Глава 15. Мудрость. Поиск знания
Глава 15. Мудрость Чтобы осознать Высшую Реальность, необходимо знание, но не концептуальное, а такое, которое можно применить в жизни, понять сердцем и осуществить духом. Это божественное знание, явленное в писании или сообщенное людьми, познавшими истину. В данной главе рассматривается интеллектуальный аспект жизни по вере. Мы начинаем с фрагментов священных текстов о поиске знания вообще. Во фрагментах, составляющих второй раздел, утверждается, что писание и предание — самые надежные хранилища истины, изучение которых открывает путь к знанию. Тексты, сгруппированные в третьем разделе, говорят об ограниченности концептуального знания, которое умножает число книг в библиотеках, но мало способствует духовному развитию. Главное знание не может быть сведено к словам, но постигается непосредственно на опыте и воплощается в жизни. Кроме того, в самом священном писании имеются свои ограничения: смысл писания, выраженный в притчах, переданный словами, нередко затемняется в толкованиях. Подобно ограниченному в своих размерах сосуду, писание не способно вместить всю бесконечность Высшей Реальности. Во фрагментах, вошедших в пятый раздел, содержится следующее требование: чтобы знание имело хотя бы какую-то ценность, его следует претворить в жизнь. Следующий раздел включает тексты о путях приобретения мудрости через ученичество. Согласно одним традициям, ищущий знание должен стать учеником ныне живущего учителя, согласно другим — следовать примеру основателей веры и духовных подвижников прошлого. Завершает главу раздел " Новое вино и старые мехи" о мудрости старцев и необходимости с юных лет посвятить себя учению.
Поиск знания Стремление к знанию — обязанность каждого. Образование и усердное учение возвышает и облагораживает человека. Главное знание — духовная мудрость, Путь или Дхамма, которая не только просвещает ум, но и возвышает дух, пробуждая добрую волю. Человек, познавший сокровенную истину, испытывает чувство глубокой радости, ибо эта истина соответствует тому, что изначально заложено в его сознании. Хорошее, всеобъемлющее образование, понимание искусств, безупречное воспитание и приятная речь — вот высшее благословление. Учитель сказал: " Если благородный муж, многому учась из книг, ограничивает себя правилами этикета, он в состоянии не изменить [принципам]". Нет большего богатства, чем мудрость; нет большей нищеты, чем невежество; нет большего наследия, чем культура. Когда учитель ехал в Вэй, Жань Ю правил колесницей. Учитель сказал: " Народу здесь много! " Жань Ю спросил: " Народу здесь много, но что надо сделать [для него]? " [Учитель] ответил: " Надо сделать его богатым". [Жань Ю] спросил: " Когда он станет богатым, что надо еще сделать [для него]? " Учитель ответил: " Надо его воспитать! " Ученик победит землю, мир Ямы и этот мир богов. Ученик найдет хорошо преподанную стезю дхаммы, как мудрец — цветок. Учитель сказал: " Благородный муж ко всем относится одинаково, он не проявляет пристрастия; низкий человек проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково". Три вещи огорчают благородного мужа: если существует нечто, о чем он не слышал, но он не может об этом услышать; если он слышит об этом, но не может это изучить; если он это изучил, но не может применить на деле.
Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: " к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение из уст моих — правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею". Он дарует мудрость, кому пожелает; а кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо. Но вспоминают только обладатели разума! Вкушающий дхамму живет счастливо; с чистым сердцем, мудрец всегда восхищается дхаммой, возвещенной Благородным. А когда они слышат то, что низведено посланнику, то ты видишь, как глаза их переполняются слезами от истины, которую они узнали. Они говорят: " Господи наш! Мы уверовали, запиши же нас с исповедниками! " Как зажженные дрова пламя превращает в пепел, Так огонь мудрости все дела превращает в пепел, Арджуна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|