Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спор с Богом




Стремящийся к Богу и воспринимающий Его как живую Личность, заботящуюся о людях и любящую их как детей своих, может не быть удовлетворен такими проявлениями любви к Господу, как преданность, повиновение и слепая вера. Он может желать более определенной и драма­тичной встречи, предполагающей сопротивление, столкновение, спор. Тот факт, что Всемогущий Бог поощряет такие споры, — свидетельство его глубочайшей любви к человечеству. Однако это не спор сомневающегося или атеиста и не жалоба маловерующего, а встреча, вызванная горячим желанием глубже постичь Божественную Истину и ощутить сострадатель­ное присутствие Господа.
Иов спорил с Богом, потому что для молвы его страдания были лишь наказанием за грехи, а он знал, что невиновен ни в каких прегрешениях. Поэтому он не хотел принимать банальных и неверных объяснений и искал встречи с Богомлицом к лицу. И хотя Господь не признал его невиновность в том смысле, в каком ожидал это Иов, сама встреча с Богом очень сильно его изменила. В " Рамаяне" Сита подвергла себя испытанию огнем, чтобы доказать свою невиновность перед мужем, божественным Рамой, который без причины отверг ее. Она прошла через огонь, чтобы доказать свою верность, и таким образом испытала себя и примирилась со своим Гос­подом. Иудейские пророки не раз обращались к Господу в надежде повли­ять на Него и выпросить прощение для своего народа. Так, Авраам просил Бога явить милосердие, а не гнев в отношении городов Содома и Гоморры. Сходным образом Мухаммед во время Ночного Путешествия по небу (Мираджо) спорил с Богом и добился уменьшения числа обязательных молитв, возложенных на мусульман. Известный отрывок из Талмуда, изоб­ражающий мудрецов, спорящих с Богом, показывает, насколько высоко ценит Господь свободный человеческий выбор.

Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня. Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою? Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его! И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его! Выслушайте внимательно слово мое и объясне­ние мое ушами вашими. Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав. Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну и испущу дух. Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего: удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня. Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой. Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе?
Иудаизм и христианство. Книга Иова 13: 13—24

О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне. Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня. Тогда праведник мог бы состязаться с Ним, — и я навсегда получил бы свободу от Судии моего. Но вот, я иду вперед — и нет Его, назад — и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю. Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото.
Иудаизм и христианство. Книга Иова 23: 3—10

И Рама молвил Вибхишане: " Приведи сюда дочь царя Митхилы".
Когда Сита появилась в лагере Рамы, несомая в паланкине, толпы обезьян, медведей и ракшасов сбежались со всех сторон, чтобы взглянуть на нее. [... ]
И Сита приблизилась к Раме и устремила на него свой взор, полный любви и радости; и, когда она увидела лицо своего возлюбленного супруга, горе ее рассеялось.
Рама сказал ей, стоящей перед ним смиренно: " О дочь Джанахи, я исполнил свой обет, я убил Равану и освободил тебя из плена. Все, что я совершил, я совершил ради тебя. Я смыл оскорбление, нанесенное мне моим врагом.
Но кто, о Сита, ведущий происхождение от высокого рода, примет обратно жену, столь долго жившую в доме другого? Равана касался тебя, смотрел на красоту твою греховным взором — могу ли я, приняв тебя теперь, покрыть позором мой великий род? Ступай куда хочешь, Сита, я отпускаю тебя! Оставайся, если хочешь, с Вибхишаной, или с Сугривой, или отправляйся к Бхарате. Ты не жена мне больше! "
Вняв этим жестоким словам, Сита поникла, пораженная скорбью и стыдом, проливая слезы. Затем, вытерев глаза, она сказала: " О господин мой, если другой и касался меня, это было против моей воли. Сердцем я всегда оставалась верна тебе. [... ]" И повернувшись к Лакшмане, Сита сказала: " О сын Сумитры, приготовь мне погребальный костер, только он исцелит мое горе. Жизнь больше не мила мне, отвергнутой в присутствии народа супругом, лишенным любви! "
Лакшмана, охваченный гневом, взглянул на Раму. Но, поняв намерения Рамы [... ], повино­вался и соорудил погребальный костер. Никто не смел вмешаться, заговорить или даже поднять глаза на ужасный лик Рамы, подобный лику Смерти в час светопреставления.
Сита приблизилась к костру и сказала, сложив ладони, обращаясь к огню: " О Агни, да будешь ты свидетелем перед народом тому, что сердце мое никогда не отвращалось от Рамы! "
И Сита вошла в огонь [... ] И когда она скрылась в огне, заколебался костер и из пламени встал человек исполинского роста [... ] и на руках его лежала Сита, целая и невредимая. Бог Агни — все узнали его — приблизился к Раме и сказал: " О Рама, вот твоя Сита. Она чиста перед тобою, грех не коснулся ее — я, бог огня, свидетельствую о том перед народом. Возьми ее — я повелеваю тебе".
Индуизм. Рамаяна, Битва 118—120

