Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молитва. Имя Бога. Созерцание (медитация)




Молитва

У большинства религий в центре богослужения лежит молитва. В " Обра­щении", открывающем антологию, мы уже приводили примеры подобных молитв. Нижеследующие фрагменты священных текстов говорят о проблеме действенности молитвы и дают руководство к тому, как следует молиться. В них содержатся общие призывы к молящемуся, свидетельствующие о том, что Бог действительно слышит и обращает внимание на него, а также и о том, что молитва удерживает человека от греховного деяния. Вторая часть публикуемых в данном разделе текстов говорит о том, как следует молиться. Делать это должно непрерывно, для чего иногда приходится бодрствовать даже ночью. Молитва должна быть искренней, ибо она — тихий и откровен­ный разговор, ведущийся человеком от всего сердца. Молитву должно сопровождать деяние. Лицемерная молитва пропадает втуне. Наилучшие молитвы — те, которые возносятся за благополучие других людей.
Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Иудаизм и христианство. Псалтирь 144: 18

А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я — близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет меня.
Ислам. Коран 2: 182(186)
... Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Иудаизм и христианство. Псалтирь 54: 23

Если беднейший из людей придет сюда совершить богослужение, я безусловно дарую ему то, чего желает его сердце.
Синтоизм. Оракул Ицукусимы

... Молитва удерживает от мерзости и неодобряемого. А напоминание Аллаха более велико, и Аллах знает то, что вы творите!
Ислам. Коран 29: 44(45)

Выстаивай молитву в обоих концах дня и в (близких) часах ночи. Поистине, добрые деяния удаляют дурные! Это — напоминание для помнящих.
Ислам. Коран 11: 116(114)

О Шарипутра! Осознав причину и следствие, я с почтительностью говорю так: " Каждому сыну и каждой дочери в любой семье надлежит всей своей душой возносить пламенные молитвы о возрождении в Чистой Земле Будды Амитабхи".
Буддизм. Малая Сукхавативйуха сутра 10 Господь мироздания! Никто иной, но Ты
наполняешь собой все сущее ныне. И пусть о нашем возносим мы наши молитвы и пусть мы станем хозяевами большого сокровища!
Индуизм. Ригведа 10. 121. 10

Ван Сунь-цзя спросил: " Что означают слова: " Лучше выразить почтение духу очага, чем духу внутренних покоев? " Учитель ответил: " Не так! Тот, кто нанес обиду Небу, не может обращаться к нему с просьбами".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 3. 13

Вы всегда должны молится Отцу во имя мое; и что бы вы ни попросили у Отца во имя мое, верьте при этом, что вы получите то, что справедливо. Смотрите, оно будет даровано вам. Молитесь в семьях ваших отцу, всегда во имя мое, дабы жены и дети ваши были бы благословенны.
Церковь Иисуса Христа святых Последнего дня. Книга Мормона, 3 Нефи 18, 19—21

О вы, которые уверовали! Когда встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток.
А если вы не чисты, то очищайтесь; и если вы больны, или в пути, или кто-нибудь из вас пришел из отхожего места, или вы касались женщины и не найдете воды, то омывайтесь хорошим песком, — отирайте им свои лица и руки. Аллах не хочет устроить для вас тяготы, но только хочет очистить вас и чтобы завершить Свою милость вам, — может быть, вы будете благодарны!
Ислам. Коран 5: 8(6) — 9

Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелить­ся: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молит­вою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.
Христианство. Послание Иакова 5: 13—18

... Непрестанно молитесь.
Христианство. Первое послание к фессалоникийцам 5: 17

Эти два глаза будут избавлены от пламени ада: один потому, что безустанно наблюдает за деяниями Господа, другой же — потому что увлажнен духом, трепещущим от страха Божия.
Ислам. Хадис Дарими

О завернувшийся!
Простаивай ночь, если не немного, — половину ее, или убавь от этого немного, или прибавь к этому и читай Коран чтением. Мы пошлем тебе слово тяжелое. Ведь вставание ночью — оно сильнее по действию и простое по речи. Ведь у тебя днем великое плавание. И поминай имя Господа твоего и устремись к нему всем устремлением.
Ислам. Коран 73: 1—8

Если мы молимся Богу в уединении, проливая слезы, мы не будем чувствовать себя одиноко; Бог несомненно пребудет с нами.
Церковь объединения. Сан Мюн Мун 2-15—67
Поклоняйся мне путем созерцания в сокровищнице сердца. Индуизм. Шримад Бхагаватам 11. 5

