Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чистота. Самоконтроль




Чистота

Чистота — неотъемлемая часть чистосердечия. Она высоко ценится как основа для благочестивых^деяний в различных религиях, и к ней стремятся. В религиозных традициях Китая и Японии подчеркивается, что, даже перед тем как сделать решительное усилие, человек должен очистить свое-сердце. Для изложения идеи о внутренней чистоте души в текстах этого раздела используются аналогии с зеркалом и омовением. Подобные мысли о чисто­те можно найти во всех религиях. Они являются основополагающими, к примеру в синтоизме, что и представлено в данном разделе центральной главой из " Кодзики", где само сотворение богов происходит через очи­щение.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Христианство. Евангелие от Матфея 5: 8

Священная Вечность достижима только посредством очищения сердца. Сикхизм. Ади-Грантх, Аса-ки-Вар 1

Существуют разные способы очищения с различными целями: очищение сердца — это напоминание о Боге.
Ислам. Хадис Тирмидхи

О брат мой! Чистое сердце подобно зеркалу; очисти его огнем любви и строгостью, и ты будешь спасен, и на его поверхности воссияет солнце истины и отблеск вечного рассвета.
Бахаизм. Семь долин и Четыре долины 21

Подобно тому как загрязненное пылью зеркало [снова] ярко блестит, когда оно очищено, Так же, поистине, и наделенный телом, узрев сущность Атмана, становится единым, достигшим цели, свободным от страданий.
Индуизм. Шветашватара упанишада 2. 14

Все, кто приходил прежде меня в надежде исполнить свои желания, молились с сердцами, чистыми от фальши, очищенными внутри и снаружи, отражающими правду, как зеркала.
Синтоизм. Оракул Теммангу

Настоящий человек пользуется своим сердцем [разумом], словно зеркалом. Не следует [за вещами], не идет [им] навстречу, [им] отвечает, но [их] не удерживает. Поэтому преодолевает вещи, но остается невредимым.
Даосизм. Чжуан-цзы 7

Даже если мне нечего будет есть, кроме раскаленного куска железа, я никогда не приму изысканнейшей пищи из рук человека с нечистой душой.
Даже если я буду сидеть на огромном костре, таком жарком, что он мог бы растопить медь, я ни за что не сменяю его на общение с человеком грязной души.
Синтоизм. Оракул Хасимана

Становится ли нечистой одежда, если она обагрена кровью, Как могут считаться чистыми кровопийцы?
Произнес Нанак абсолютное имя Бога; и уста его были чисты — И эта вера единственно истинна; А другие — показные и неистинные.
Сикхизм. Ади-Грантх, Вар Маджх 1

Водой очищаются [только] части тела, сердце [же] очищается истиной, — душа — священ­ным учением и аскетическими подвигами, ум очищается познанием.
Индуизм. Законы Ману 5. 109

Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
Христианство. Второе послание к Тимофею 2: 21—22

Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].
Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные,
Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Иудаизм и христианство. Псалтирь 50: 8—12

И сказал Изанаги: " Я вернулся из отвратительнейшей, ужасной, нечистой земли [преиспод­ней]. Поэтому я должен очиститься". С тем он отправился к озеру Ахакихара, что у устья реки Тахибана, что течет по Химука и Цукуши. Там он приступил к очищению и изгнанию демонов.
Совлекши с себя одежды, он сказал: " Течение верхнего потока слишком сильно, течение нижнего потока слишком слабо". Затем, спустившись к воде, он нырнул в средний поток, поплыл, и тут появился демон по имени Ясомагацухи-но-ками [Бесчисленные силы невзгод], а за ним — демон Омагацухи-но-ками [Дух Великого Отчаяния]. Эти два демона зародились из грязи, которую он вынес с нечистой земли.
Затем, дабы очистить его от этих зол, возник демон по имени Каннаоби-но-ками [Бог божественного обновления], а за ним — Онаоби-но-ками [Бог великого обновления], а за ним — Изуноме-но-ками.
Затем, когда он нырнул на дно ручья, возникли демоны по имени Сокоцуватацу-ми-но-ками [Демон морского дна] и Сокоцуцуну-но-ками [Дух Хозяина Дна]. Затем, когда он всплыл до середины глубины потока... возникли демоны Накацуватацуми-но-ками [Дух-демон середины моря] и Накацуцуну-но-ками [Хозяин-дух Середины]. Когда же он вынырнул из воды, возникли демоны Увацуватацуми-но-ками [Дух-демон поверхности воды] и Увацуцу-ни-но-ками [Дух-хозяин поверхности воды]...
Затем, когда он промыл левый глаз, возник демон Аматерусуоми-но-ками.
А когда он промыл правый глаз, возник демон по имени Цукиеми-но-микото [Лунный бог].
Затем, когда он промыл нос, возник демон Сусану-но-микото. Синтоизм. Кодзики 11

