Глава 13. Самовоспитание и духовное совершенствование
Глава 13. Самовоспитание и духовное совершенствование Жизнь невозможно немедленно превратить в достойную и исполненную ответственности. Усилия, направленные на духовный рост и саморазвитие, должны предприниматься на протяжении всей жизни постоянно. Растущая и хрупкая душа, как и любое растущее существо, нуждается в рыхлении почвы. Хороший характер возникает в результате постоянного воспитания добротой. Зрелый человек должен неустанно стремиться к искренности, чистоте сердца и чувству самоконтроля. На этом пути человеку рекомендуются: правильное начало, внимательность и зоркость, упорство в достижении цели.
Духовный рост Жизнь — это процесс роста как в духовном его аспекте, так и в физическом. Это поэтапное восхождение. Ступени этого восхождения можно описать по-разному, но, говоря в общем, они включают в себя: стадию основания, когда человеку впервые открывается истина или его посещает дар спасения души; стадию роста, когда личность учится истине и развивает свои добродетели, самоконтроль, самосозерцание и самопознание; и, наконец, стадия зрелости, когда личность реализует совершенство во всей его полноте; это ступень араганта, бодхисаттвы, или единства с Христом. Процесс роста иногда сравнивается с прорастающим зерном. О человек! Ты стремишься к своему Господу устремлением и встретишь Его! [... ] Вы будете переходить из слоя в слой! К ученику — в учении, к идущему — в пути, к грешнику — когда он перестает грешить, приходит знание; искренность дарует внутреннее зрение, внутреннее зрение — свободу; свобода внутреннего зрения ведет к истинному знанию: Моя свобода состоит в отказе от оков становления.
Тот, кто стремится неустанно, кто очистился от себялюбивых желаний, доходит до Высшей жизненной цели. Постепенно, мало-помалу, время от времени, мудрец должен стряхивать с себя грязь, как серебряных дел мастер — с серебра. ... Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Изучение Торы ведет к точности, точность — к усердию, усердие — к аккуратности, аккуратность — к сдержанности, сдержанность — к чистоте, чистота — к почитанию святости, почитание святости — к кротости, кротость — к боязни греха, боязнь греха — к святости, святость — к святости души, святая душа — путь к вечной жизни. И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем: и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. Притча о прорастающем семени.
Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. [... ] к совершению святых, на дело служения, для создания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
Культивировать добро Если человек постоянно и в течение долгого времени будет делать добро, он сформирует в себе привычку к благодеянию. Такие привычки ведут к формированию хорошего характера. Согласно Притче р Сеятеле, человеческая душа подобна полю, которое надлежит засеять, вспахать и пропалывать, если вы ждете от него хорошего урожая. Хорошие привычки человек может развить только постоянными усилиями, иначе их сменяют привычки плохие, от которых намного труднее избавиться. Таким образом, добро порождает добро, а зло влечет за собой зло. В этот раздел мы также включили несколько отрывков из священных текстов, в которых утверждается, что даже добро, сделанное из плохих, низменных побуждений, может быть благотворным, ибо вырабатывает привычку к добру. Неделание зла, достижение добра, очищение своего ума — вот учение просветления. Буддизм. Дхаммапада 183 Родник у подножия горы, заросшего бурьяном. Благочестивый муж, поступая в соответствии с законами блага, неустанно воспитывает в себе добродетель. f ... И всякой душой, и тем, что ее устроило, Пусть мудрец усилием, серьезностью, самоограничением и воздержанием сотворит остров, который нельзя сокрушить потоком. ... Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
Ибо этот Атман достигается истиной, подвижничеством, правильным знанием, постоянной воздержанностью; Человек не становится великим от рождения; но, воспитывая в себе множество добродетелей, человек становится великим. Такова жемчужина истинного величия, в отличие от створок раковины, в которой она вырастает. Благочестивый муж, замечая хорошее, подражает ему; Замечая плохое, исправляет его в себе Стремись исполнять заповеди, избегай нарушения их; ибо исполнение заповедей учит жить по закону, а нарушение их ведет к дальнейшему их нарушению; ибо повтор исполнения заповеди — это исполнение заповеди, а повтор нарушения заповеди — это нарушение заповеди вдвойне. Не думай легкомысленно о зле: " Оно не придет ко мне". Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Глупый наполняет злом, даже понемногу накапливая его. Черных коз нужно ловить до того, как стемнеет.
Мэн-цзы сказал Гао цзы: " Горная тропа, если по ней пойти, моментально становится проходимой, но, если по ней давно никто не ходил, зарастает травой, тоже моментально. Сейчас твое сердце совершенно заросло травой". Если кто-либо три раза удержит себя от совершения греха, потом его уже будет ограждать от греха Святой. Предайся Торе и милосердию, пусть даже преследуя скрытые цели, ибо привычка к правильной деятельности привела бы к правильной мотивации. Учитель сказал: " Человек низкий не стыдится быть недобрым и не избегает несправедливости. Если дело не сулит ему выгоды, он не предпринимает никаких усилий. Если он не запуган, он не стремится себя совершенствовать, но если он и настроен правильно поступать в малом, он осторожнее ведет себя в более крупных делах. И такова доля человека низкого. Именно это имелось в виду в Книге перемен (И цзин), когда говорилось: " Его ноги привязаны к дереву, поэтому он не может идти. Он в этом не виноват". ... [дао] не задержится [у того, у кого] внутри нет главного; не подойдет [тому, кто] внешне [ему] не пара. [Если дао] исходит изнутри, [то] не воспринимается извне, [от] мудрого человека не изойдет; [если] входит изнутри, [то] не станет главным внутри, и мудрый человек [его] не прячет. ... Слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю, и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. [... ]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|