Существует вещество, с помощью которого чистят разные ржавые вещи. Для сердца же подобным снадобьем является память о Боге.
Ислам. Хадис Тирмидхи

" Любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего" (Втор. 11: 13). Что есть служба от всего сердца? Это молитва.
Иудаизм. Второзаконие Сифре 80а

От всего сердца молю я тебя, сделай меня свободным. Если же я не буду молиться тебе от всего сердца, Ты не услышишь меня. Если же я буду сердечно молить тебя,
Ты узнаешь об этом и станешь милостив ко мне. *
Африканские традиционные религии. Молитва народа боро (Кения)
Рождение и приход людей в этот мир даруется им ками. Следовательно, сознание любого человека общается с волей ками. Вот почему он должен избегать совершения таких поступков, которые портили бы его сознание. Для того, чтобы удостоиться благодати ками, человек должен, в первую очередь, самым искренним образом направлять все свои помыслы к молит­ве, для того, чтобы получить защиту ками, человек должен быть до конца честным. Таким образом, чистота человека и его неоскверненный ум будут пробуждены к первоначальному, глубинному пути.
Синтоизм. Надпись на раке Двух Имперских божеств в Исе

Всегда позволяйте человеку проверить себя: если может он управлять своим сердцем, пусть молится; если нет — да не молится.
Иудаизм. Талмуд, Брахот ЗОв

Молитву не следует декламировать, как делается в тех случаях, когда человек читает какой-либо документ.
Иудаизм. Иерусалимский Талмуд, Брахот 4. 3

Великий Дух живет повсюду; он знает обо всем, что делается в наших головах и сердцах, и вовсе не необходимо громко говорить с ним.
Религии американских индейцев. Черный Лось, традиция племени сиу

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
Христианство. Евангелие от Матфея 6: 5—8

Молитвы, возносимые Божеству, сопровождаемые денежными приношениями, достав­шимися неправедно, никоим образом не будут приняты. Молитесь в праведности и Божество снизойдет и прислушается к вашей просьбе. Глуп тот, кто, будучи обуян нетерпением и жела­нием и не следуя путем праведности, желает снискать божественное покровительство.
Синтоизм. Синто Удэн Фуцудзесо
Если молящийся за своих сотоварищей сам имеет в. этом нужду, ему ответят первому. Иудаизм. Талмуд, Баба Кама 92а

Непорочные, которых вы считали достойными за их праведность и добрые мысли,
Исполни их чаяния, О мудрый Бог! Позволь же им добиться! Я знаю, что слова молитвы, служащие доброй цели, Сразу же принесут успех.
Зороастризм. Авеста, Ясна 28. 10

Что есть самое важное и необходимое для нас в нашей повседневной жизни? Это существующая молитва. Через молитву мы узрим невидимого врага и отличим его от нас самих. Не молитесь для себя. Вот что я говорю.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 1—1—68
Сидя, скрестив ноги,
Они желают, чтобы все создания
Имели твердые и прочные корни добра,
И достигли состояния спокойствия.
Концентрируясь,
они желают, чтобы все создания
овладели без остатка своим сознанием
Путем крайней концентрации.
Занимаясь созерцанием,
Они желают, чтобы все создания
Увидели правду такой, какая она есть,
И стали навечно свободными от раздоров
И противоположностей.
Буддизм. Сутра Ожерелья 11

 

Имя Бога

Особой формой молитвы является воспевание, или восхваление имени Бога. Во многих религиях основа восхваления имени Бога заложена в ми­стических словах, апеллирующих к чистоте и верховной власти Бога. Раз­личные буддистские и индуистские мантры, такие, как Ом, Хари Кришна, Наму Мьё Хо Ренге Кьо, Ом Мани Падме Хум, римско-католический Розарий — все они фокусируют сознание на высшей истине и обращаются к ее мистически возвышающему влиянию. В христианстве молитвы воз­носятся во имя Иисуса Христа, который, в свою очередь, обещает сделать все, о чем его ни попросят верующие.
В иудаистской же традиции собственно имя Бога настолько священно, что его нельзя произносить человеку. Так, например, никогда не произ­носится тетраграмматон, который в современных Библиях переводится как " Господь". Для того чтобы высказать уважение Богу, его часто описывают иносказательно, используя такие слова, как Господь, Небеса, Царь, Всемо­гущий, Имя, Б-г. Так, восславлять и благословлять имя Бога, превозносить его величие и деяния можно, и не упоминая его священного имени, как это делается в одном из псалмов, приведенном ниже.
Особо следует упомянуть традицию придания Богу множества имен, обозначающих его многочисленные признаки. Так, в Коране мы встречаем 99 Самых Прекрасных имен Аллаха, а в одном отрывке из Махабхараты мы приводим лишь небольшую часть из тысяч имен Вишну. Перечисление этих имен являет собой великолепное описание высоты, глубины и неохват-ности божественности.