... И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрск'ий, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда, и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам, и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
Иудаизм и христианство. Бытие 18: 20—33

И сказал Бог: " Одерживая верх, я теряю. Когда надо мной одерживают верх, я приоб­ретаю. Я одержал верх над родом человеческим во время потопа, но разве я не потерял, разрушив мой мир? То же случилось с родом человеческим во времена Вавилонской башни. И с жителями Содома. Но с золотым тельцом произошло иначе: Моисей одержал верх надо мной [добиваясь прощения этого греха] и я приобрел тем', что не уничтожил Израиль".
Иудаизм. Песикта Раббати 32Ь — 33а

" Когда ангел вознес меня [на небо]", — сказал Пророк, — " Бог предписал моему народу пятьдесят молитв [в день]. Возвращаясь с этим предписанием, я проходил мимо Моисея. " Что Бог предписал твоему народу? " — спросил он. " Он предписал пятьдесят молитв", — ответил я. " Иди обратно к Господу", — молвил Моисей, — " твой народ не настолько силен, чтобы

выдержать это! " Поэтому я повернул обратно и предстал пред ликом Господа, который сократил число молитв наполовину. Проходя мимо Моисея, я сказал ему: " Они сокращены наполовину". — " Иди обратно к Богу", — ответил он, — " твой народ не настолько силен, чтобы выдержать это". Я возвратился и вновь предстал пред ликом Господа, который еще раз уменьшил число молитв наполовину. Придя к Моисею, я сказал ему о новом уменьшении. " Иди обратно к Богу", — воскликнул он, — " у твоего народа не будет силы выдержать это". Я опять предстал пред Господом, и Он сказал мне: " Пусть будет пять молитв, но в моих глазах они будут стоить пятидесяти, ибо нельзя изменить ничего из сказанного в Моем присутствии". Я возвратился к Моисею, который вновь сказал мне: " Иди обратно к Богу". — " Мне стыдно пред Господом моим", — ответил я".
Ислам. Хадис Букхари

Однажды, когда рабби Элиезер привел все доказательства, какие только возможно [в пользу своей точки зрения по вопросу о чистоте ритуала], они [мудрецы] не приняли их.
Тогда он сказал им: " Если Закон согласен со мной, пусть это рожковое дерево докажет это". Рожковое дерево прыгнуло на сотню локтей от того места, где оно росло в саду. Но мудрецы ответили: " Рожковое дерево ничего не доказывает".
Он сказал им: " Если Закон согласен со мной, пусть этот ручей докажет это". Ручей повернул свое течение вспять, но мудрецы ответили: " Ручей ничего не доказывает".
Вновь сказал он им: " Если Закон согласен со мной, пусть стены этой школы докажут это". Стены затряслись и были готовы упасть, но тут поднялся рабби Йошуа и устыдил их, сказав: " Когда ученики мудрецов ведут спор о Законе, какое вы имеете к этому отношение? " Из почтения к рабби Йошуа стены не обрушились, а из почтения к рабби Элиезеру они не распрямились и по сей день стоят наклоненные.
Еще раз рабби Элиезер сказал мудрецам: " Если Закон согласен со мной, пусть это будет доказано Сверху". И раздался Глас Божий, и изрек Он: " К чему вы спорите с рабби Элиезером, если во всех вопросах Закон согласен с ним! "
Но тут вновь поднялся рабби Йошуа и воскликнул: " Это не с неба".
Некоторое время спустя рабби Натан повстречал пророка Иллиаха и спросил его: " Что сделал Святой Бог, будь благословен Он, когда получил отпор от рабби Иошуа? " Иллиах ответил: " Он рассмеялся радостно и воскликнул: " Мои дети одержали победу'надо мной, мои дети одержали победу надо мной" ".
Иудаизм. Талмуд, Баба Метция 59ab

[1]Офо — это главный религиозный символ племени игбо (Нигерия); он представляет собой палочку, олицетворяющую связь между человеческим и духовным мирами; ее использу­ют для того, чтобы давать благословения, посылать проклятия, вершить справедливость, привлекать коллективную мудрость и силу предков к решению социальных и политических вопросов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...