Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чистосердечие




Чистота сердца — это точка отсчета духовного роста и жизни сообразно законам нравственности. Сокровенные намерения человека выходят за пределы внешнего поведения, в рамках которого Добром и Злом становит­ся конкретный поступок. Согласно теистическим традициям, Бог смотрит внутрь сердца и взыскует его сокровенной сущности. Для синтоистов чистосердечие (макото) означает внутреннее, гармоническое согласие мыс­ли и поступка, воли человека и воли ками. В буддизме, к примеру, как утверждает Дхаммапада, действие начинается с разума; оно рождается разумом; и оно развивается согласно внутреннему состоянию разума. В не­которых из собранных в этом разделе фрагментов чистосердечие означает естественное состояние разума, лишенное притворства и эгоистических устремлений. Другие отрывки рассматривают проблему по-иному и призы­вают к самоконтролю и самовоспитанию с целью выявления истинного чистосердечия.
Даже когда внешняя форма поступка вполне благопристойна, истинные намерения человека все равно рано или поздно выйдут на поверхность.
Заключительные тексты раздела показывают, как достижения в религи­озной жизни зависят от степени чистосердечия стремящихся к этому людей.

Искренность — единственная добродетель, связывающая человека с божественным. Синтоизм. Такатоми Сенге
Важно не то, делаешь ты много или мало, а то, насколько твое сердце устремлено к Небу. Иудаизм. Талмуд, Брахот 17а

Но [когда] существо очищено светом познания, то размышляющий видит его, лишенного частей.
Индуизм. Мундака упанишада 3. 1. 8

Искренность (ихсан): Ты должен преклоняться перед Богом, как будто он предстал перед тобой; ибо, хотя ты и не видел Его, Он всегда видит тебя.
Ислам. Сорок хадисов ан-Навави 2

Искренность (макото) — это душа ками. Соответственно, поклоняясь ками, и имея искреннюю душу, можно рассчитывать на отклик ками.
Синтоизм. Эккен Киабара, Божественные предписания

Абу хурайра передал слова Посланника Бога: " Бог не смотрит на твою внешность и твое имущество, Он смотрит прямо в сердце твое и на дела твои".
Ислам. Хадис Муслима

С позиций высшей праведности,
Мы взыскуем взора Твоего,
Мы стремимся к Тебе,
Мы взыскуем расположения Твоего.
Зороастризм. Авеста, Ясна 60. 21

Поклонения без любви,
Поступков без чувства,
Бегите, братья мои,
Ибо это — показная любовь —
Нет радости в его объятиях.
Это раскрашенная ваза со сладостями —
Нет во вкусе этих сладостей пряности.
О Господи, без искренности
Нет благочестия.
Индуизм. Басаванна, Вакана 126

Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть — разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего.
Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть — разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная тень.
Буддизм. Дхаммапада 1—2

... мысль — это круговорот бытия [сансара], пусть [человек] усердно очищает ее. Какова его мысль, таким он и становится — вот извечная тайна. Ибо с успокоенной мыслью он уничтожает [плоды] добрых и недобрых дел; Успокоившись сам, пребывая в Атмане, он достигает непреходящего счастья. ! Когда мысль человека привержена Брахману,
Словно к предметам этого мира, — кто не освободится тогда от уз? Ибо разум, как говорят, бывает двух видов — чистый и нечистый.
Нечистый соприкасается с желанием, чистый избегает желаний. Очистив разум от лености и рассеянности, сделав его непоколебимым, Он освобождается от разума и идет к высшему уделу.
Индуизм. Майтри упанишада 6. 34. 3—7

Ты должен пребывать в согласии со своим разумом — твоей сущностью. Если ты пребываешь в гармонии с ним, ты можешь обрести единство с Богом, и таким образом приобрести истинное знание о мире.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 11—19—78

... И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
Иудаизм и христианство. Второзаконие 6: 5
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден: то извергну тебя из уст Моих. Христианство, Откровение св. Иоанна Богослова 3: 16

Мы должны проверить себя и познать, в чем состоит любовь и цель сердца, ибо только так мы можем понять, что мы есть на самом деле.
Христианская наука. Наука и здоровье, с. 8

