие условия, часть из которых зависит от воли личности. Некоторые индуистские тексты также учат, что Божья милость способна ликвидировать или изменить последствия прошлых дел.
В религиях, которые не разделяют учение о реинкарнации, связь человека со всем человечеством, происходящая во времени, может пониматься в большей степени в контексте родственных и семейных связей, чем в контексте идеи одной души, которая во множестве прошлых жизней, населяла многие тела. Грех предков, который не был искуплен ими самими, передается потомкам и имеет дурные следствия в последующих поколениях. Точно так же заслуги и благие дела предка, за которые он не получил милости при своей жизни, наследуют потомки, которым и достается награда за эти дела. Наследственный грех, как и карма, преследует человека от рождения, но его передача потомкам скорее напоминает передачу детям от родителей биологических качеств, нежели вселение в чрево матери уже ранее жившей души.
Благодаря воле, осязанию, зрению, заблуждениям, изобилию еды и питья рождается и растет тело. Соответственно своим действиям, наделенный плотью принимает [разные] образы в [разных] состояниях. Благодаря своим свойствам, наделенный плотью выбирает многочисленные образы — грубые и тонкие; вызывая соединение с ними, благодаря свойствам [своих] дел и свойствам тела, он кажется другим.
Индуизм. Шветашватара упанишада 5. 11—12
Если благие мужчины и благие женщины, которые воспринимают и сохраняют эту речь, претерпевают злую судьбу, то она, непременно, является воздаянием за грехи, совершенные ими в предыдущих смертных жизнях. В своих теперешних несчастиях они поэтому будут исправлять добродетелью последствия своего прошлого и таким образом смогут достичь состояния Несравненного Просветления.
Буддизм. Алмазная сутра 16
Мудрый священник знает, что ныне должен пожинать
Плоды дел, совершенных в прошлых рождениях.
Будь их много или, наоборот, всего лишь несколько,
Совершались они из жадности или из ненависти,
Или силой слепой страсти,
Все они влекут за собой должное следствие.
И хотя не испытывал ни жадности, ни ненависти,
Ни слепой страсти мудрый священник,
Но знание все равно заставляет его думать о наказании.
Буддизм. Ангуттара Никайа iii. 33
Убивший брахмана [в будущей жизни] заболевает туберкулезом, убивший корову становится горбатым и слабоумным, убивший девственницу заболевает проказой — и все они рождаются вновь отверженными. Убивший женщину и погубивший плод, который она носила, становится дикарем, одержимым всякими болезнями; вступивший в незаконную связь становится евнухом; кто же вступит в связь с женой своего учителя — больным кожей. Кто ест мясо, становится чрезмерно рыжим; кто употребляет алкоголь, у того чернеют зубы [... ] Кто ворует дерево, становится крысой; кто ворует зерно, становится саранчой; благовония — мускусной крысой; мед — оводом; мясо - стервятником; соль муравьем [... ] Кто предается неестественным порокам, становится свиньей; кто возьмет в жены шудрянку, становится быком; кто полон вожделения, становится похотливым конем [... ] Эти и другие признаки рождений, которые являются кармой переселения, создают в мире человеческие судьбы. Так, совершающие злое, испытав страшные муки, вновь рождаются с остатками своих грехов, запечатленными в тех формах, о которых здесь рассказано.
Индуизм. Гаруда Пурана 5
В городе Паталипутта, чье название подобно цветку, в лучшей части света, жили две бхикхуни, принадлежавшие к роду Шакья, прекрасные своим видом. Одну из них звали Исидаси, другую — Бодхи. Обе отличались добродетелью, превосходили всех в созерцании и обучении, владели великим учением, очищенным от всякой скверны. Как-то сидели они в уединенном месте, полные счастья, и Бодхи спросила: " Ты прекрасна, благородная Исидаси, твоя юность нисколько не увяла. Какая же ошибка, совершенная тобой в семейной жизни, заставила тебя отречься от нее? "
" Слушай, Бодхи, что случилось со мной. Мой отец был купцом из Уджени, а я была у него единственной дочерью, самой дорогой, милой и любимой. Затем богатый купец из Сакеты прислал людей сватать меня; и ему мой отец отдал меня...
Я заботилась о своем господине, словно служанка. Я сама готовила ему рис; я сама мыла посуду; как мать за своим единственным сыном, так я смотрела за своим мужемг Но он обиделся на меня, обиделся на мою привязанность к нему, привязанность преданного слуги, покорного, который встает рано, не ленится и добродетелен. Он сказал своим родителям: " Я не могу жить с Исидаси в одном доме... Она не вредит мне, но мне она отвратительна. Я возьму другую жену, а ее прогоню". Услышав это, мои нареченные отец и мать спросили меня: " Какой проступок ты совершила? Расскажи нам откровенно все, как было". " Я ничего не совершала; я никому не вредила^ я никогда не говорила ничего плохого; что же могла я сделать, за что мой муж ненавидит меня? " Так я сказала. Удрученные, с болью в сердце, они все же отослали меня обратно в дом отца, сказав мне: " Сохранив сына, мы потеряли само воплощение богини красоты".
