Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Писание и предание. Нищета знания, постигаемого разумом




Писание и предание

Каждая религия хранит полученную ею истину. Истина содержится в писании и в накопленных поколениями мудрости и предании. В текстах этого раздела содержится совет изучать писание и предание, которые служат надежным путем познания истины, жизненной мудрости и Бога.

Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем. Иудаизм и христианство. Псалтирь 118: 97
Погруженный в Писания и их смысл, он превосходит цикл рождения и смерти. Джайнизм. Акарангасутра 5. 122
Гиллель сказал: " Тот, кто овладевает словами Торы, приобретает себе жизнь грядущего мира". Иудаизм. Мишна, Абот 2. 8

Я оставляю тебе надежное средство. Пока ты будешь держаться его, ты будешь на верном пути. Это веревка, которую Бог протянул с небес на землю. Это Коран.
Ислам. Хадис Дарими 1

Знай, что тот, кто читает и произносит сутру Закона-цветка, тот человек украсил себя украшением Будды, и Татхагата несет его на своем плече.
Буддизм. Лотосовая сутра 10 Вот эта истина:
Действия, которые мудрецы видели в священных словах, многообразно распространены в триаде.
Постоянно исполняйте их, любители истины, — таков ваш путь в мир добрых дел. Индуизм. Мундака упанишада 1. 2. 1

Этот век нуждается в учении святого Наставника.
Святое слово — Наставник;
преданно размышляя о нем, я его ученик.
Впитывая речь Невыразимого,
Я свободен от пут заблуждения.
Сикхизм. Ади-Грантх, Рамкали Сиддха Госхти М. 1

... И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
Иудаизм и христианство. Второзаконие 6: 5—9

... И в истине Мы его ниспослали, и в истине он нисшел. И послали Мы тебя только вестником и увещателем.
И Коран Мы разделили, чтобы читал ты его людям с выдержкой, и ниспослали Мы его ниспосланием.
Скажи: " Веруйте в него или не веруйте, — те, кому даровано было знание до него, когда он читается им, падают на бороды, поклоняясь, и говорят: " Хвала Господу нашему! Поистине, обещание Господа нашего исполняется".
И падают на бороды, плача, и увеличивает он в них смирение.
Ислам. Коран 18: 106(104}—109(109)

Предание не кончается.
Африканские традиционные религии. Пословица народа акан (Гана)

Благородный муж знакомится со многими пословицами древности и многими деяниями прошлого, чтобы тем самым сделать сильным свой характер.
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен] 26

Покоряющая сила Великого
О Тебе одном мы размышляем,
И обдумываем поучения любящего ума,
А также деяния святых людей,
Чьи души наиболее совершенно согласуются с истиной. Зороастризм. Авеста, Ясна 34. 2

... А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для

 

14 Заказ № 283

исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Христианство. Второе послание к Тимофею 3: 14—17

О религиозные предводители! Не оценивайте Божественную Книгу с помощью принятых меж вами норм и наук, ибо сама Книга — это непогрешимые Весы, установленные для людей. На этих совершеннейших весах возможно взвесить то, чем обладают племена и народы, тогда как меру этого веса следует проверять в соответствии с ее собственными нормами, вам же следует только знать их.
Бахаизм. Письмо к Сыну Волка 128

 

Нищета знания, постигаемого разумом

Во всех религиях проводится различие между интеллектуальным знани­ем (то есть знанием, постигаемым разумом) и знанием духовным, от­крывающим путь к спасению. Теоретическое и практическое знание, кото­рое дает человеку секулярная наука, при всей его полезности в мирской жизни не только не способствует духовным поискам, но даже может оказаться препятствием на пути к постижению Истины. Пропасть между Афинами и Иерусалимом, между истиной секулярной философии и истиной писаний западных религий — тема первой группы фрагментов священных текстов, входящих в данный. раздел. Мы включили сюда также несколько отрывков о вреде знания, не ограниченного и не направляемого духовной мудростью: оно рождает самонадеянность и устанавливает власть, которая подавляет других людей и угрожает окружающей среде.
Обратившись к восточным религиям, особенно к буддизму и даосизму, мы обнаруживаем, что истина, обретаемая в опыте озарения, слишком глубока, чтобы выразить ее в словах. Когда же слова ведут к дискриминаци­онному мышлению, к привязанности к одному и отвращению к другому, они становятся препятствием на пути к озарению. Слова в лучшем случае способны приблизить нас к смыслу, лежащему вовне, подобно пальцу, указывающему на отдаленный предмет, или плоту, который бросают, перебравшись на другой берег.
Все то, что было сказано относительно знания, постигаемого разумом, относится и к знанию священного писания. В различных религиозных учениях утверждается, что знание священных текстов, как и любое интел­лектуальное знание, порочно само по себе. Гораздо выше интуитивное, или внутреннее, постижение Бога.

