Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молодое вино и старые мехи. Глава 16. Богослужение




Молодое вино и старые мехи

Мудрость старцев — плод долгой праведной жизни и неуклонного следования духовному пути. Однако чтобы осуществить духовную жизнь во всей полноте, к ней необходимо обращаться с юности, пока еще есть силы и не потеряна способность к изменению. На пороге старости уже нет ни сил, ни времени брать на себя новые обязанности и начинать новую жизнь. Старость пожинает плоды: ей достается в удел либо мудрость — итог духовных усилий, либо дряхлость — итог впустую растраченной жизни.

... И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
Христианство. Евангелие от Луки 5: 37—39
Елиша бен Абуя сказал: " Если человек учится ребенком, чему его можно уподобить? Чернилам на чистом листе бумаги. Если человек учится стариком, чему его можно уподобить? Чернилам на испачканном листе".
Рабби Хосе бен Иуда сказал: " Тот, кто учится с юности, чему он подобен? Тому, кто ест зеленый виноград или пьет вино из давильного чана. И тот, кто учится в старости, чему он подобен? Тому, кто ест спелый виноград или пьет старое вино".
Рабби Меир сказал: " Смотри не на бутыль, а на то, что в ней: бывает новая бутыль со старым вином и старая бутыль, в которой нет даже нового вина".
Иудаизм. Мишна, Абот 4. 25—27

Рыба гнется, только когда она свежая.
Африканские традиционные религии. Пословица народа нупе (Нигерия)

Учитель сказал:
Младшего по возрасту стоит уважать.
Откуда можно знать, что не сравнится он в будущем со старшим? Но не стоит уважать того,
Кому уж сорок или пятьдесят, а славы не обрел. Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 9. 23

Учитель сказал: " В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В Тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 2. 4


Богатство, родство, возраст, [надлежащее исполнение] обрядов и пятое — священное знание — достойны уважения, [причем] каждое последующее важнее [предшествующего].
Индуизм. Законы Ману 2. 136


Ты не можешь жить бесконечно, поэтому не будь беспечен; когда приблизится старость, помогать будет поздно.
Джайнизм. Уттарадхьяянасутра 4. 1


Малознающий человек стареет, как вол: у него разрастаются мускулы, знание же у него не растет.
Буддизм. Дхаммапада 152


Не потому он старший, что голова седа. Он в преклонном возрасте, но называют его " состарившимся напрасно".
Тот, в ком и истина и дхамма, ненасилие, самоограничение, смирение, кто безупречен и мудр, того называют " старшим".
Буддизм. Дхаммапада 260, 261


Юань Жан, поджидая Учителя, сидел на корточках. Учитель сказал: Тот разбойник,
Кто в детстве не был кроток и послушен, Достигнув зрелости, не приобрел известности, Состарившись, не умирает. И ударил его палкой по ноге.
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 14. 43

И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: " нет мне удовольствия в них! " доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и- на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; — доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.
Иудаизм и христианство. Книга Екклесиаста 12: 1—7

Глава 16. Богослужение

Эта глава посвящена молитве, со­зерцанию, пению и другим ритуалам, к которым прибегают люди при поклонении Богу, желая установить личную связь с Высшей Истиной. С помощью молитв, воспевая имя Господа, через поклонения и другие ритуальные действия человек возвышает себя и свое сердце до " уровня Божественного с тем, чтобы снискать помощь Господа, его поддержку и вдохновение. Путем созерцания человек может сообщаться с Высшей Истиной и понимать ее тогда, когда она находится в нем самом, либо же делать свое сердце восприимчивым к трансцендентному Богу, который также находится " ближе к нему, чем яремная вена". В завершение нашей главы мы покажем известную ограниченность ритуала в тех случаях, когда человек участвует в нем неискренне, не выказывая особой сердечной любви, либо когда обряд замыкается исключительно на самого себя.

Истинному поклонению должно сопутствовать определенное состояние веры, с помощью которой душа и открывается для Божественного присут­ствия. Кроме того, ему должны сопутствовать смирение и искренние акты самопожертвования и самоотречения, уничтожающие главные препятствия к самотрансцендентности — самолюбие и эгоизм.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...