Поистине, нет ничего более очищающего, чем святое имя Господа. Индуизм. Шримад Бхагаватам 6. 1

Созерцайте Имя, внушайте его другим. Будучи внимателен к нему, рассуждая о нем, живя им, обрети освобождение. Имя Господа — вот правдивая и вечная сущность; в безыскусной набожности, говорит Нанак, воспевай хвалу Господу.
Сикхизм. Ади-Грантх, Гаури Сукмани М. 5

Все Будды, обитающие во вселенной в прошлом, настоящем и будущем, неизменно достигают состояния Будды, обладая при этом началами пяти качеств Наму Мье Хо Ренге Кьо.
Буддизм. Нитирэн
Если кто-либо совершит дурной поступок... пусть он тихо произносит имя Будды Амитаб-хи, и пусть голос его не прерывается; пусть он постоянно будет думать о Будде до тех пор, пока он десять раз не проделает все это, завершая свои действия словами Наму Амида Бутсу. Благодаря силе, появляющейся при произношении имени Будды, человек при каждом повторе искупает свои грехи.
Буддизм. Созерцание Будды Амитабхи 3. 30

Здравствуй, Мария, исполненная милосердия! Благословенна ты среди женщин, и благо­словен Иисус, плод чрева твоего.
Святая Мария, матерь Божия! Молись за нас, грешников, сегодня и в час смерти нашей!
Христианство. Розарий

ОМ! Этот слог есть весь наш мир. Еще можно сказать о нем так: это — прошлое, настоящее и будущее; все включает в себя слово ОМ. И что бы ни превосходило его троекратно, все это будет словом ОМ.
Ибо ведь все здесь есть Брахман, и Сам [Атман] тоже Брахман. Сам состоит из четырех частей; состояние пробуждения, внешне обладающее познавательными способностями^.. ] со­стояние сна, обладающее внутренними познавательными способностями^.. ] состояние глубо­кого сна, объединившее все виды познавательных способностей [... ] и состояние слияния себя с ним, состояние остановки всех явлений, спокойствия.
Вот что такое Сам в отношении к слову ОМ в том, что касается его элементов. Для их обозначения мы берем следующие три буквы: А, У и М.
Общее для всех людей состояние пробуждения мы обозначаем буквой А, состояние сна [... ] буквой У [... ] состояние глубокого сна, Познание, буквой М. Для четвертого не существует такого элемента [... ], АУМ и есть САМ.
Индуизм. Мандукья упанишада

Души встают, зависимые от разума и объекта,
Называются они " ман";
Защита есть " тра",
Защита средствами всех вардж,
Обетов и клятв.
Свободная от путей этого мира называется " практика мантры".
Буддизм. Гухьясамай Тантра 18. 69ц—716

... И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
Христианство. Евангелие от Иоанна 14: 13—14

Говорят, что посланник Аллаха говорил так: " Для него самыми дорогими являются четыре слова: да будет слава Аллаху, да будет хвала Ему, нет ничего добрее Аллаха, и — всех величественнее Аллах".
Ислам. Хадис Муслима

Буду превозносить тебя, Боже мой, Царь [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки. Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
Иудаизм и христианство. Псалтирь 144: 1—3