... А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела.
Иудаизм и христианство. Книга Екклесиаста 12: 12
Тысяча и сто тысяч уловок разума не будут сопровождать человека в загробном мире. Сикхизм. Ади-Грантх, Джапуйи 1 М. 1
Всякий, кто пускается в чрезмерные и излишние объяснения, никогда не достигнет истины. Ислам. Нахджул Балагха, изречение 30
/
... Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум... Иудаизм и христианство. Притчи Соломона 9: 10

Стойкость в познаньи высшего Атмана, постижение цели истинного знанья. Это называется знанием; неведением — все другое.
Индуизм. Бхагавадгита 13, 11

... Но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
Христианство. Первое послание к коринфянам 8: 1—3

Рабби Елеазар Хисма сказал: " Жертвование птиц и очищение женщин, эти, действительно, эти понятия главные. Астрономия и геометрия не что иное, как окаймление мудрости".
Иудаизм. Мишна, Абот 3. 23

Моя покойная мать жестоко бранила меня. Она сказала: " Иди куда-нибудь в пустыню, ибо ты только и делаешь, что глядишь в книги. Во все грядущие дни ты будешь презрен, ибо книги преграждают тебе путь. Тебе никогда ничего не откроется, если ты будешь жить, подобно белому человеку".
Религии американских индейцев. Свидетельство индейца племени делавер

Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноре­чив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает. Совершенномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 81

Человеческая философия уподобила Бога человеку. Христианская наука уподобляет чело­века Богу. Первое ошибочно; второе истинно. Метафизика стоит выше физики, и материя не входит в метафизические предпосылки или заключения. Метафизические категории строятся на одной основе — божественном Разуме.
Христианская наука. Наука и здоровье 269

... Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
Христианство. Первое послание к коринфянам 1: 20—25

Истинно знаю, что знание бывает двух видов: божественное и дьявольское. Одно изливает­ся из источника божественного вдохновения; другое не что иное, как отражение пустых и темных мыслей. Источник первого — Сам Бог, движущая сила последнего — нашептывания эгоистического желания. Одно — движимо принципом: " Бойся Бога. Бог тебя научит"; второе лишь подтверждает истину: " Знание самая горестная преграда между человеком и его Твор­цом". Первое приносит плоды терпения, упорства, истинного понимания и любви; второе порождает одно лишь высокомерие, тщеславие и самонадеянность.
Бахаизм. Книга Верности 69
Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
Христианство. Послание Иакова 3: 13—18


Из всех вещей, виденных в мире,
Один ум действует по своему усмотрению;
Схватывая формы в зависимости от истолкования,
Он впадает в заблуждение, искажая действительность.
Все философии в мире —
Подделки разума;
Не было никогда ни одного учения, сумевшего проникнуть в истинную суть вещей.
Буддизм. Сутра Ожерелья 10

Когда высшие, не обладая учением, воистину пристрастятся к знаниям, [они] ввергнут Поднебесную в великую смуту. Как доказать, что это истина?
[А вот, если] растут познания [насчет] луков и самострелов, силков, стрел на шнурке и [другого] оружия, то птицы в небе приходят в смятение; если растут знания в [области] крючков и приманок, сетей и бредней, сачков и бамбуковых кубарей, то рыбы в воде приходят в смятение; [если] растут знания [насчет] загонов, ловушек и тенет, то звери на болотах приходят в смятение. [Когда же] растет умение лукавить и изворачиваться, изводить и поро­чить, [устанавливать] тождество и различие, твердость и белизну, то. нравы ввергаются в смятение софистикой. Поэтому в Поднебесной каждый раз возникает великая смута, и вина за нее ложится на пристрастных к знаниям.
Поэтому все в Поднебесной умеют стремиться к познанию неизвестного, но не умеют стремиться к познанию известного; все умеют осуждать то, что считается недобрым, но не умеют осуждать то, что считается добрым, — это и ведет к большой смуте. Поэтому-то наверху и затмевается свет солнца и луны, а внизу истощается сила гор и рек; уменьшаются дары четырех времен года, [все вплоть до] слабых червяков и малых насекомых утрачивают свою природу. Как ужасна в Поднебесной смута из-за пристрастия к знаниям!
Даосизм. Чжуан-цзы 10

