Обязанность
В условиях жизни, находящихся вне нашего контроля, писания защищают позицию ответственности и долга. Как Synergy (общее дело) — это соединение ответственности и Божьей милости, так обязанность — соединение ответственности и судьбы.
И нет среди нас никого без известного места. И поистине, мы стоим рядами... Пусть он не пренебрегает своим собственным благом, как бы ни было велико благо другого. Познав свое благо, пусть он будет привержен высшему благу. Земледелие и торговля, разведенье скота — вайшьи дело. Все, что связано с услуженьем, то природе шудр подобает. Достигает успеха быстро человек, своей кармой довольный; как удача к нему приходит в его действиях, слушай об этом. Человек успех обретает, своим делом Того почитая, Кем все это пронизано, Партха, от Кого существа происходят. Даже полный успех в чужой дхарме бесполезен — к своей устремляйся! Естества исполняя законы, человек себя не пятнает. Оставлять этих действий не надо, даже если они не безгрешны: ведь людей начинанья грехами, точно дымом огонь, покрыты.
Если кто-то не исполняет обязанности по отношению к тому, к кому он обязан исполнять эту обязанность, то становится вором обязанности. Чужие штаны и рубашка Никогда не бывают человеку как раз; Они обычно или узки, или широки. Хорошо сидит Пусть он не презирает то, что он сам получил; пусть он не завидует другим. Ибо не достигает сосредоточенности Бхикшу, завидующий другим. Прекрасно изрек равви Ябне: я — творение Бога и мой сосед крестьянин — тоже творение Бога. Моя работа — в городе, а его работа — на земле. Ради своей работы я поднимаюсь рано, и он тоже поднимается рано ради своей работы. И как он не осмеливается делать мою работу, так и я не осмеливаюсь делать его. Скажешь ли ты, что я делаю много, а он делает мало? Все это — равно, и он также посвятил свое сердце Небесам. Он — тот, который сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, что Он вам доставил. Вышел я из северных ворот, В сердце боль от скорби и забот. Беден я, нужда меня гнетет — Никому неведом этот гнет! Это так, и этот жребий мой Создан небом и судьбой самой. Что скажу, коль этот жребий мой? И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога, и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?
Все, чего может добиться благородный человек, пускаясь в какое-либо предприятие — это разрушить традицию, которую ему следовало бы продолжать. Но успех может даровать лишь Небо. Когда кто-то следует непоколебимо по пути добродетели, то это не значит, что он достигнет успеха. Когда кто-то непоколебимо держит слово, то это не значит, что его действия правдивы. Благородный человек лишь следует порядку и ждет своей участи. Того, кто не выполняет своих обязанностей, не уважают честные люди. Кто как себя ведет, этим он и показывает свое благородство или низость и его считают честным или нечестным человеком. Тем не менее неблагородный может походить на благородного, и кто лишен чести может походить на человека честного, того, кто ничего не стоит, могут счесть стоящим, и о том, кто развратен, могут подумать, что он добродетелен. Если под маской исполнения обязанности я совершаю несправедливость, ведущую к краху общественного порядка, я совершаю действия, противные писаниям; отвергая добро, я буду совершать только зло! Как разумный человек, способный понять должное и не должное, сможет уважать меня в этом мире, если я поступаю порочно и нечестно?..
Нравственный человек подчиняет себя условиям своей жизни; он не желает ничего, что не соответствует его положению. Оказавшись богатым и знатным, он живет так, как подобает жить тому, кто оказался богатым и знатным. Оказавшись в бедности и в стесненных обстоятельствах, он живет так, как подобает жить тому, кто оказался в бедности и в стесненных обстоятельствах. Оказавшись в диких странах, он живет так, как и подобает жить тому, кто оказался в диких странах. Оказавшись в опасности и в затруднительном положении, он действует в соответствии с тем, что требуется от человека в таких обстоятельствах. Одним словом, нравственный человек не может оказаться ни в одной ситуации, в которой бы не был хозяином самого себя. Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом. Мэн-цзы сказал: " Хотя не происходит ничего, что не следует согласно судьбе, он охотно принимает только то, что является его собственной судьбой. Это потому, что тот, кто постиг судьбу, не стоит под стеной на краю пропасти. Тот, кто умирает, сделав все лучшее, что мог, следуя Пути, умирает в согласии со своей собственной судьбой. Но никогда ничьей судьбой не является умереть в оковах".
Жил-был демон по имени Харикеша, посвященный брахманам и дхарме. С самого рождения он был посвящен Шиве. Отец сказал ему: " Я думаю, ты не можешь быть моим сыном, иначе бы ты не стал таким больным. Твое поведение не отвечает поведению [свадхар-ме] рода демонов. По своей врожденной природе ты должен быть жестоким, разрушительным и есть мясо. Не веди же себя так дурно, чтобы тебя почитали брахманы и Шива; ты не должен отвергать пути, предписанного тебе Творцом демонов; так, домохозяевам не пристало совершать действия, подобающие отшельникам. Отвергни человеческое поведение с его разнообразием ритуалов; должно быть, ты родился от смертного, что ступил на этот неправильный путь. Среди смертных принято соблюдать ритуалы в соответствии со своей кастой; и я тоже наложил на тебя обязанность, соответствующую твоему собственному пути". Но Харикеша пошел в Бенарес и стал аскетом, покуда Шива не принял его в качестве великого йога, одного из тех, кто входит в сонмы, окружающие его.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|