Под словами " сделай свои желания искренними" понимается следующее: не поддаваться самообману, исполниться к нему таким же отвращением, как к зловонию или любить искренность так же, как мы любим красивые цвета. Это называется самоудовлетворением. Таким образом благочестивый муж всегда занят самосозерцанием, даже если он наедине с самим собой.
Когда человек низкий наедине с самим собой, нельзя сказать, что его не захватят дурные поступки. Лишь когда он видит благочестивого мужа, тогда он пытается скрывать свои намерения, скрывать зло и показывать только доброе в себе. Но что за польза в том? Людям все равно откроется его истинное лицо. Поэтому говорят, что сокровенное в человеке всегда можно распознать по его наружности. Так что благочестивый муж вбегда следит за собой, даже если он наедине.
Цзэн-цзу говорил: " Есть ли что-либо страшнее зрелища, когда десять глаз смотрят, а десять рук указывают на одно и то же? "
Богатство украшает дом, а человека украшает добродетель. Если ум человека развит, а сердце исполнено добра, и тело его тоже становится прекрасным. Так что благочестивый муж всегда стремится к искренним желаниям.
Конфуцианство. Да сюэ [Великое учение] 6. 1—4

Если женщина, либо мужчина, либо юноша, склонный любоваться или созерцать собствен­ное отражение в большом и чистом зеркале или в вазе с чистой водой, увидел бы там пятно или крапинку, он бы вознамерился стереть это пятнышко, а когда стер бы его, почувствовал бы себя удовлетворенным и подумал бы: " Как я рад, что очистился". Так же и монах, обратив свои взоры вовнутрь себя, обретает плодотворное состояние духа, размышляя: " Не завистлив ли я? Не живу ли я, храня в сердце зло? Не ленюсь ли я, не равнодушен ли я? Не суетлив ли я? Не живу ли я в сомнении и колебаниях, или я это уже преодолел? Не гневлив ли я? Чисты или гнилостны мои помыслы? Не раздирают ли меня страсти? Пассивен ли я или полон энергии? Способен ли я себя контролировать или я неуправляем? "
Буддизм. Ангуттара Никайа 66
Человек волен идти тем путем, по которому он хочет идти. Иудаизм. Талмуд, Маккот 10Ь
Подобно чистому зеркалу,
Отражающему образы в соответствии с их формами. Благословление Будды
Нисходит на всех, даруя в соответствии с их сердцем. Буддизм. Сутра Ожерелья 10

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
Христианство. Послание к Титу 1: 15

Поступки есть не что иное, как намерения, и каждый делает лишь то, что намеревается. Тот, кто стремится к Аллаху и его пророкам, — стремится к Аллаху и его пророкам, а тот, кто задался целью извлечь какую-либо выгоду или взять в жены какую-либо женщину — хочет только того, чего он хочет.
Ислам. Сорок хадисов ан-Навави

Какому бы образу с преданной верой ни поклонялись люди — Я упрочу веру каждого.
Проникнутые этой верой — они молятся — и получают из этого источника. Но повеление даровать желаемое исходит от Меня.
Воистину, недолговечен плод, обретаемый неразумными: поклоняющиеся богам — идут к тем богам, а возлюбившие Меня — идут ко Мне.
Индуизм. Бхагавадгита 7. 21—23

Дхарма свободна от всякой запятнанности и замутнения. Тот, кто привержен чему-либо, даже освобождению, не интересуется Дхармой, а интересуется исполнением собственных желаний. Дхарма не есть цель. Тот, кто жаждет Дхармы как цели, не интересуется самой Дхармой, а интересуется целью... Дхарма не есть тихое убежище. Тот, кто ищет тихого убежища, не интересуется Дхармой, а интересуется тихим убежищем... Дхарма есть общество. Тот, кто хочет связи с Дхармой, не интересуется Дхармой, а интересуется связью.
Буддизм. Святое учение Вималакирти 6

Фаянь, настоятель монастыря Цинлян, перед началом проповеди приказал поднять бам­буковый занавес у входа в зал. Два монаха принялись его сворачивать. Фаянь сказал, указав на монахов: " Один из них прав, другой ошибается".
Умэнь заметил: Кто в постижении истины прав, а кто ошибается? Тот, кто может взглянуть на это одним глазом мудрости, поймет, где дал промах настоятель монастыря Цинлян. Но даже если это случится, не вздумайте искать меру правоты и заблуждения.
Буддизм. Мумонкан [Застава без ворот] 26

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...