 

Самоконтроль

Самоконтроль — необходимое условие духовного роста. Неконтролиру­емые мысли, смятение чувств, похоть, алчность и корыстолюбие рождают­ся в душе того, кто чужд духовной дисциплине. Если человек не способен подчинить помыслы, желания и поступки своей воле, как он сможет об­ратить душу к Богу и следовать по пути к истине? Пока душа человека не будет укреплена и преисполнена силой воли, укрощающей импульсы плоти, в ней не найдется много места для Бога. Следовательно, главное в религи­озной жизни — это самоконтроль.
Фрагменты священных текстов, приводимые в этом разделе, включают в себя две универсальные метафоры, привлеченные для описания самоконт­роля: поединок и лошадь со всадником. Эта тема освещается в разделах " Сдерживание", " Сдерживание ярости" и " Обуздание желаний".

Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя.
Буддизм. Дхаммапада 80

Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве.
Буддизм. Дхаммапада 103

 

13 Заказ № 283

И хотя человеку предстоит одолеть тысячи и тысячи свирепых врагов, истинно велика будет его победа, если он одолеет хотя бы самого себя.
Сражайся с самим собой, зачем воевать с внешними врагами? Тот, кто одолеет себя собственными силами, достигнет счастья...
Да, одолеть себя тяжело, но если одолеть — тогда будет подвластно все.
Джайнизм. Уттарадхьяянасутра 9. 34—36

Прежде чем желать управлять мирозданием, ты должен быть в состоянии полностью управлять самим собой.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 11—22—70
... Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. Иудаизм и христианство. Притчи Соломона 16: 32
Кто силен? Тот, кто владеет своими страстями. Иудаизм. Мишна, Абот 4. 1

Обу Хурайра провозгласил слова Посланника Бога: " Сила заключается не в физической мощи; сильным можно назвать лишь того, кто умеет смирять свою ярость".
Ислам. Хадис Букхари и Муслима

Тот, кто способен пребывая здесь, на земле, до своего освобождения от тела, противосто­ять соблазнам и гневу, — тот достиг гармонии, тот счастливый человек.
Индуизм. Бхагавадгита 5. 23

Пророк говорит: " Пора переходить от меньшей святой войны [аль джихад альашгар] — к большей святой войне [аль джихад аль-акбар]". Его спросили: " О, пророк Бога, а что такое большая святая война? " Он ответил: " Борьба против злейшего врага внутри нас".
Ислам. Хадис
Боритесь со злом внутри себя; не обращайте свою борьбу в борьбу со злом в других. Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 12. 21

Тот, кто знает людей, — благоразумен. Знающий себя — просвещен. Побеждающий людей — силен. Побеждающий самого себя — могуществен.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 33

Поистине, ум беспокоен и его трудно обуздать. Но его можно покорить постоянным упражнением и бесстрастием. Успеха в медитации не достигнут те, кто не владеет собой, но те, кто овладел собой, достигнут цели.
Индуизм. Бхагавадгита 6. 35—36

... " Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе".
Иудаизм и христианство. Псалтирь 31: 9
Укрощенные мулы, и благородные синхадские лошади, и большие слоны — благо. Но лучше этого тот, кто смирил себя.
Мой ум бродил прежде, блуждая, как ему хочется, как ему нравится, как ему угодно. Теперь я его полностью сдержу, как погонщик — взбесившегося слона.
Буддизм. Дхаммапада 322, 326

Знай же, что Атман — владелец колесницы; тело, поистине, — колесница;
Знай, что рассудок — колесничий; разум, поистине,......... поводья.
Чувства называют конями, предметы [восприятия] — их путями... Кто не наделен распознаванием, чей разум никогда не сосредоточен. Чувства у того не знают узды, словно дурной конь у колесничего.
Кто же наделен распознаванием, чей разум всегда сосредоточен, чувства у того знают узду, словно добрый конь у колесничего.
Индуизм. Катха упанишада 1. 3. 3—6

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...