Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 14. Вера




Глава 14. Вера

Присутствие Бога нелегко ощутить или пережить в опыте; истину нелегко постичь и воплотить в делах. Без Бога и направляющего света истины душа теряет контроль над собой и бесцельно плывет в море пустых желаний и ложных представлений. В таких условиях даже самые лучшие усилия, направленные на духовное совершенствование, могут оказаться безрезультатными. Однако Бог вновь и вновь открывает себя тем, кто верой стремится к Нему. В этой главе собраны фрагменты священных текстов, говорящие о таких состояниях души, в которых человек ищет и открывает для себя Всевышнего: о вере; о преданности и ревностном стремлении к Богу; о страхе и покорности перед Богом и о повиновении Господним заповедям; об уверенности в том, что Бог даст все необходимое для жизни и освободит от земных забот; о благодарности Богу за его милосердие и, наконец, об искренней решимости спорить с Богом. Благодаря этим состояниям души человек живет в вере, возносит свое сердце к Богу и соединяется со своим Господом.

 

Вера

Вера многомерна и многоаспектна. Есть вера-вероучение, вера-знание, вера-предвидение, вера-доверие и вера, выражающая устремления сердца. Одни люди готовы умереть за веру, другие испытывают подлинную веру только в сочетании с сомнением. В некоторых священных текстах ценность веры ставится выше эффективного труда, поскольку вера означает принятие вседостаточной благодати, даруемой Богом, в то время как труд пред­полагает уверенность человека в себе и выражает определенный вид неве­рия. В других текстах вера рассматривается как отправная точка для получения знания и как основа для надлежащих усилий на религиозном пути.
Настоящий раздел открывается фрагментами, в которых вера понимает­ся как согласие с определенным вероучением. Содержание веры формулиру­ется иногда в виде кредо, определяющего в нескольких словах основные догматы религии. Из вероучения человек черпает правильное наставление на пути к соединению с Богом и к успеху в религиозной жизни.
В следующей группе фрагментов рассматривается ревностное отноше­ние к Богу и вера в Божий Промысел. Это — вера в значении верности (преданности); она связана с надеждами и ожиданиями людей и вселяет в их души упорство и волю следовать по избранному пути вопреки преследова­ниям и кажущейся бесплодности усилий.
В третью группу мы объединили несколько ключевых текстов, посвя­щенных Аврааму, который служит образцом веры в иудаизме, христианстве и исламе. В Коране Авраам (Ибрахим) назван первым мусульманином, буквально: " тем, кто покорил" свою волю Аллаху. Покорность, ислам, считается главным в отношении всех мусульман к Богу. В христианском Новом завете апостол Павел кладет веру Авраама в основу проводимого им различия между верой и трудом. Вера — это принятие божественной благодати, ниспосылаемой человеку через Иисуса Христа; одной этой бла­годати достаточно, чтобы принести людям спасение, в то время как труд
— не более как человеческие усилия, подтверждающие неспособность чело­века спасти самого себя.
Буддийский святой Синран подчеркивает силу веры и недостаточность трудов с той же определенностью, с какой это делается в лютеранской доктрине " спасения одной верой" (sola fide). Отрывок из Талмуда показыва­ет, что иудаизм не принимает предложенного апостолом Павлом определе­ния Закона как выражения человеческих устремлений, противоположных вере, а помещает веру как бы на вершину Закона.
Последняя группа фрагментов говорит о том, что рядом могут суще­ствовать две крайности: абсолютная вера, способная сдвигать горы, и со­мнение, сводящее на нет все преимущества веры. Иметь абсолютную веру
— это верить в Бога даже тогда, когда такая вера выглядит нереалистичной и рискованной. Однако именно в таких обстоятельствах чаще всего и рож­даются сомнения.

Не может быть благородным мужем тот, кто не постиг волю Небес. Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 20. 3. 1
... Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. Иудаизм и христианство. Книга пророка Исайи 7: 9

... Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божий? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
Христианство. Евангелие от Иоанна 6: 28—29

О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника, и писание, которое Он низвел Своему посланнику, и писание, которое Он низвел раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников, и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением.
Ислам. Коран 4: 135(136)

Иман [вера]... это вера в Аллаха, в Его ангелов и Его писания, в Его посланников и последний день; это вера в божественную судьбу, а потому — это вера как в добро, так и зло.
Ислам. Сорок хадисов ан-Навави 2
Существует четыре рода веры. Первый — это вера в Первоисточник всего сущего. Благодаря этой вере человеку открывается радость медитации над принципом Абсолюта. Второй род — это вера в бесчисленные совершенства Будды. Благодаря этой вере человек погружается в созерцание совершенств Будды, с открытой душой и чувством глубокого почтения приближается к ним, воспитывая в себе умение быть добродетельным и стремясь ко всеобъемлющему знанию. Третий род — это вера в великие блага Дхармы. Благодаря этой вере человек постоянно упражняется в разнообразных дисциплинах, ведущих к просветлению. Четвертый род — это вера в Сангху, члены которой способны посвятить свою жизнь служению во благо себе и другим. Благодаря этой вере человек шаг за шагом приближается к миру бодхисаттв и радостно следует их наставлениям в правильных упражнениях.
Буддизм. Пробуждение веры в Махаяне

