Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знание и практика. Учитель и ученик




Знание и практика

Когда истина усвоена, ее нужно применить на практике. В самом деле, не претворенное в жизнь знание быстро исчезает, как мираж. Человек, считающий себя мудрым и благочестивым, но никогда не применяющий своей мудрости, грешит лицемерием.
Однако действовать без предварительного обучения столь же недопусти­мо. На Востоке от ученика требуется молчание и сдержанность, чтобы не обнаружить знания, над которым он еще не властен на практике. Сначала нужно испытать идею самому и оценить ее плоды, а не торопиться провозг­ласить ее, не проверив и не подчинив себе. Эта сдержанность особенно необходима в тех религиозных и моральных учениях, следовать которым нелегко. Уважения достоин лишь тот учитель, который овладел своим учением и воплотил его в жизнь.

Цзы-гун спросил о благородном муже. Учитель ответил: " Он прежде осуществляет
задуманное, а потом уже говорит об этом". ■ ,
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 2. 13

... И сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают.
Христианство. Евангелие от Матфея 23: 2—3

О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть у Аллаха за то, что вы говорите то, чего не делаете.
Ислам. Коран 61: 2—3

Осуществление Истины — выше всего остального; Но еще выше — жизнь по Истине.
Сикхизм. Ади-Грантх„ Шри Рага Аштпади МЛ

Как только мужчина или женщина узнали истину, он или она должны усердно претворять эту истину в жизнь и учить ей тех, кто должен осуществить ее такой, какова она есть!
Зороастризм. Авеста, Ясна 35. 6

Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишенный аромата.
Хорошо сказанное слово человека, следующего ему, плодоносно, как прекрасный цветок с приятной окраской и благоухающий.
Буддизм. Дхаммапада 51—52

... Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
Христианство. Послание Иакова 1: 22—24
Учитель сказал: " Благородный муж стыдится, когда его слова расходятся с поступками". Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 14. 27
Не ученость важна, а действие; и тот, кто умножает слова, умножает грех. Иудаизм. Мишна, Абот 1. 17

... Не всякий, говорящий Мне: " Господи! Господи! ", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Христианство. Евангелие от Матфея 7: 21

Человек, который в День Воскрешения окажется в наихудшем положении пред Богом — это ученый, не применивший своего знания.
Ислам. Хадис Дарими

Если даже человек постоянно твердит Писание, но, нерадивый, не следует ему, он подобен пастуху, считающему коров у других. Он непричастен к святости.
Если даже человек мало повторяет Писание, но живет, следуя дхамме, освободившись от страсти, ненависти и невежества, обладая истинным знанием, свободным разумом, не имея привязанностей ни в этом, ни в ином мире, — он причастен к святости.
Буддизм. Дхаммапада 19—20

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
Христианство. Евангелие от Луки 10: 38—42

 

Учитель и ученик

Знание духовной и религиозной истины лучше всего может быть пере­дано учителем. Благодаря личным отношениям с учеником учитель получа­ет возможность успешно наставлять его и сообщать ему истину, которую новичку нелегко постичь, самостоятельно изучая писание или молясь и раз­мышляя в одиночестве. Учитель должен обладать зрелой верой, богатым опытом и достоинствами, благодаря которым он может служить ученикам примером и передавать им знания, полученные в ходе собственной жизни. Ученик, в свою очередь, должен проявлять послушание и стремление к зна­нию.
В некоторых восточных религиях учитель своей жизнью воплощает истину и считается высшим духовным авторитетом. В христианстве, иуда­изме и исламе от учителя не требуется обладания личными духовными и интеллектуальными доблестями. Он — лишь слуга Божий, хранящий верность традиции и главным принципам учения, которые были заложены основателями религии, переданы предками и закреплены в священном писании.
Во многих религиях ученичество связано с прямым следованием приме­ру основателя, открывшего истину и являющегося поэтому Высшим Учи­телем. Ученик не только изучает его изречения, но и подражает его образу жизни и душевному складу. Связь, тянущаяся от учеников живого учителя назад, к основателю религии, составляет Апостольскую Последователь­ность, цепочку авторитетов в обучении и управлении.
Наконец, ученики обязаны оказывать помощь основателю религии в осуществлении его миссии. Ученики Христа и сподвижники Мухаммеда готовы были умереть за своего учителя, служа делу Божию. Ученик воз­вещает миру послание Учителя, он разделяет с ним все тяготы и страдания, ибо " слуга не выше господина своего". Такое ученичество дается дорогой ценой, но оно удостаивает чести быть соработником Бога.

Тот, кто не знает страны, спрашивает того, кто знает, и идет вперед, получив наставления от знающего. Таково, воистину, благословение наставленья, Человек находит путь, ведущий его прямо.
Индуизм. Ригведа 10. 37. 7

Да будет твой дом местом собрания мудрых, очисть себя прахом с их ног и с жаждой впитывай их слова.
Иудаизм. Мишна, Абот 1. 4

Подобно тому, как холод прогоняют, сев у огня, От грехов избавляются, сидя в собрании святых.
Сикхизм. Ади-Грантх, Рамкали Аштради, М. 5

Один факел, излучающий веру, больше досаждает Сатане, чем тысяча верных, только выполняющих обряды.
Ислам. Хадис Тирмидхи

Это познай вопрошаньем и почитаньем, к стопам припадая гуру. Мудрые, зрящие истину, посвятят тебя в мудрость. Постигнув это, ты больше не впадешь в заблужденье, Так узришь ты все существа в себе, а потом во мне, Пандава.
Индуизм. Бхагавадгита 4. 34—35

