Терпение и упорство
Духовный рост — это долгий процесс, требующий терпения и упорства. Если решение принято и вы пустились в путь, от него уже нельзя отказываться, потому что результат начинания может не проявиться до последнего момента. Терпение означает не просто ожидание момента вмешательства судьбы; скорее оно означает упорство в поддержании самодисциплины, пока не будет достигнута цель. Религиозные тексты рассказывают нам о добродетели упорства посредством метафор: бег наперегонки, карабканье на дерево, рытье колодца или распиливание древесного ствола с целью добраться до. середины.
Завершают этот раздел два фрагмента, повествующие о великом терпении. В одном (из библейской книги Иова) описывается терпение праведника Иова и его вера, вопреки страданиям. В другом (из Корана) рассказывается история таинственного путешествия Муссы, который смог перенести все превратности жизни, не усомнившись в постоянно присутствующей, но незримой деснице Божьей.
Терпи же! Поистине, обещания Аллаха — истина; проси прощения за грех твой и возноси хвалу Господу твоему вечером и утром!
Ислам. Коран 40: 57(55)
Как бы он ни был утомлен [неудачами], надо приступать к исполнению [задуманного] снова и снова, ибо счастье благоприятствует человеку, предпринимающему [попытки] исполнения [задуманного].
Индуизм. Законы Ману 9. 300
... Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Христианство. Послание к галатам 6: 9
Твоя победа и твое поражение определяются тем, насколько долго ты сможешь жертвовать сердцем, исполненным любви.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 9—11—72
Стоя на берегу реки, учитель сказал: " Все течет так же, [как вода]. Время бежит, не останавливаясь".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 157
У улитки нет рук, У улитки нет ног,
Улитка неспешно вползает на дерево.
Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)
Если рыбаки, охотники и крестьяне, Думая только о собственном пропитании, Страдают от жара и холода,
Почему я не храню терпение ради будущего счастья и покоя? Буддизм. Шантидева.
Руководство в образе жизни Бодхисаттвы 5. 26—27
... претерпевший же до конца спасется. Христианство. Евангелие от Марка 13: 13
День, когда солнце заходит, чтобы больше не взойти, это день зла. Африканские традиционные религии. Пословица народа игала (Нигерия)
Упорство победит даже Небеса. Иудаизм. Талмуд, Санхедрин 105а
Учитель Дзен сказал: " Истинный Рыцарь дао должен по необходимости быть и широкоплечим, и крепким сердцем; его ноша тяжела, и ему не уйти далеко. Ноша его должна быть наполнена Добром; и должны ли мы сетовать на то, что она так тяжела? Только со смертью закончится его путешествие; должны ли мы сетовать, что путешествие такое долгое?
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 8. 7
Жизнь подобна холму.
Маву-Творец справа и слева окружил его глубочайшими водами,
И если ты начал восхождение — нет пути назад!
Ты должен взбираться с грузом на голове,
Руки твои не будут подмогой, ибо таково твое испытание.
Весь мир — это поле для испытаний.
Африканские традиционные религии. Песня народа фон (Бенин)
О те, которые уверовали! Обращайтесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, Аллах — с терпеливыми! [... ]
Мы испытываем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе и душах и плодах, — и обрадуй терпеливых, — тех, которые, когда их постигнет бедствие, говорят: " Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к нему мы возвращаемся! "
Это те, над которыми благословения от их Господа и милость, и они — идущие верным путем.
Ислам. Коран 2: 148(153), 150(155)—152(157)
Опережайте же друг друга к прощению от вашего Господа и саду... Ислам. Коран 57: 21
Серьезный среди легкомысленных, многободрствующий среди спящих, мудрец выделяется, как скакун, опередивший клячу.
Буддизм. Дхаммапада 29
Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.
Христианство. Первое послание к коринфянам 9: 24—27
Ты побежишь на четыре стороны света,
Туда, где земля встречается с большой водой,
Туда, где небо встречается с землей,
Туда, где живет зима — где обитает дождь.
Беги туда! Беги!
Будь сильным!
Ибо ты — мать всех людей.
Религии американских индейцев. Песня апачей
Ты уже пересек огромный океан, почему же ты перестал грести, ведь ты уже близко к берегу? Поспеши переплыть на другой берег, Гаутама; и все время будь осторожен.
Джайнизм. Уттарадхьяянасутра 10. 34
Мэн-цзы говорил: " Пытаться чего-либо достичь — все равно, что копать колодец. Можно вырыть яму глубиной в девять саженей, но если ты не докопаешься до источника воды, твой труд будет напрасным.