... Праведный своею верою жив будет.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Аввакума 2: 4
Благодаря вере освободитесь и покинете мир смерти. Буддизм. Сутта Нипата 1146

И полагайся на Славного, Милосердного, который видит тебя, когда ты встаешь,
и как обращаешься среди поклоняющихся. Ведь он — слышащий, знающий! Ислам. Коран 26: 217(218)—220(220)

... Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
Иудаизм и христианство. Притчи Соломона 3: 5—6

... Но Аллах вызвал в вас любовь к вере и украсил ее в ваших сердцах, и сделал для вас ненавистными неверие, распутство и неповиновение. Эти — идущие прямо, по щедрости от Аллаха и по милости...
Ислам. Коран 49: 7—8

Сообразно сущности каждого бывает его вера, Бхарата, человек образуется верой, он таков, какова его вера.
Если этот троякий подвиг [тела, речи и сердца] совершается с глубокой верой людьми, не ищущими воздаянья, преданными, он считается саттвичным.
А возлияния, дары, подвиги, совершаемые без веры, называются " асат"; они ничто и в том и в этом мире, Партха.
Индуизм. Бхагавадгита 17. 3, 17 и 28
Без откровения свыше народ необуздан... Иудаизм и христианство. Притчи Соломона 29: 18

Некогда жил в Гималаях человек, искавший Истинный Путь. Его не прельщали ни земные сокровища, ни небесные наслаждения, потому что он хотел найти учение, которое устранило бы все заблуждения разума. Его усердие и искренность так поразили богов, что они решили испытать его. Поэтому один из богов принял облик демона и появился в Гималаях, напевая:
Все изменяется,
Все появляется и исчезает.
Когда человек, искавший Истинный Путь, услышал эту песню, она так усладила его слух, как если бы в жаркий день он нашел прохладный источник, утоливший его жажду, или, будучи рабом, обрел долгожданную свободу. Он подумал: " Наконец я нашел истинное учение, к которому шел так долго". Последовав за голосом, он вскоре натолкнулся на страшного демона. С волнующимся сердцем приблизился он к демону и спросил его: " Это ты пел священную песню, только что услышанную мной? Если ты, пожалуйста, спой ее до конца". Демон ответил: " Да, это моя песня, но я не могу петь дальше, пока не поем. Я страшно голоден". Человек стал упрашивать демона: " Слова твоей песни священны для меня. Я искал это учение много лет. Я услышал только часть его, пожалуйста, позволь мне узнать дальше". В ответ демон повторил: " Я страшно голоден, но если бы я мог отведать теплой человеческой крови и плоти, я бы спел песню до конца". Горя страстным желанием узнать истинное учение, человек пообещал демону свое тело за песню. Тогда демон пропел:
Все изменяется,
Все появляется и исчезает.
Совершенный покой наступает,
Когда выходишь за пределы рождений и смерти.
Прослушав песню, человек записал ее на ближайших деревьях и камнях, а затем спокойно взобрался на дерево и бросил себя к ногам демона. Но в этот самый момент демон исчез, и вместо него целое и невредимое тело человека принял лучезарный бог.
Буддизм. Дигха Никайа, Махапаринирвана сутра 424—433

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельст­вованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, ' которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, со наследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертве­лого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
Все сии умерли в вере, не получив обетовании, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то. есть к небесному; поэтому и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. [... ]
Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими; ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с наро­дом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Верою Раав блуд­ница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и тем­ницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в мйлотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претер­пел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Христианство. Послание к евреям 11: 1—19; 23—40; 12: 1—2
... Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. Иудаизм и христианство. Бытие 15: 6

О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. [... ]
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Христианство. Послание к галатам 3: 1—7, 11—12

Рабби Симлай сказал: " Шестьсот тринадцать заповедей были даны Моисею, 365 запове­дей-запретов, по числу дней в году, и. 248 заповедей-предписаний, по числу верующих. Затем пришел Давид и сократил число заповедей до одиннадцати [Пс. 14]. Затем пришел Исайя и сократил их число до шести [Ис. 33: 15]. Затем пришел Михей и сократил их до трех [Мих. 6: 8]. Затем вновь пришел Исайя и сократил их до двух, гласящих: " Сохраняйте суд и творите праведность". Затем пришел Амос и сократил их до одной, гласящей: " Взыщите Меня — и будете живы". Или можно сказать иначе: затем пришел Аввакум [2: 4] и сократил их до одной, гласящей: " Праведный своею верою жив будет".
Иудаизм. Талмуд, Маккот 23в — 24а