Если кто увидит мудреца, указывающего недостатки и упрекающего за них, пусть он следует за таким мудрецом, как за указывающим сокровище. Лучше, а не хуже будет тому, кто следует за таким.
Пусть он советует, поучает и удерживает от зла. Он ведь приятен доброму и неприятен злому.
Буддизм. Дхаммапада 76—77

... Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его.
Христианство. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова 6: 35—36

Тот, кто видит глазами, говорит притчами.
Африканские традиционные религии. Пословица народа игала (Нигерия)
У кого нет наставника, тому наставник Сатана. Ислам. Хадис

Для того, кто желает оплакать [покойного], очень важно получить помощь и совет от святого человека, ведь если сделать это неверно, могут произойти большие неприятности и даже змея может проползти и обвиться вокруг плакальщика.
Религии американских индейцев. Предание племени сиу

Учитель, братья, должен относиться к ученику, как к сыну. Ученик должен относиться к учителю, как к отцу. Так эти двое, объединенные взаимным уважением и почтением, ведя общую жизнь, добьются увеличения, роста, успеха в этом Образце-предмете.
Буддизм. Виная питака, Махавагга iii. 1

Как белый журавль, летящий в небе,
Оставляет свои мысли позади,
В сердце постоянно вспоминая своих птенцов,
Так и настоящий Гуру держит своих учеников в любви к Богу
И также держит их в своем сердце.
Сикхизм. Ади-Грантх, Гаури М. 4

Поэтому Совершенномудрый постоянно умело спасает людей и не покидает их. Это называется глубокой мудростью. Таким образом, добродетель является учителем недобрых, а недобрые — ее опорой. Если [недобрые] не ценят своего учителя и добродетель не любит свою опору, то они, хотя и [считают себя] разумными, погружены в слепоту.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 27

Много о Торе узнал я у своих учителей, больше от своих сослуживцев, но еще больше от своих учеников.
Иудаизм. Талмуд, Таанит 7а

Учитель сказал: " Если я иду с двумя людьми, то у них обязательно есть чему поучиться. Надо взять то хорошее, что есть у них, и следовать ему. От нехорошего же надо избавиться".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 7. 23

Учитель сказал:
" Того, кто не стремится [к достижению знания], не следует направлять [на правильный путь]. Тому, кто не испытывает трудностей в выражении своих мыслей, не следует помогать. Того, кто не в состоянии по одному углу [предмета] составить представление об остальных трех, не следует учить".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 7. 8

... Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
Христианство. Первое послание к коринфянам 3: 5—11
Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и послед­ний день и поминает Аллаха много.
Ислам. Коран 33: 21

Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного, и благословил его, и размножил его.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Исайи 51: 1—2

Я стану следовать примерам Будды от мысли к мысли. Хотя пустота пространства имеет конец и миры существ, кармы существ, горести существ все имеют конец, но мои занятия и следование примерам Будды будут бесконечны. Мысль сменяет мысль непрерывно и в деяни­ях тела, речи и ума — без устали.
Буддизм. Гандавьюха сутра, Обеты Самантабхадры

Янь Юань со вздохом сказал: " Чем больше [я] всматриваюсь в учение [учителя], тем возвышеннее оно кажется; чем больше стараюсь проникнуть в него, тем тверже оно оказывается. [Я] вижу его впереди, но вдруг оно оказывается позади. Учитель шаг за шагом искусно завлекает людей, он расширяет мой ум с помощью образования, сдерживает меня посредством ритуала. Я хотел отказаться [от постижения его учения], но уже не смог; я отдал все свои силы, и кажется, что его учение находится передо мной, я хочу следовать ему, но не могу этого сделать".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 9. 10

... Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
Христианство. Евангелие от Иоанна 13: 12—17

Когда Шакьямуни Будда был на Вершине Грифов, он протянул цветок своим слушателям. Все молчали. Один Кашьяна Великий широко улыбнулся. Будда сказал: " Я обладаю Оком истинной дхаммы, Великолепным умом Нирваны, Истинной формой бесформенного и Воротами тонкой дхармы, которые не зависят от слов и передаются вне учения. Это я вверяю Кашьяне Великому".
Буддизм. Мумонкан 6

Моисей получил Тору на Синае и передал ее Иисусу [Навину], а Иисус — старейшинам, старейшины — пророкам, а пророки передали ее людям Великой Синагоги. Они сказали три вещи: будь осмотрителен, творя суд, воспитай много учеников и сделай ограждение для Торы.
Иудаизм. Мишна, Абот 1. 1

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
Христианство. Евангелие от Иоанна 14: 12

Повторяя своего учителя, ты разрушаешь половину его заслуги; превосходя своего учи­теля, ты достоин продолжать его дело.
Буддизм. Пословица дзэн
Тогда Возвышенный сказал братьям: " Я свободен, братья, от всех уз, божественных и человеческих. Вы также, братья, свободны от всех уз, божественных и человеческих. Идите вперед, братья, в странствие на благо многих, на счастье многих, из состраданья к миру, для благоденствия, пользы, счастья дева и людей!
Не ходите вместе. Проповедуйте, братья, Правило, благостно в начале, благостно в сере­дине, благостно в конце. В духе и букве являйте всесовершенную, предельно чистую праведную жизнь. Есть существа, глаза которых не застилает страсть. Они страдают, не слыша Правила. Некоторые из них поймут".
Буддизм. Виная питака i. 21

И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воск­решайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу, тому. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
Христианство. Евангелие от Матфея 10: 1—25

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...