Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 15. Мудрость. Поиск знания




Глава 15. Мудрость

Чтобы осознать Высшую Реаль­ность, необходимо знание, но не концептуальное, а такое, которое можно применить в жизни, понять сердцем и осуществить духом. Это божествен­ное знание, явленное в писании или сообщенное людьми, познавшими истину. В данной главе рассматривается интеллектуальный аспект жизни по вере. Мы начинаем с фрагментов священных текстов о поиске знания вообще. Во фрагментах, составляющих второй раздел, утверждается, что писание и предание — самые надежные хранилища истины, изучение кото­рых открывает путь к знанию. Тексты, сгруппированные в третьем разделе, говорят об ограниченности концептуального знания, которое умножает число книг в библиотеках, но мало способствует духовному развитию. Главное знание не может быть сведено к словам, но постигается непосред­ственно на опыте и воплощается в жизни.

Кроме того, в самом священном писании имеются свои ограничения: смысл писания, выраженный в притчах, переданный словами, нередко затемняется в толкованиях. Подобно ограни­ченному в своих размерах сосуду, писание не способно вместить всю бесконечность Высшей Реальности. Во фрагментах, вошедших в пятый раздел, содержится следующее требование: чтобы знание имело хотя бы какую-то ценность, его следует претворить в жизнь. Следующий раздел включает тексты о путях приобретения мудрости через ученичество. Со­гласно одним традициям, ищущий знание должен стать учеником ныне живущего учителя, согласно другим — следовать примеру основателей веры и духовных подвижников прошлого. Завершает главу раздел " Новое вино и старые мехи" о мудрости старцев и необходимости с юных лет посвятить себя учению.

 

Поиск знания

Стремление к знанию — обязанность каждого. Образование и усердное учение возвышает и облагораживает человека. Главное знание — духовная мудрость, Путь или Дхамма, которая не только просвещает ум, но и воз­вышает дух, пробуждая добрую волю. Человек, познавший сокровенную истину, испытывает чувство глубокой радости, ибо эта истина соответству­ет тому, что изначально заложено в его сознании.
Стремиться к знаниям — обязанность каждого мусульманина. Ислам. Хадис ибн Маджаха и Байхаки

Хорошее, всеобъемлющее образование, понимание искусств, безупречное воспитание и приятная речь — вот высшее благословление.
Буддизм. Сутта Нипата 261

Учитель сказал: " Если благородный муж, многому учась из книг, ограничивает себя правилами этикета, он в состоянии не изменить [принципам]".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 6. 25

Нет большего богатства, чем мудрость; нет большей нищеты, чем невежество; нет боль­шего наследия, чем культура.
Ислам. Нахджул Балагха, изречение 52

Когда учитель ехал в Вэй, Жань Ю правил колесницей. Учитель сказал: " Народу здесь много! " Жань Ю спросил: " Народу здесь много, но что надо сделать [для него]? " [Учитель] ответил: " Надо сделать его богатым". [Жань Ю] спросил: " Когда он станет богатым, что надо еще сделать [для него]? " Учитель ответил: " Надо его воспитать! "
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 13. 9

Ученик победит землю, мир Ямы и этот мир богов. Ученик найдет хорошо преподанную стезю дхаммы, как мудрец — цветок.
Буддизм. Дхаммапада 45

Учитель сказал: " Благородный муж ко всем относится одинаково, он не проявляет пристрастия; низкий человек проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 2. 14

Три вещи огорчают благородного мужа: если существует нечто, о чем он не слышал, но он не может об этом услышать; если он слышит об этом, но не может это изучить; если он это изучил, но не может применить на деле.
Конфуцианство. Ли цзи [Книга ритуалов] 18. 2. 2. 20

Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: " к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение из уст моих — правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею".
Иудаизм и христианство. Притчи Соломона 8: 1—11

Он дарует мудрость, кому пожелает; а кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо. Но вспоминают только обладатели разума!
Ислам. Коран 2: 272(269)
Мэн-цзы сказал: " Благородный муж погружается в Путь, потому что хочет найти его в себе".
Конфуцианство. Мэн-цзы IV. В. 14

Вкушающий дхамму живет счастливо; с чистым сердцем, мудрец всегда восхищается дхаммой, возвещенной Благородным.
Буддизм. Дхаммапада 79

А когда они слышат то, что низведено посланнику, то ты видишь, как глаза их переполня­ются слезами от истины, которую они узнали. Они говорят: " Господи наш! Мы уверовали, запиши же нас с исповедниками! "
Ислам. Коран 5: 86(83)

Как зажженные дрова пламя превращает в пепел, Так огонь мудрости все дела превращает в пепел, Арджуна.
Ибо равного мудрости нет очистителя в этом мире;
Ее постепенно сам в себе достигает совершенный в йоге.
Индуизм. Бхагавадгита 4. 37—38
Конец и цель мудрости — покаяние и благие деяния. Иудаизм. Талмуд, Брахот 17
Истинное учение наводит на мысль о служении человечеству. Сикхизм. Ади-Грантх, Аса М. 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...