Он — Аллах, нет божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он — милости­вый, милосердный!
Он — Аллах, нет божества, кроме Него, царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают ему в соучастники!
Он — Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он — великий, мудрый!
Ислам. Коран 59: 22—24
Тысячу Имен великого Бога, исходящих из качеств его, о которых поют в песнях, назову я ради блага мира: " Тот, кто существует в формах вселенной и проникает повсюду, кто является из жертвоприношения, Повелитель прошлого, настоящего и будущего, творец всех тварей живущих, Укрепляющий их и их Существование, их Обитатель и Доброжелатель; Чистота и Высшее существо, Высшая цель освободившихся; Дух вечный, Зритель и бессмерт­ный Знаток тела; Путь и Ведущий среди тех, кто знает эту дорогу; Сущность, Дух и Бог; Высшее существо, принимающее вид человека-льва, у которого вместо волос — лучи, и об­ладает он Богиней удачи. Все, Разрушитель, Благодетельный, Непоколебимый, Первоисточник всего живущего. Неисчерпаемое Хранилище, проявляющее себя так, как оно хочет; Благоде­тель, Защитник. Тот, чье рождение замечательно, Умелый, Повелитель, Саморожденный, Дающий счастье, Солнечная Божественность, Лотосоглазый, Величественноголосый, Веда[... ] Царь, Разрушающий зло, Держащий раковину, Меч, Диск, Лук и жезл, Вооруженный диском, Невозмутимый, использующий для удара любое оружие.
Вот как эта тысяча из божественных имен Великого Кешавы, долженствующего быть воспетым, может быть перечислена. Тот, кто слушает их, либо ежедневно их называет, не столкнется с несчастьем ни сейчас, ни впоследствии.
Индуизм. Махабхарата, Анушана Парва 254

 

Созерцание (медитация)

Созерцание очищает сердце от всяческого рода преград и открывает его для Высшей Реальности, находящейся внутри нас. Созерцание существует в разных формах, вот почему священные книги учат нас нескольким видам практического созерцания.
В сочинениях мыслителей и религиозных деятелей индуистского", джай-нистского, даосистского и буддистского толка созерцание описывается сле­дующим образом: необходимо уединиться в тихом месте, ограничить все ощущаемые внешними органами чувств влияния, взять под контроль мыс­ли и чувства и, наконец, добиться безмолвия, которое и откроет вам истинную первоприроду внутри вас. Эта первоприрода может представлять собой и своеобразное Ничто, и единение с творящим Духом, проникающим все объекты нашего мира. В конфуцианской традиции подобное спокойст­вие просветляет сознание и делает его восприимчивым к беспристрастной оценке знания.
Практика духовного созерцания достаточно широко распространена и в христианстве, и в иудаизме, и в исламе. Но в этих религиях она в основном появилась и приобрела законченные формы благодаря деятель­ности мистиков и монахов спустя много лет после того, как были состав­лены священные тексты, и поэтому, естественно, не нашла в них отражения. Но это не значит, что она не была описана. Так, если говорить о католичес­кой традиции, то широко известны " Духовные. упражнения" Игнатия Лойо-лы и " Темная ночь души" св. Хуана де ла Круса, которые учат тому, как следует размышлять на тему жизни и страданий Иисуса, отождествляя с ними личные духовные переживания. В исламе суфизм основывает свои медитации на одном или нескольких из 99 Самых Прекрасных имен Аллаха. Еврейские мистики размышляют над стихами Торы, желая найти сокрытый в них смысл. Многие иудеи и христиане считают молчаливое созерцание необходимой подготовкой к молитве. Это время спокойствия, когда ум пребывает в состоянии просветления перед началом общения с Господом.
Согласно некоторым буддистским текстам созерцание должно быть направлено на достижение осознания всех движений, ощущений, чувств, мыслей и идей, когда те входят в наше существо. В Сатипаттхана Сутте Будда учил, что человек должен быть заботливым постоянно, хотя его тело, разум и мысли изменяются. Благодаря подобным рассуждениям, человек понимает, что все в его теле, равно как и все явления его сознания, переходны и нереальны. Таким образом, он осознает и истину Зависимого Начала. Последователи Махаяны в ходе медитации создают умственный образ, например Будды, Бодхисатвы, Страны Непорочных.
И наконец, существует медитация шаманов, цель которой заключается в достижении видения на духовном уровне. После общего посвящения, сопровождаемого пением, постом и вызыванием духов, человек, стремящий­ся к видению, отправляется в отдаленное место, где его никто не тревожит. Там он и пребывает в состоянии медитации до тех пор, пока не совершит прорыв за пределы обычного сознания с целью обрести сверхъестественное зрение, составляющее цель его жизни и наделяющее его духовной силой.