А кто отвратится от толка Ибрахима, кроме того, кто оглупил свою душу? Мы избрали его уже в ближнем мире, а в будущем, он, конечно, среди праведников.
Вот сказал ему его Господь: " Предайся! " Он сказал: " Я предался Господу миров! "
И завещал это Ибрахим своим сынам и Йакуб: " О сыны мои! Поистине, Аллах избрал для вас религию; не умирайте же без того, чтобы не быть вам предавшимися! "
Разве вы были свидетелями, когда предстала к Иакубу смерть? Вот он сказал своим сынам: " Чему вы будете поклоняться после меня? " Они сказали: " Мы будем поклоняться твоему богу и богу твоих отцов, — Ибрахима, и Исмаила, и Исхака, — единому Богу, и Ему мы предаемся".
Это — народ, который уже прошел: ему — то, что он приобрел, и вам то, что вы приобрели, и вас не спросят о том, что делали они.
Они говорят: " Будьте иудеями или христианами — найдете прямой путь". Скажи: " Нет, — общиной Ибрахима, ханифа, ведь он не был из многобожников".
Скажите: " Мы уверовали^ в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем--либо из них, и Ему мы предаемся".
Ислам. Коран 2: 124(130)—130(136)

Постичь эту сутру своими силами не могут ни шраваки, ни пратьекабудды. Шарипутра! Даже ты вникаешь в ее учение только благодаря вере.
Буддизм. Лотосовая сутра 3
Что касается меня, то я, Синран, верю в то, что спасение дарует Амида за произнесение " нембуцу", только потому, что досточтимый Хонэн учил меня этому. Принесет ли " нембуцу" воскрешение в Чистой земле или приведет в ад, — я не могу знать. Но даже если бы Хонэн ввел меня в заблуждение и я попал в ад за то, что повторял " нембуцу", я не испытывал бы сожалений. Я бы сожалел о своем заблуждении только в том случае, если бы мог достичь состояния будды, следуя другому учению. Но поскольку я не способен следовать ка­кому-либо другому учению, то, без сомнения, я в любом случае оказался бы низвергнутым в ад.
" Если даже добродетельный человек может переродиться в Чистой земле, то тем более сможет грешник! " Хотя обычно люди полагают, что если уж грешник может переродиться в Чистой земле, то тем более сможет добродетельный человек! Это мнение, на первый взгляд, кажется разумным, но оно расходится с верой в Силу Другого и с целью Первого Обета [будды Амиды]. Тот, кто полагается на свои силы и решается совершать похвальные поступки, тот не склонен опираться на силу другого, и поэтому не к нему обращен Первый Обет Амиды. Откажись он от уверенности в собственных силах и доверься Силе Другого, он смог бы возродиться в Истинной земле Воздаяния. Мы, опутанные сетью собственных страстей, не можем освободиться от кабалы рождений и смертей независимо от того, насколько аскетич­ными мы стараемся быть и какие добрые дела совершаем. Видя это и сострадая нашему положению, Амида дал свой Обет с тем, чтобы привести всех грешников к состоянию будды. Поэтому грешник, полностью зависящий от Силы Другого, и является первым, кто спасется.
Буддизм. Синран, Таннисо

... Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас.
Христианство. Евангелие от Матфея 17: 20

Ибн Масуд передал слова Посланника Божьего, сказавшего: " Тот, кто имеет в сердце своем веру с горчичное зерно, не попадет в ад, а тот, кто имеет в сердце своем гордость с горчичное зерно, не войдет в рай".
Ислам. Хадис Муслима

Если же ты в сомнении о том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают писание до тебя. Пришла к тебе истина от твоего Господа; не будь же из колеблющихся!
И не будь из тех, которые сочли ложью знамения Аллаха, чтобы не оказаться в числе понесших убыток.
Ислам. Коран 10: 94—95

Верующий получает знание, преданный лишь Ему, обузданный в чувствах; получив знание, он скоро достигает высшего мира. Немудрый и неверующий, полный сомнения, гибнет; нет ни этого, ни другого мира, ни счастья для сомневающегося.
Индуизм. Бхагавадгита 4. 39—40

... Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. [... ] сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
Христианство. Евангелие от Марка 9: 17 18, 22—24

Монах, сомневающийся в Учителе, растерян, не уверен, повержен в смятение; его душа не склонна к рвению, постоянному прилежанию, упорству, усилиям. Это первое бесплодное состояние, от которого не может избавиться тот, чья душа не склонна к рвению, постоянному прилежанию, упорству, усилиям.
Наконец, этот монах сомневается в Дхарме [... ] сомневается в Порядке [... ] сомневается в упражнениях; он растерян, не уверен, повержен в смятение [... ] его душа не склонна к рвению
[... ] усилиям. Если эти бесплодные состояния не искоренить, чтобы монах мог расти, углублять свои познания и обретать зрелость в этой дхарме и упражнениях, то он не достигнет этого.
Буддизм. Мадждхима Никайа i. 101, Сетокхила сутта

... А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами [... ] В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
Христианство. Евангелие от Матфея 14: 24—31

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...