Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 13. Самовоспитание и духовное совершенствование




Глава 13. Самовоспитание и духовное совершенствование

Жизнь невозможно немедленно превратить в достойную и исполненную ответственности. Усилия, направ­ленные на духовный рост и саморазвитие, должны предприниматься на протяжении всей жизни постоянно. Растущая и хрупкая душа, как и любое растущее существо, нуждается в рыхлении почвы. Хороший характер воз­никает в результате постоянного воспитания добротой. Зрелый человек должен неустанно стремиться к искренности, чистоте сердца и чувству самоконтроля. На этом пути человеку рекомендуются: правильное начало, внимательность и зоркость, упорство в достижении цели.

 

Духовный рост

Жизнь — это процесс роста как в духовном его аспекте, так и в физичес­ком. Это поэтапное восхождение. Ступени этого восхождения можно опи­сать по-разному, но, говоря в общем, они включают в себя: стадию основания, когда человеку впервые открывается истина или его посещает дар спасения души; стадию роста, когда личность учится истине и развивает свои добродетели, самоконтроль, самосозерцание и самопознание; и, нако­нец, стадия зрелости, когда личность реализует совершенство во всей его полноте; это ступень араганта, бодхисаттвы, или единства с Христом. Процесс роста иногда сравнивается с прорастающим зерном.

О человек! Ты стремишься к своему Господу устремлением и встретишь Его! [... ] Вы будете переходить из слоя в слой!
Ислам. Коран 84: 6, 19

К ученику — в учении, к идущему — в пути, к грешнику — когда он перестает грешить, приходит знание; искренность дарует внутреннее зрение, внутреннее зрение — свободу; свобода внутреннего зрения ведет к истинному знанию: Моя свобода состоит в отказе от оков становления.
Буддизм. Итивутакка 53

Тот, кто стремится неустанно, кто очистился от себялюбивых желаний, доходит до Высшей жизненной цели.
Индуизм. Бхагавадгита 6. 45
Учитель сказал: " В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушать ритуала".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 2. 4

Постепенно, мало-помалу, время от времени, мудрец должен стряхивать с себя грязь, как серебряных дел мастер — с серебра.
Буддизм. Дхаммапада 239

... Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
Христианство. Послание К римлянам 5: 3—5

Изучение Торы ведет к точности, точность — к усердию, усердие — к аккуратности, аккуратность — к сдержанности, сдержанность — к чистоте, чистота — к почитанию святости, почитание святости — к кротости, кротость — к боязни греха, боязнь греха — к святости, святость — к святости души, святая душа — путь к вечной жизни.
Иудаизм. Талмуд, Абода Зара 20Ь

И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем: и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
Христианство. Евангелие от Марка 4: 26—29

Притча о прорастающем семени.
Мухаммад — посланник Аллаха, и те, которые с ним, — яростны против неверных, милостивы между собой [... ] в Евангелии образ их — посев, который извел свой побег и укрепил его; он стал твердым и выровнялся на стебле, восхищая сеятелей. . .
Ислам. Коран 48: 29

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. [... ] к совершению святых, на дело служения, для создания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посред­ством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
Христианство. Послание к ефесянам 4: 7, 12—16

 

Культивировать добро

Если человек постоянно и в течение долгого времени будет делать добро, он сформирует в себе привычку к благодеянию. Такие привычки ведут к формированию хорошего характера. Согласно Притче р Сеятеле, человеческая душа подобна полю, которое надлежит засеять, вспахать и пропалывать, если вы ждете от него хорошего урожая. Хорошие привыч­ки человек может развить только постоянными усилиями, иначе их сменяют привычки плохие, от которых намного труднее избавиться. Таким образом, добро порождает добро, а зло влечет за собой зло. В этот раздел мы также включили несколько отрывков из священных текстов, в которых утвержда­ется, что даже добро, сделанное из плохих, низменных побуждений, может быть благотворным, ибо вырабатывает привычку к добру.

Неделание зла, достижение добра, очищение своего ума — вот учение просветления. Буддизм. Дхаммапада 183

Родник у подножия горы, заросшего бурьяном. Благочестивый муж, поступая в соответствии с законами блага, неустанно воспитывает в себе добродетель. f
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен] 4. Незрелость

... И всякой душой, и тем, что ее устроило,
и внушило ей распущенность ее и богобоязненность!
получил прибыль тот, кто ее очистил;
понес убыток тот, кто ее утаил.
Ислам. Коран 91: 7—10

Пусть мудрец усилием, серьезностью, самоограничением и воздержанием сотворит ост­ров, который нельзя сокрушить потоком.
Буддизм. Дхаммапада 25

... Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
Христианство. Первое послание к Тимофею 4: 7—8