Господин Махавира сказал Гаутаме: " Когда провидец не видит дхарму непосредственно, он видит ее через сеть слов. Догадка — сеть слов, закрывающая окно. От этого косвенного наблюдения происходят секты и системы. Путь, предложенный тебе, Гаутама, — прямой путь провидца. Будь бдителен и будь провидцем дхармы.
Джайнизм. Уттарадхьяянасутра 10. 31
Вера ками улавливается, но не выучивается. Синтоизм. Пословицы

Монах спросил Джошу: " Обладает ли собака природой Будды? " Джошу ответил: " My". Комментарий Мумона: " Чтобы достигнуть этого тонкого понимания, ты должен полно-. стью отсечь пути мышления".
Буддизм. Мумонакан 1

Спохути, не говори, что Таттхагата замышляет: я должен изложить Учение. Ведь если кто-либо говорит, что Таттхагата излагает Учение, то он в сущности клевещет на Будду и не способен объяснить то, чему я учу. Что касается любого учения, провозглашающего Истину, то Истина невыразима.

Буддизм. Алмазная сутра 21

Махамати, пусть сын или дочь из хорошей семьи усердно заботятся о том, чтобы не привязаться к словам как к находящимся в полном согласии со смыслом, ибо истина не в учености. Не уподобляйся тому, кто смотрит на кончик пальца. Если человек указывает пальцем на что-то или на кого-то, то кончик пальца можно ошибочно принять за вещь, на которую тот указывает. Подобно этому простые и невежественные люди до самой смерти не способны отказаться от мысли, что в кончике пальца слов заключен сам их смысл. Они не постигнут Высшую Реальность, потому что тесно прилепились к словам, которые суть просто кончик пальца... Не уподобляйся тому, кто, ухватившись за собственный палец, видит в нем смысл. Тебе скорее следует подвергнуть себя суровой дисциплине, чтобы постичь сам смысл.
Буддизм. Ланкаватара сутра 76

— О монахи, человек совершает путешествие. Он подходит к широкому потоку. На этом берегу опасно, но на другом спокойно и безопасно. Чтобы спокойно и безопасно перебраться на тот берег, нет ни лодки', ни моста. Путешественник говорит себе: " Этот поток широк и берег на этой стороне полон опасности, но на другом берегу спокойно и безопасно. На тот берег нельзя переправиться на лодке или по мосту. Хорошо бы мне собрать траву, куски дерева, сучья и листья, чтобы соорудить плот и с помощью плота безопасно перебраться на тот берег, помогая себе руками и ногами". Затем человек собирает траву, куски дерева, сучья и листья, сооружает плот и переправляется на другую сторону, помогая себе руками и ногами. Переплыв поток и оказавшись на другой стороне, он думает: " Этот плот был мне весьма полезен. С его помощью я безопасно перебрался на эту сторону, гребя руками и ногами. Хорошо бы мне повсюду таскать с собой этот плот на голове".
Что вы думаете, о монахи, поступив подобным образом, верно ли распорядился этот человек плотом?
— Нет, господин.
— Тогда как он должен им распорядиться? Перебравшись На другой берег, этот человек, наверное, должен думать: " Этот плот был мне весьма полезен. Хорошо бы вытащить этот плот на берег или поставить его на якорь в воде, а затем продолжать свой путь". Поступая так, этот человек верно бы распорядился плотом.
Точно так же, о монахи, я изложил учение, подобное плоту: оно предназначено для " того, чтобы перебраться на другую сторону, но не для того, чтобы тащить его повсюду за собой. Те, кто понял, что учение подобно плоту, должен отказаться от приверженности даже хорошей дхамме; тогда вы откажетесь от очень многих дурных вещей".
Буддизм. Мадждхима Никайа i. 134—135

Вершей пользуются при рыбной ловле. Наловив же рыбы, забывают про вершу. Ловушкой пользуются при ловле зайцев. Наловив же зайцев, забывают про ловушку. Словами пользуют­ся для выражения мысли. Обретя же мысль, забывают про слова. Где бы мне отыскать забывшего про слова человека, чтобы с ним поговорить!
Даосизм. Чжуан-цзы 26

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...