Затем отец отдал меня в жены другому богатому человеку, взяв от него всего лишь половину брачного выкупа, который дал за меня первый муж. В его доме я тоже прожила всего месяц, а затем он отказался от меня, хотя я служила ему как рабыня, с большим усердием. Затем отец сказал одному бродяге, который просил милостыню, он смирял других и сам был смиренным: " Будь моим зятем; выбрось прочь свою ветхую одежду и чашку". Но и он, пожив со мной всего лишь две недели, возвратил меня отцу: " Отдай мне мою ветхую одежду и чашку; я лучше снова буду просить милостыню".
Когда он ушел, я подумала: " Я уйду отсюда, или умру, или сделаю еще что-нибудь". Но затем благородная госпожа Джинадатта, сведущая в учении, владеющая великим знанием, добродетельная, странствуя, зашла в дом моего отца. Увидя ее, когда она вошла в наш дом, я вскочила со своего места и пригласила ее сесть; поклонившись ей в ноги, когда она села, я дала ей поесть. Когда она поела, я спросила ее: " Благородная госпожа, я хочу уйти из дома". Мой отец стал умолять меня: " Дитя мое, оставайся дома и упражняйся в учении здесь. И корми всех аскетов и брахманов, которые придут сюда". Но, рыдая, я стала умолять отца: " Совершенное мной в самом деле было злом, и плохая карма виновата в моем несчастье; я хочу уничтожить ее". И тогда мой отец сказал: " Что ж, тогда тебе следует достичь просветления, постигнуть самое великое учение и подавить свои желания, что смогли сделать лишь лучшие из людей". И простившись со своими родителями и родственниками, я ушла. Потом в течение семи дней я достигла трех знаний.
Теперь я знаю свои последние семь жизней. Я расскажу тебе о делах, плодом и итогом которых является мое несчастье; внимательно слушай. Я была богатым золотых дел мастером в городе Эракачха. В юности, преисполнившись гордыни, этот мастер вступил в связь с чужой женой. Низвергнутая за это в ад, я мучилась там долгое время. Выйдя оттуда, я попала в утробу обезьяны. После моего рождения вожак стаи кастрировал меня, когда мне было всего семь дней от роду. Таково было наказание за то, что я вступила в связь с чужой женой. Я умерла в лесу Синдхава и вошла в утробу одноглазой хромой козы. И как' козла меня кастрировали. Меня заедали черви, у меня отрезали хвост, потом я совсем запаршивела, потому что соблазнила чужую жену. В следующем рождении я была теленком ярко-рыжего цвета и принадлежала скототорговцу. Меня кастрировали на двенадцатом месяце и заставили пахать и таскать повозки, после чего я ослепла, потеряла хвост и запаршивела, потому что соблазнила чужую жену. В следующем рождении я была рабом, ни женщиной и ни мужчиной, потому что соблазнила чужую жену. На тринадцатом году жизни я умерла. В следующем рождении я была дочерью извозчика, который был беден и имел много долгов. Чтобы заплатить кредиторам, меня продали владельцу каравана. Там со мной обращались грубо, и я много плакала, тоскуя по дому. Когда мне исполнилось шестнадцать лет и я достигла брачного возраста, сын владельца каравана по имени Гиридаса сделал меня своей женой. Но у него была и другая жена, добродетельная и красивая, преданная своему мужу; я ее возненавидела. Все мои несчастья в теперешней жизни были следствиями этого последнего действия, а именно, что мужчины отвергали меня, хотя я угождала им словно рабыня. Но теперь я прекратила действие и этого зла".
Буддизм. Тхеригатха 400—447, Исидаси сутта
Если наказание падает не на самого преступника, то на сыновей, если не на сыновей, то на внуков...
Индуизм. Законы Ману 4. 173
... Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Иудаизм и христианство. Исход 20: 5—6
Едли к моменту смерти остается какая-то вина, за которую человек не успел понести наказание, воздаяние будет после смерти [... ] Когда вымогатели насильно отнимают у других деньги, то несут за это ответ, и страдают также их жены, дети и все члены их семей, покуда не умрут. Но покуда они не умрут, они подвергаются несчастьям от воды, огня, воров и разбойников, лишаются богатства, болеют, а злые языки постоянно болтают о том, как они неправедно наживались.
Даосизм. Тайшан ганьин бянь [Трактат о воздаянии и возмездии] 4—5
Ты, который столь могуществен, что можешь войти
В маленький тыквенный сосуд с лекарством,
Чтобы спасти нас от опасности,
Разве забудешь ты своих детей?
Разве забудешь ты свою жену?
Злые семена, которые сеет человек,
Пожнут его потомки.
Жестокость, подобно несчастному цыпленку, Всегда подвергается наказанию. Как бы поздно оно не пришло, Наказание всегда приходит вовремя.
Африканские традиционные религии. Песня народа йоруба (Нигерия)
Счастливы праведные! Не только на них награда за их праведность, но ее наследуют и их дети и дети детей до скончания рода. Вот и Аарон имел сыновей, достойных сожжения, таких, как Надаб и Абиху, но заслуги их отца спасли их. Горе грешникам! Не только на них их вина, но ее наследуют и их дети и дети детей до скончания рода. Много сыновей было у Канаана, достойных посвящения в духовный сан, подобных Таби, который был рабом равви Гамалиила, но вина их предка не дала им возможности сделать это.
Иудаизм. Талмуд, Йома 87а
И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий. Мне должно делать дела
Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
Христианство. Евангелие от Иоанна 9: 1—7
Воспользуйтесь поиском по сайту: