Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обязанность




В условиях жизни, находящихся вне нашего контроля, писания защища­ют позицию ответственности и долга. Как Synergy (общее дело) — это соединение ответственности и Божьей милости, так обязанность — соедине­ние ответственности и судьбы.
Свое положение в обществе следует понимать как свое обязательство перед обществом, что в индуизме называется свадхарма. Выполняя свои личные обязанности, каждый поддерживает социальный порядок в целом, и все общество получает от этого пользу. Неважно, возложена ли на человека обязанность принца или привратника; для созидания целого важна любая роль. Обязанности человека, как правило, пропорциональны его дарованиям и способностям: " кому дано много, много и потребуется".
На пути к духовному восхождению личность также не должна пренеб­регать своими достоинствами и обязана делиться ими с другими. Она должна избегать чувства зависти к тем, кто продвигается по этому-пути быстрее. Но если всецело погрузиться в заботу о других и не заботиться при этом о своем духовном росте, то это может оказаться недостатком. Ибо как может человек вести других к просветлению, когда его собственная душа погрязла в неведении? Мы выполняем свою обязанность согласно нашему индивидуальному договору с Богом. Обязанность по отношению к Богу значит более, чем судьба: мы не можем изменить или отвергнуть ее. Пример Иова учит нас, что даже в испытаниях мы должны охотно " испить из чаши", которую преподносит нам Бог.
Выполнение обязанности имеет и этический аспект. Исполнение обязан­ности — всегда вызов, особенно когда отказ от ответственности является заманчивым искушением. Нравственный императив обязанности — надеж­ный маяк для поступков человека перед лицом мирских соблазнов и ис­кушений. В конфуцианском учении об Исправлении Имен призыв согла­ситься со своим положением в обществе — вызов в том смысле, что большинство людей не выполняют тех обязанностей, которые влечет за собой их статус. Так, люди с высоким социальным статусом обязаны служить обществу и проявлять сострадание к тем, кто ниже их, но они редко выполняют это, оставаясь правителями лишь на словах, а не на деле. Таким образом, этика выполнения своей обязанности является основой всего наиболее достойного и благородного в человеке.
В фрагментах священных писаний, завершающих данный раздел, от­рицается фатализм и обязанность рассматривается как возможность само­стоятельного действия. В качестве естественного следствия возникает раз­деление между обязанностями, налагаемыми на индивида обществом, и вы­сшей обязанностью, в которой личность реализует себя как дитя Бога.

И нет среди нас никого без известного места. И поистине, мы стоим рядами...
Ислам. Коран 37: 164—165
В своем временном пребывании в мире Знай свое место в жизни. Знай его хорошо, ты, пребывающий в мире. Знай его хорошо.
Синтоизм. Моритака Аракида, Сто стихов о мире

Пусть он не пренебрегает своим собственным благом, как бы ни было велико благо другого. Познав свое благо, пусть он будет привержен высшему благу.
Буддизм. Дхаммапада 166

Земледелие и торговля, разведенье скота — вайшьи дело. Все, что связано с услуженьем, то природе шудр подобает. Достигает успеха быстро человек, своей кармой довольный; как удача к нему приходит в его действиях, слушай об этом. Человек успех обретает, своим делом Того почитая, Кем все это пронизано, Партха, от Кого существа происходят. Даже полный успех в чужой дхарме бесполезен — к своей устремляйся! Естества исполняя законы, человек себя не пятнает. Оставлять этих действий не надо, даже если они не безгрешны: ведь людей начинанья грехами, точно дымом огонь, покрыты.
Индуизм. Бхагавадгита 18. 44—48
Оставить в стороне все, что его не касается, — одно из благ человека в исламе. Ислам. Сорок хадисов ан-Навави 12

Если кто-то не исполняет обязанности по отношению к тому, к кому он обязан исполнять эту обязанность, то становится вором обязанности.
Зороастризм. Авеста, Видевдад 4. 1

Чужие штаны и рубашка Никогда не бывают человеку как раз; Они обычно или узки, или широки. Хорошо сидит
Только своя собственная одежда.
Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)

Пусть он не презирает то, что он сам получил; пусть он не завидует другим. Ибо не достигает сосредоточенности Бхикшу, завидующий другим.
Если Бхикшу не презирает то, что он сам получил (пусть даже малое), его, ведущего
чистую жизнь и усердного, прославляют боги. •
Буддизм. Дхаммапада 365—366
То немногое, что ты сам можешь произвести своей сломанной мотыгой, лучше богатства, которое дает тебе другой.
Африканские традиционные религии. Пословица народа будзу (Нигерия)
Все определено Небесами, даже работа привратника. Иудаизм. Талмуд, Баба Батра 91 в

Прекрасно изрек равви Ябне: я — творение Бога и мой сосед крестьянин — тоже творение Бога. Моя работа — в городе, а его работа — на земле. Ради своей работы я поднимаюсь рано, и он тоже поднимается рано ради своей работы. И как он не осмеливается делать мою работу, так и я не осмеливаюсь делать его. Скажешь ли ты, что я делаю много, а он делает мало? Все это — равно, и он также посвятил свое сердце Небесам.
Иудаизм. Талмуд, Брахот 17а
И от всякого, кому дано много, много и потребуется... Христианство. Евангелие от Луки 12: 48

Он — тот, который сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, что Он вам доставил.
Ислам. Коран 6: 165
... Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Христианство. Евангелие от Иоанна 18: 11