Поистине, из созерцания проистекает мудрость. Без созерцания мудрость ослабевает. Буддизм. Дхаммапада 282
Концентрация — это непотревоженная направленность в одну точку. Буддизм. Нагарджуна. Драгоценное Ожерелье 437

Учитель сказал: " Хуэй может занять весь свой ум без остатка в течение трех месяцев единственно размышлением о Добре. Другие тоже могут сделать это, кто-то в течение дня, кто-то — месяца, но и только".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 6. 5

В холодную, омоченную росою ночь светят звезды;
В этот час просыпаются набожные люди, возлюбившие Бога,
Размышляя ежедневно о его имени,
Их сердца думают о лотосоподобных ступнях
Бога,
Которого они ни на момент не покидают. Сикхизм. Ади-Грантх, Аса Чхант М. 5

... Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Иудаизм и христианство. Псалтирь 18: 15
... Размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь... Иудаизм и христианство. Псалтирь 4: 5

Когда все чувства успокоились, а ум пребывает в безмятежности, когда рассудок не колеблется — тогда, говорит мудрец, и достигается высшее состояние.
Такое спокойствие чувств и разума называется йогой. Достигнувший этого свободен от заблуждения.
Индуизм. Катха упанишада 2. 6. 10—11

Перекройте проходы, затворите двери. Если притупить его [дао. — перев. ] проницатель­ность, освободить его от хаотичности, умерить его блеск, уподобить его пылинке, то оно будет казаться ясно существующим.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 4
Нужно сделать свое сердце предельно беспристрастным, твердо сохранять покой — и тог­да все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение. В мире — большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему началу. Возвраще­ние к началу называется покоем, а покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности называется постоянством. Знание постоянства называется достоянием ясности...
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 16

Если душа и тело будут пребывать в единстве, можно ли сохранить его? Если сделать дух мягким, можно ли стать бесстрастным подобно новорожденному? Если созерцание станет чистым, возможны ли тогда заблуждения?
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 10

Мудрец подчиняет свою речь своему разуму, А все это он должен подчинять Познанию себя. Познание же себя он должен подчинить Великому, Которого он должен подчинить Миролюбивому.
Индуизм. Катха упанишада 3. 13

Пробудите все свое тело, состоящее из трехсот шестидесяти костей и связок и покрытое кожей с 84 ООО пор. Призовите дух великого сомнения и сосредоточьтесь на слове " му" (ничто). Будьте такими денно и нощно. Но не выдумывайте все отрицающей концепции пустоты или относительной концепции " имеет" или " не имеет". Ибо это будет похоже на то, как если бы вы проглотили раскаленный железный шарик, который вам никогда не удастся выплюнуть, как бы вы ни старались. Все иллюзорные идеи и неверные мысли, собранные на сей день, будут истреблены, и когда наступит час, все внешнее и внутреннее будет самопроизвольно объедине­но. Вы узнаете об этом, но это знание будет только вашим, и вы уподобитесь тому немому, который имел какую-то свою собственную мечту. А затем неожиданно произойдет взрывное превращение, и ты изумишь небеса и потрясешь твердь земную.
Буддизм. Мумонкан 1

Разум движется одновременно во всех четырех направлениях и ничем не ограничивается. Наверху — достигает неба, внизу — обвивается вокруг земли. Но его нельзя считать образцом для развития и питания всей тьмы вещей. Имя такового — равный предку. Чистейший и простейший путь сохраняет лишь разум. Сохраняет и не утрачивает человек, единый разумом. Пронизанный единой сущностью соединяется с правилами природы.
Даосизм. Чжуан-цзы 15

Чтобы стать великим, путь знания должен состоять в выражении ясного характера, любви к людям и пребывании в высшем добре. Только лишь выяснив, какого принципа придер­живаться, человек обретет спокойствие. И только будучи таким, он станет спокойным. Достигнув спокойствия, он сможет обрести тишину. И только после обретения тишины человек сможет начать освобождаться. И только после освобождения может быть достигнут. конец. Вещи имеют свои принципы и следствия. Дела имеют начала и концы. Знание того, что составляет начало, а что конец, подводит человека к Пути.
Конфуцианство. Да сюэ [Великое учение]

Как-то раз некий монах сидел, скрестив ноги, неподалеку от Будды. Сидел он прямо, превозмогая боль, бывшую следствием его упражнения. Боль была острая, сильная и мучи­тельная. Но он был спокоен и не жаловался. Видя, что монах поступает таким образом, Будда произнес следующие слова:
Для монаха, который превзошел карму
И стряхнул пыль, собранную ранее,
Который стоит и не думает о словах " я", " мое" —
Для такого нет нужды в общении с людьми.
Буддизм. У дана 20
Держа свое тело твердо,
в вертикальном положении,
и вызывая умом ощущения, дабы
проникнуть в сердце,
мудрый человек на лодке Брахмы
пересечет все приносящие страдание потоки.
Подавив в своей груди все вздохи
и проверив свои движения,
человек дышит через нос укороченным дыханием.
Мудрец должен ограничивать свой ум
без всяких колебаний, словно водитель колесницы,
запряженной норовистыми лошадьми.
На чистом, ровном месте, свободном от булыжника,
огня и гравия, под звуки воды и других подобных вещей,
благоприятно влияющих на мысль, не режущих глаз,
в убежище, защищенном от ветра,
человек должен заниматься йогой.
Дым, туман, солнце, огонь, ветер,
молнии, зарницы, лед, луна —
вот предварительные признаки,
сопровождающие явления Брахмана в йоге.
Когда же качества йоги были воспроизведены
пятикратно, возникая из воды, земли, огня, воздуха и космоса,
то ни болезни, ни старость, ни смерть не настигнут того,
кто получит тело, созданное из огня йоги.
Свет, здоровье, твердость,
Ясность самообладания и приятность голоса,
Сладость запаха и малые естественные выделения —
Вот, как говорят, первая ступень йоги.
Словно зеркало, запорошенное пылью,
Начинает сиять, когда его вытирают,
Так и человек, видя природу Души,
Становится единым, достигает конца,
освобождается от печали.
Когда последователь йоги лицезреет
В собственной природе, словно в лампе, сущность Брахмана, Нерожденного, неколебимого, свободного от любой сущности — Тогда через познание Бога он Освобождается от уз.
Индуизм. Шветашварата упанишада 2. 8—15

Все это время, пока я сижу и созерцаю, я должен терпеливо переносить все страдания, которые могут выпасть на мою долю, независимо от того, человек ли будет их причиною, зверь ли, Бог.
Я отрекаюсь ради продолжения этой медитации от своего тела, еды, страстей. Привязан­ности, антипатии, страх, сожаления, радость, боязнь, жалость к себе [... ] все это я оставляю вместе с телом, разумом, речью. Далее я отказываюсь от всех наслаждений и всех плотских желаний.
Независимо от того, будет ли это жизнь или смерть, потеря или приобретение, победа или поражение, встреча или расставание, друг или враг, боль или наслаждение, я буду пребывать в состоянии невозмутимости в отношении всего.
В достижении знания, проницательности и должного поведения причиной является единст­венно моя душа. Соответственно и моя душа является причиной как для притока кармы, так и для остановки его.
Душа моя единственна и вечна, ее характеризует интуиция и знание; все же другие состояния, которые я испытываю, внешни по отношению ко мне, ибо они образуются при помощи ассоциаций. По причине этих ассоциаций моя душа страдает, вот почему я расстаюсь с телом, разумом и речью, со всеми отношениями, основанными на таких ассоциациях.
Так я достиг неколебимости и своей самоосновы.
Пусть же это состояние неколебимости пребудет со мной до тех пор, пока я не обрету спасение.
Джайнизм. Самайика Патха
Для очищения всех существ, для преодоления бедности и скорби, для сокрушения боли и горести, для вступления на верный путь, для овладения Четырьмя Пробуждениями Забот­ливости существует только один путь, о монахи. Но что же есть эти Четыре?
Живет здесь монах, созерцающий тело в теле, ревностный, с ясным сознанием, забот­ливый, поборовший жадность и уныние в этом мире. Он живет, созерцая чувства в чувствах, ревностный, с ясным сознанием, заботливый, поборовший в этом мире жадность и уныние. Он живет, созерцая сознание в сознании, ревностный, с ясным сознанием, заботливый, поборо­вший жадность и уныние в этом мире. Он живет, созерцая духовные объекты в духовных объектах, ревностный, с ясным сознанием, заботливый, поборовший жадность и уныние в этом мире.
Но как же, о монахи, живет этот монах, созерцая тело в теле? Удалившись в лес, он сидит, скрестив ноги, выпрямив тело, находясь в состоянии предельной внимательности. Он очень аккуратно вдыхает и выдыхает. Совершая долгий вдох, он знает: " Я совершаю долгий вдох". Неторопливо выдыхая, он думает: " Я совершаю долгий выдох". Быстро вдохнув, он подумал: " Я вдохнул быстро". Сделав резкий выдох, он подумал: " Я выдохнул быстро". " Познав свое тело, я выдыхаю" — вот что он говорит себе [... ]. Далее, монах знает, когда он идет — " я иду"; он знает, когда он стоит — " я стою"; он знает, когда он сидит — " я сижу"; он знает, когда он лежит — " я лежу". Короче говоря, он знает свое тело во всех тех положениях, которые оно занимает [... ].
Далее, монах думает об этом самом своем теле, обтянутом кожей, в котором, от головы до пят, столько много разных местечек, заполненных нечистотами. При этом он говорит: " Из чего оно состоит? Есть волосы на голове и на теле, ногти, зубы, кожа, мышцы, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие, кишки и кишечник, брыжейка, фекалии, желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слюна, моча" [... ].
Далее. Если монах видит тело человека, умершего день, а может, два, три дня назад, непомерно раздувшееся, потерявшее форму и цвет, брошенное на краю кладбища, он перенесет свое восприятие на свое тело и скажет: " Так ведь и мое тело имеет ту же самую природу, значит и с ним произойдет то же самое и никуда от этого не деться" [... ].
Но как же, о монахи, живет этот монах, созерцая чувства в чувствах? Переживая что-либо приятное, он знает: " Я ощущаю нечто приятное"; сталкиваясь с чем-то болезненным, он думает: " Я чувствую боль". Ощущая нечто среднее, не больное, но и не приятное, он знает: " Я ощущаю нечто среднее" [... ]
Но как же живет этот монах, созерцая сознание в сознании? Он знает, что сознание острого желания и есть осознание острого желания; что сознание без желания и есть сознание без желания. Что сознание гнева и есть сознание гнева, а без гнева — значит, без гнева. Что сознание неведения есть сознание неведения, а сознание без неведения есть сознание без неведения [... ] что состояние освобождения сознания есть состояние освобождения сознания, а сознание несвободы есть сознание несвободы [... ]
Но как же живет монах, созерцая духовные объекты в духовных объектах? Так вот, монахи, этот монах живет, созерцая духовные объекты в духовных объектах пяти препятствий. Когда существует чувственная страсть, он знает — " Чувственная страсть живет во мне". Когда же этого нет, он знает, что ее там нет. Он знает, как появляется непробудившаяся чувственная страсть и как появляется преграда на пути этого пробуждения. Он знает, что будет в будущем с этой непробудившейся чувственной страстью. Он знает, когда он гневается [... ] он знает, когда на него нападает лень и безразличие [... ] он знает, когда беспокоится и не находит себе места [... ] он знает, когда в его душу закрадывается сомнение [... ]
Воистину, монахи, кто бы ни упражнялся в этих Четырех Пробуждениях Заботливости в течение семи лет, им будет достигнут один из двух результатов: высочайшее знание здесь и теперь, либо — если он за что-то цепляется — состояние невозвращения.
Буддизм. Мадждхима Никайа 55—63. Сатипаттхана сутта

После чего Будда ответил Вайдехи: " Тебе и всем стоящим за тобой надлежит, сконцент­рировавшись, поставить перед собой лишь одну цель — постичь Западную сторону света, Ты можешь спросить, как это можно сделать. Я объясню. Все существа, если они не слепы от рождения, имеют глаза и все они видят заходящее солнце. Ты должен сесть, оборотившись лицом на восток, и собрать все свои мысли для непосредственной медитации, ибо ум твой будет четко направлен на него, так что мысль твоя сможет без особых трудностей воспринять все, что необходимо, а потом взгляни на него [солнце] в тот момент, когда оно будет висеть над самой линией горизонта, словно подвешенный барабан.
После того, как ты таким образом увидел солнце, сделай так, чтобы этот образ остался чистым и постоянно независимо от того, будут ли твои глаза открытыми или закрытыми — таково восприятие солнца или Первая медитация.
После этого ты должен сформировать восприятие воды. Взгляни на воду, чистую и про­зрачную, и пусть образ этот останется прочным и незамутненным. Никогда не позволяй, чтобы мысли твои отвлекались на другое.
Увидев, таким образом, воду, ты должен сформировать у себя восприятие льда. При виде сверкающего голубоватого льда представь себе ляпис-лазурь.
Проделав все это, ты увидишь ту самую основу, состоящую из ляпис-лазури, прозрачной и сверкающей со всех сторон. За нею ты увидишь золотой стяг с семью драгоценными камнями, брильянтами и т. п., поддерживающими эту основу. Он простирается до всех восьми точек площадки. Каждый отрезок здесь усыпан сотней камней, каждый из которых излучает тысячу лучей. Они же, в свою очередь, состоят из восьмидесяти четырех тысяч цветов, которые, отражаясь от ляпис-лазури, похожи на сто тысяч миллионов солнц, и очень трудно разглядывать их поодиночке. Над поверхностью этой площадки из ляпис-лазури возвышаются переплетенные крест-накрест золотые верхушки. Между собой они разделены нитями из семи драгоценных камней.
Каждый камень испускает лучи, состоящие из пятисот цветов. Они похожи на цветы, или, скорее, на луну и звезды. Высоко в небе эти лучи образуют башню, насчитывающую десять миллионов комнат и галерей, которая также построена из множества камней. На каждой стене башни десять миллиардов украшенных цветами знамен, а кроме того бесчисленное множество музыкальных инструментов. От этих сверкающих лучей исходят восемь прохладных ветров. Когда играют эти музыкальные инструменты, они издают такие звуки, как " страдание", " небытие", " непроницаемость", " не-я" — таково восприятие воды или Вторая медитация.
Когда сформируется и это восприятие, ты должен медитировать на составные части целого, создавая как можно более яркие образы, дабы они не могли потеряться или забыться. И ты должен помнить об этом все время, за исключением времени сна. Достигший этой стадии восприятия увидел, можно сказать, в неясном свете Землю Высшего Счастья [ Сухавати].
Тот, кто достиг самадхи, сможет увидеть эту Землю очень четко: но это состояние нельзя объяснить целиком — таково восприятие Земли и это — Третья медитация.
Буддизм. Созерцание Будды Амитабхи 9—11

До того, как отправиться на поиски видения, я должен был очиститься в типи онилага, в инипи — " опасной комнате" [... ] Сделанным из рога буйвола черпаком Хорошее Копье лил ледяную воду на раскаленные камни. Раздалось сильное шипение и нас окутали клубы белого пара. Стало так жарко, что мне показалось, будто меня кто-то ударил [... ] Я не мог вдохнуть, я думал, что если я попытаюсь это сделать, то мои легкие превратятся в уголь. Но я не плакал. Я только спрятал голову меж колен. Хорошее Копье молился. Он знал древние слова: " Этот пар
— священное дыхание мира. Хокшила, мальчик, ты снова в утробе своей матери. Ты снова родишься". Они пропели две песни, очень старые песни, которые пели тогда, когда сиу охотились в прериях. Внезапно я почувствовал, что понимаю мудрость поколений. Эти мужчины, мои родственники, пели громко и мужественно [... ] Маленькая хижина внезапно затряслась, словно ее схватила громадная рука. Казалось, что земля движется. " Дедушки здесь",
— сказал Хорошее Копье. " Духи здесь и мудрость Орла здесь". Мы верили этому, и мы это знали. Трубка пошла по кругу [... ] Мы покурили четыре раза. По окончании Хорошее Копье сказал мне: " Хокшила, ты очистился, ты более не ребенок. Ты можешь идти наверх и вызывать видение" [... ]
Местом этим было Г-образное углубление, выкопанное в земле. Сначала оно устремля­лось вниз, а потом поворачивало горизонтально, скрываясь глубоко под корнями деревьев. Ты сидишь в самом конце и размышляешь, постясь. Взрослый мужчина постится таким образом от одного до четырех дней [... ] В отношении меня решили, что я должен остаться там в одиночестве без пищи и воды двое суток.
Проделав некоторые приготовления, я разделся и спустился в эту дыру. Мой отец и дядя закутали меня в стеганое одеяло и связали ремнем из оленьей шкуры [... ] они похлопали меня по спине, пробормотали что-то и оставили меня там.
Самыми трудными были первые несколько часов. Было ужасно тихо и темно. Я сидел не двигаясь. Мои руки и ноги не работали, сам я ничего не слышал и не видел. Я словно лишился тела, превратившись в некую вещь, имеющую сердце, но без мяса и костей. Смогу ли я когда-нибудь снова видеть и слышать?.. Я не знаю, сколько я просидел там. Всякое чувство времени было потеряно... Я не знаю, был ли это день или ночь, потому что у меня даже не было возможности узнать это. Я безостановочно молился, слезы струились по моим щекам. Мне хотелось пить, но я продолжал молиться. К вечеру второго дня, как мне тогда казалось, я увидел перед своими глазами колеса, сливавшиеся в одно огненное кольцо, а затем снова разделявшееся на множество ярких, разноцветных колец, плясавших перед моими глазами и опять сливавшихся в один круг, огромный круг, у которого был рот и два глаза.
Внезапно я услышал голос. Казалось, что он исходил из меня, голос из темноты

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...