Ибо этот Атман достигается истиной, подвижничеством, правильным знанием, постоян­ной воздержанностью;
Ибо [он] находится внутри тела, состоит из света, чистый — [тот], которого видят аскеты, лишенный пороков.
Индуизм. Мундака упанишада 3. 1. 5

Человек не становится великим от рождения; но, воспитывая в себе множество доброде­телей, человек становится великим. Такова жемчужина истинного величия, в отличие от створок раковины, в которой она вырастает.
Джайнизм. Ваджалагам 687

Благочестивый муж, замечая хорошее, подражает ему; Замечая плохое, исправляет его в себе
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен] 42. Достижение

Стремись исполнять заповеди, избегай нарушения их; ибо исполнение заповедей учит жить по закону, а нарушение их ведет к дальнейшему их нарушению; ибо повтор исполнения заповеди — это исполнение заповеди, а повтор нарушения заповеди — это нарушение заповеди вдвойне.
Иудаизм. Мишна, Абот 4. 2
Пусть он торопится совершить благое; от зла пусть он удерживает свой ум. Ибо ум того, кто не спешит делать добро, находит удовольствие в зле.
Если даже человек сделал зло, пусть он не делает его снова и снова, пусть не строит на нем свои намерения. Накопление зла — горестно.
Если даже человек сделал добро, пусть он делает его снова и снова, пусть строит на нем свои намерения. Накопление добра — радостно.
Буддизм. Дхаммапада 116—118

Не думай легкомысленно о зле: " Оно не придет ко мне". Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Глупый наполняет злом, даже понемногу накапливая его.
Не думай легкомысленно о добре: " Оно не придет ко мне". Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Умный наполняет добром, даже понемногу накапливая его.
Буддизм. Дхаммапада 121—122

Черных коз нужно ловить до того, как стемнеет.
Африканские традиционные религии. Пословица народности игала (Нигерия)
Если вы пренебрегаете Торой, причины пренебрегать ей будут с каждым разом множиться. Иудаизм. Мишна, Абот 4. 12

Мэн-цзы сказал Гао цзы: " Горная тропа, если по ней пойти, моментально становится проходимой, но, если по ней давно никто не ходил, зарастает травой, тоже моментально. Сейчас твое сердце совершенно заросло травой".
Конфуцианство. Мэн-цзы 7. 2. 21

Если кто-либо три раза удержит себя от совершения греха, потом его уже будет ограждать от греха Святой.
Иудаизм. Иерусалимский Талмуд, Киддушин 1. 9

Предайся Торе и милосердию, пусть даже преследуя скрытые цели, ибо привычка к пра­вильной деятельности привела бы к правильной мотивации.
Иудаизм. Талмуд, Песахим 50Ь

Учитель сказал: " Человек низкий не стыдится быть недобрым и не избегает несправед­ливости. Если дело не сулит ему выгоды, он не предпринимает никаких усилий. Если он не запуган, он не стремится себя совершенствовать, но если он и настроен правильно поступать в малом, он осторожнее ведет себя в более крупных делах. И такова доля человека низкого. Именно это имелось в виду в Книге перемен (И цзин), когда говорилось: " Его ноги привязаны к дереву, поэтому он не может идти. Он в этом не виноват".
" Если добро не накапливается, то его не хватит для того, чтобы наполнить человека. Если зло не накапливается, его не достаточно, чтобы разрушить человека. Следовательно, думает человек низкий, Добро в малом не обладает ценностью, и пренебрегает им. Он думает, что малые грехи не приносят зла, поэтому трудно от них отказаться. Поэтому эти грехи накап­ливаются до тех пор, пока их уже невозможно скрывать, и его вина становится так велика, что ее уже не смыть. В " И цзин" сказано: " Его шея привязана к деревянной колодке, поэтому его уши ничего не слышат. Увы".
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен]. Великое толкование 2. 5. 7—8
Великий Святой дает мудрость только тому, кто уже ею обладает. Иудаизм. Талмуд, Брахот 55а
... Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет...
Христианство. Евангелие от Матфея 13: 12

... [дао] не задержится [у того, у кого] внутри нет главного; не подойдет [тому, кто] внешне [ему] не пара. [Если дао] исходит изнутри, [то] не воспринимается извне, [от] мудрого человека не изойдет; [если] входит изнутри, [то] не станет главным внутри, и мудрый человек [его] не прячет.
Даосизм. Чжуан-цзы 14

... Слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю, и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. [... ]
... не понимаете этой притчи?..
Сеятель слово сеет.
Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь, или гонение за слово, тотчас соблазняются.
Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без-плода.
А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.
Христианство. Евангелие от Марка 4: 3—8, 13, 14—20

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...