Вышел я из северных ворот, В сердце боль от скорби и забот. Беден я, нужда меня гнетет — Никому неведом этот гнет! Это так, и этот жребий мой Создан небом и судьбой самой. Что скажу, коль этот жребий мой?
Конфуцианство. Ши цзин [Книга песен] 1. 3. 15(40)

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога, и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?
Иудаизм и христианство. Книга Иова 2: 7—10

Все, чего может добиться благородный человек, пускаясь в какое-либо предприятие — это разрушить традицию, которую ему следовало бы продолжать. Но успех может даровать лишь Небо.
Конфуцианство. Мэн-цзы 1. В. 14

Когда кто-то следует непоколебимо по пути добродетели, то это не значит, что он достигнет успеха. Когда кто-то непоколебимо держит слово, то это не значит, что его действия правдивы. Благородный человек лишь следует порядку и ждет своей участи.
Конфуцианство. Мэн-цзы 7. В. 33
Циский Цзин-гун спросил учителя об управлении государством. Кун-цзы [Конфуций] ответил: " Государь должен быть государем, сановник сановником, отец — отцом, сын — сыном". Цзин-гун сказал: " Правильно! В самом деле, если государь не будет государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном, то, даже если у меня и будет зерно, хватит ли мне его? "
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 12. 11

Того, кто не выполняет своих обязанностей, не уважают честные люди. Кто как себя ведет, этим он и показывает свое благородство или низость и его считают честным или нечестным человеком. Тем не менее неблагородный может походить на благородного, и кто лишен чести может походить на человека честного, того, кто ничего не стоит, могут счесть стоящим, и о том, кто развратен, могут подумать, что он добродетелен. Если под маской исполнения обязанности я совершаю несправедливость, ведущую к краху общественного порядка, я совер­шаю действия, противные писаниям; отвергая добро, я буду совершать только зло! Как разумный человек, способный понять должное и не должное, сможет уважать меня в этом мире, если я поступаю порочно и нечестно?..
Обязанность, сущность которой — истина, должна быть, говорят, корнем всего в этом мире; именно истина служит обязанности поддержкой; основа каждой вещи — истина; нет ничего более великого, чем истина. Жертвоприношения, обряды, умерщвление плоти, аскетизм и веды - все основано на истине; поэтому истина превыше всего. Один оберегает мир, другой оберегает семью; невыполнение обязанностей ведет в преисподнюю; только верностью востор­гаются на небесах. Как могу я не выполнить приказания моего отца, выражающего истину? Ни заносчивость, ни забывчивость, ни гордость не должны позволить мне разрушить мост нравственности!
Индуизм. Рамаяна, Айодха-канда 109

Нравственный человек подчиняет себя условиям своей жизни; он не желает ничего, что не соответствует его положению. Оказавшись богатым и знатным, он живет так, как подобает жить тому, кто оказался богатым и знатным. Оказавшись в бедности и в стесненных обсто­ятельствах, он живет так, как подобает жить тому, кто оказался в бедности и в стесненных обстоятельствах. Оказавшись в диких странах, он живет так, как и подобает жить тому, кто оказался в диких странах. Оказавшись в опасности и в затруднительном положении, он действует в соответствии с тем, что требуется от человека в таких обстоятельствах. Одним словом, нравственный человек не может оказаться ни в одной ситуации, в которой бы не был хозяином самого себя.
Господствуя, он не подавляет тех, кто ему подчинен. Подчиняясь, он не ищет снисхожде­ния своих господ. Он упорядочивает свое собственное поведение и не требует ничего от других. Поступая так, он не испытывает никакого неудовольствия. Он не сетует на Бога и не ругает людей.
Это потому, что нравственный человек не следует даже течению своей собственной жизни, спокойно ожидая, что укажет ему Бог, тогда как грубый человек пускается во всякие опасные предприятия, надеясь на смутные шансы какой-то удачи.
Конфуцианство. Ли цзи [Книга ритуалов]. Учение о Середине 14

Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
Христианство. Первое послание к коринфянам 7: 20—24

Мэн-цзы сказал: " Хотя не происходит ничего, что не следует согласно судьбе, он охотно принимает только то, что является его собственной судьбой. Это потому, что тот, кто постиг судьбу, не стоит под стеной на краю пропасти. Тот, кто умирает, сделав все лучшее, что мог, следуя Пути, умирает в согласии со своей собственной судьбой. Но никогда ничьей судьбой не является умереть в оковах".
Конфуцианство. Мэн-цзы 7. А. 2

Жил-был демон по имени Харикеша, посвященный брахманам и дхарме. С самого рождения он был посвящен Шиве. Отец сказал ему: " Я думаю, ты не можешь быть моим сыном, иначе бы ты не стал таким больным. Твое поведение не отвечает поведению [свадхар-ме] рода демонов. По своей врожденной природе ты должен быть жестоким, разрушительным и есть мясо. Не веди же себя так дурно, чтобы тебя почитали брахманы и Шива; ты не должен отвергать пути, предписанного тебе Творцом демонов; так, домохозяевам не пристало совер­шать действия, подобающие отшельникам. Отвергни человеческое поведение с его разнооб­разием ритуалов; должно быть, ты родился от смертного, что ступил на этот неправильный путь. Среди смертных принято соблюдать ритуалы в соответствии со своей кастой; и я тоже наложил на тебя обязанность, соответствующую твоему собственному пути". Но Харикеша пошел в Бенарес и стал аскетом, покуда Шива не принял его в качестве великого йога, одного из тех, кто входит в сонмы, окружающие его.
Индуизм. Матшья Пурана 180. 5—7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...