Конфуцианство. Мэн-цзы 7. 1. 29
Рабби Акиба, в сорок лет не знавший грамоте, однажды увидев отверстие, пробитое в камне потоком воды, и услышав, как люди говорят " Вода точит камень", подумал: " Если мягкая вода может пробить скалу, тогда Тора в металлическом переплете, наверное, способна, если быть усердным, проникнуть в размягченный ум"; и обратился к изучению Торы.
Иудаизм. Талмуд, Абот 6
Предположим, что человек идет в лес, чтобы принести немного сердцевины деревьев, и возвращается с ношей из ветвей и листьев, размышляя о том, как ему повезло; не глупо ли он поступает?
Человек ищет тропу, которая увела бы его прочь от горестей; находит ее и продвигается немного вперед; замечает, насколько он продвинулся, и преисполняется гордостью и тщеславием. Он подобен тому человеку, который искал сердцевину дерева и вернулся довольным, неся ветки и листья.
Другой человек отправляется в лес, чтобы принести сердцевины, и возвращается домой с ношей из ветвей. Он подобен тому, кто радуется даже самому малому продвижению вперед прочь от горестей, на которое затрачено минимальное количество усилий; он начинает меньше стараться и преисполняется гордостью и тщеславием.
Еще один человек возвращается с ношей из коры вместо сердцевины, за которой он пришел. Он подобен тому, кто обнаруживает, что его душа успокоилась, а мысли прояснились, и меньше старается, преисполнившись гордостью и тщеславием.
И еще один человек возвращается из лесу, груженный древесным волокном вместо сердцевины. Как похож на него тот, кто обретает способность внутреннего зрения и перестает стараться. Все эти люди, так легко удовлетворяющиеся стараниями, которые на самом деле недостаточны, и гордящиеся собой, перестают стараться и впадают в леность. Все эти люди неизбежно столкнутся со страданием.
Буддизм. Мадждхима Никайа
И нашли они раба из Наших рабов, которому Мы даровали милосердие от Нас и научили его Нашему знанию.
Сказал ему Муса: " Последовать ли мне за тобой, чтобы ты научил меня тому, что сообщено тебе о прямом пути? "
Он сказал: " Ты не в состоянии будешь со мной утерпеть. И как ты вытерпишь то, о чем не имеешь знания? "
Он сказал: " Ты найдешь меня, если угодно Аллаху, терпеливым, и я не ослушаюсь ни одного твоего приказания".
Он сказал: " Если ты последуешь за мной, то не спрашивай ни о чем, пока я не возобновлю об этом напоминания".
И пошли они; и когда они были в судне, тот его продырявил. Сказал ему: " Ты его продырявил, чтобы потопить находящихся на нем? Ты совершил дело удивительное! "
Сказал он: " Разве я тебе не говорил, что ты не в состоянии будешь со мной утерпеть? "
Он сказал: " Не укоряй меня за то, что я позабыл, и не возлагай на меня в моем деле тяготы".
И пошли они; а когда встретили мальчика и тот его убил, то он сказал: " Неужели ты убил чистую душу без отмщения за душу? Ты сделал вещь непохвальную! "
Он сказал: " Разве я не говорил тебе, что ты не в состоянии будешь со мной утерпеть? "
Он сказал: " Если я спрошу у тебя о чем-нибудь после этого, то не сопровождай меня: ты получил от меня извинение".
И пошли они; и когда пришли к жителям селения, то попросили пищи, но те отказались принять их в гости. И нашли они там стену, которая хотела развалиться, и он ее поправил. Сказал он: " Если бы ты хотел, то взял бы за это плату".
Он сказал: " Это — разлука между мной и тобой. Я сообщу тебе толкование того, чего ты не мог утерпеть.
Что касается судна, то оно принадлежало беднякам, которые работали в море. Я хотел его испортить, ибо за ними был царь, отбиравший все суда насильно.
Что касается мальчика, то родители его были верующими, и мы боялись, что он обречет их переносить непокорность и неверие.
И мы хотели, чтобы Господь дал им взамен лучшего, чем он, по чистоте и более близкого по милосердию.
А стена — она принадлежала двум мальчикам-сиротам в городе, и был под нею для них клад, а отец их был праведен, и пожелал Господь твой, чтобы они достигли зрелости и извлекли свой клад по милости твоего Господа. Не делал я этого по своему решению. Вот объяснение того, чего ты не мог утерпеть".
Ислам. Коран 18: 64(65)—89(87)
Воспользуйтесь поиском по сайту: