Основные теоретические положения
Рассмотрим возможную схему замещения при параллельном соединении указанных приёмников (рис.1). Используем символический метод расчета. Согласно 1 закону Кирхгофа для узла а можно записать
где
где
В разделе «Основные понятия о цепях синусоидального тока» отмечено, что величина
где Определим составляющие комплексных проводимостей каждой ветви. Отметим, что соотношения
справедливы только для всей ветви и не могут применяться в отношении отдельных её элементов. Рассмотрим составляющие комплексных проводимостей каждой ветви.
где С учётом полученных соотношений
Рассуждая аналогично, для второй ветви, получим
Тогда
Положим, что синусоидальное напряжение на зажимах цепи определено выражением Комплексную проводимость всей схемы и отдельной ветви можно представить в показательной форме записи
где
Рассмотрим влияние реактивных проводимостей на характер нагрузки цепи: 1. Примечание. Направление угла сдвига фаз между напряжением и током принято отсчитывать от тока к напряжению. Поэтому с целью однообразного изложения анализа при построении векторных диаграмм (как и в работе №5) в дальнейшем на них указаны только углы 2.
3. Таким образом, в зависимости от соотношения Из формул (8) и (10) следует, что
Из (3) будем иметь
Учитывая (9), получим
Слагаемые в правой части (14) имеют размерность А (Ампер). Их принято называть:
Соотношению (15) соответствует уже другая эквивалентная схема замещения заданной цепи, состоящая из параллельного соединения активных и реактивных элементов проводимости (рис. 5). Изобразим на комплексной плоскости соотношение (15). Поскольку 1. Если 2. Если 3. Наконец, если
Следовательно, в цепи происходит частичная или полная компенсация реактивных составляющих токов в ветвях и в зависимости от этого полный (входной) ток Рассмотрим энергетические процессы, протекающие в данной цепи (рис. 1). Энергетический режим работы каждой ветви, как было установлено в разделе «Основные понятия о цепях синусоидального тока», определяется соотношением её активной и реактивной мощностей. Определим их величину
Аналогично
Т.е. активная или средняя за период мощность каждой ветви в разветвлённой цепи прямо пропорциональна активной проводимости этой ветви. Поскольку Р 1 и Р 2 в каждой ветви характеризуют интенсивность безвозвратного потребления энергии от источника питания, то общая активная мощность цепи равна арифметической сумме активных мощностей каждой ветви и пропорциональна активной проводимости всей цепи
Определим реактивную мощность
Аналогично
Т. е. реактивная мощность каждой ветви в разветвлённой цепи прямо пропорциональна реактивной проводимости этой ветви. Для реактивных мощностей можно также записать
При одном и том же напряжении, приложенном к каждой ветви, реактивные составляющие токов этих ветвей
и пропорциональна реактивной проводимости всей цепи. Полная мощность каждой ветви равна
Т. е. полная мощность каждой ветви пропорциональна полной проводимости этой ветви. Определим полную мощность всей цепи
Т. е. полная мощность всей цепи пропорциональна проводимости этой цепи. Для представления полной комплексной мощности с использованием проводимостей введем понятие о комплексно-сопряженных векторах.
Такое же представление о сопряженном комплексе можно ввести для тока
для сопряженного комплексного сопротивления
для сопряженной комплексной проводимости
Рассмотрим известное выражение для полной комплексной мощности
Таким образом, использование понятия о сопряженном комплексе тока позволяет реализовать аргумент полной комплексной мощности в виде разности фаз между синусоидами напряжения и тока (
В таком случае будем иметь
Учтем, что
То есть для любого параметра произведение комплекса на сопряженный комплекс равно квадрату его модуля. В соответствии с (27), (28) и (8) рассмотрим полную комплексную мощность
Треугольники мощностей, соответствующие выражению (29), приведены на рис. 9, 10, 11, которые иллюстрируют случаи: – если – если – наконец, если Расчёт параметров режима работы цепи, построение векторной диаграммы, треугольников проводимостей и мощностей можно провести, не прибегая к комплексным числам. Расчёт проводят в действующих значениях параметров режима и в модулях параметров цепи. При этом возможны две методики расчёта:
· с использованием понятия об активной и реактивной составляющих тока в каждой ветви; · с использованием понятия о полной проводимости цепи, ветви и составляющих этих проводимостей. По первой методике, по известным параметрам цепи определяют полные сопротивления ветвей
Затем определяют полные токи в каждой ветви и составляющие этих токов
После чего определяют полный (входной) ток цепи
и его фазовый угол
Рассчитывают мощности на ветвях
мощности на всей схеме
Используя полученные результаты, определяют проводимости ветвей и всей схемы
Наконец, по полученным результатам с учётом знаков φ1, φ2 и φ строят векторные диаграммы токов, проводимостей и мощностей. По второй методике, по известным параметрам цепи определяют проводимости ветвей и их фазовые углы
Затем определяют полную проводимость цепи и ее фазовый угол
После чего рассчитывают токи в ветвях и входной ток
Определяют мощности ветвей и всей цепи
И, наконец, зная величину Иного характера расчёты проводят, если известны некоторые параметры режима работы цепи, и требуется определить параметры схемы замещения и построить векторную диаграмму. Такие расчёты проводят после экспериментального исследования схемы. Например, дана схема замещения цепи (рис. 12). Путём эксперимента измерили следующие параметры режима работы этой цепи: P – активную мощность всей цепи; U – напряжение на зажимах цепи; I – входной ток; I 1и I 2 – токи ветвей; угол сдвига фаз 1. Определяют эквивалентные параметры всей цепи (знак общей реактивной проводимости
2. Определяют эквивалентные параметры каждой ветви
3. Определяют параметры элементов ветвей схемы
4. Рассчитывают остальные параметры режима работы схемы
5. Строят векторные диаграммы токов, проводимостей, мощностей. В данной цепи, как и в цепи с последовательным соединением R, L, C - элементов, возможен резонансный режим, который носит название резонанса токов. При резонансе токов в цепи, содержащей L и С- элементы, включённые в параллельные ветви, синусоиды входного тока I и напряжения
или
Выражение (34) определяет условие резонанса токов для конкретной цепи. Если катушка индуктивности и конденсатор включены в параллельные ветви, то модули реактивных проводимостей ветвей должны быть равны.
Подставив эти выражения в (34) и решив уравнение относительно
Выражение (35) показывает, что резонансная частота определяется величиной четырёх параметров цепи L, C, R 1, R 2. Поэтому резонансного режима можно добиться, варьируя каждый из указанных параметров. Проанализируем зависимости параметров контура и параметров режима его работы от изменения C на примере схемы рис. 12. Считаем, что величина ёмкости С изменяется от 0 до Полная проводимость цепи
При 2. Учитывая, что полное сопротивление цепи Коэффициент мощности
Эта зависимость будет подобна зависимости
Для второй ветви Токи в цепи
Характер изменения этих зависимостей очевиден и его можно обосновать, используя зависимости, рассмотренные в пунктах 1-3. Графики приведены на рис. 14. 5. Мощности S, P, Q в цепи. Активная мощность на всей цепи
реактивная мощность изменяется линейно от С
зависимость полной мощности от С подобна зависимости
Графики, указанных зависимостей приведены на рис. 15. Участок цепи, в котором возникает резонанс токов, называют параллельным резонансным контуром. При резонансе токов
Порядок выполнения работы 1. Собрать экспериментальную электрическую цепь, схема которой приведена на рис. 16. 2. Установить напряжение питания заданной величины по указанию преподавателя. 3. Варьируя величину ёмкости, установить резонансный режим работы экспериментальной цепи. При этом показания фазометра должны быть близки к нулевому значению. Снять показания приборов и занести их таблицу. 4. Уменьшая каждый раз величину ёмкости на 2÷4 мкФ, по сравнению с предыдущим опытом, и поддерживая U =const, проделать 2÷3 опыта. Данные измерений занести в таблицу. 5. Восстановить резонансный режим в цепи. После чего, увеличивая каждый раз величину ёмкости на 2÷3 мкФ по сравнению с предыдущим её значением, проделать 2÷3 опыта, данные занести в таблицу (в каждом опыте напряжение 6. Для каждого опыта рассчитать параметры, указанные в таблице 1. Использовать для расчёта соотношения (30) – (33). Примечание 1. В таблице приведены два столбца, определяющие емкость батареи конденсаторов: C и C ист. В ячейках столбца C указывают величину емкости, набранную на батарее конденсаторов непосредственно перед каждым опытом. В ячейках столбца C ист указывают истинное значение емкости, которое определяют по формуле 7. Построить экспериментальные зависимости подобные приведённым на рис. 13, 14, 15. 8. Построить векторные диаграммы токов, треугольники проводимостей и мощностей для трёх опытов (по указанию преподавателя), в которых величина ёмкости выбиралась меньше, равной или больше резонансной. Примечание 2: При построениях руководствоваться рис. 2, – 4, 6, – 8, 9, – 11, а также учитывать, что для экспериментальной схемы R 2=0. Следовательно, I a2 = 0, g 2 = 0, P 2 = 0.
Рекомендуемая литература 1. Борисов Ю. М., Липатов Д. Н., Зорин Ю.Н. Электротехника. Учебн. Для ВУЗов. М.: Энергоатомиздат, 1985 (подразделы 2.13, 2.14). 2. Электротехника: Учебн. для неэлектротехн. спец. ВУЗов / Под ред. В. Г. Герасимова. М.: Высшая школа, 1985, (подраздел 2.13). 3. Касаткин А. С., Немцов М. В. Электротехника: Учебн. пособие для ВУЗов. М.: Издательский центр «Академия», 2005 (подразделы 2.15, 2.16, 2.17, 2.21). 4. Общая электротехника: Учебн. пособие для ВУЗов / Под ред. Блажкина А. Т. Л.: Энергоатомиздат, 1986 (подразделы 2.8, 2.9, 2.10).
Контрольные вопросы 1. Объяснить построение векторных диаграмм. 2. Объяснить графики экспериментальных зависимостей параметров цепи при изменении С. 3. Какими параметрами определяется сдвиг фаз между входным током и напряжением на зажимах экспериментальной цепи. 4. Условие резонанса токов. 5. Обоснуйте значение каждого параметра режима при резонансе токов по графикам частотных зависимостей. 6. Заданы параметры схемы (рис. 1) L = 0,159 Гн; С = 45,5 мкФ; R 1 = R 2 =40, Ом. Напряжение на зажимах u =150 sin 314 t. Определить (по заданию преподавателя): – В схеме (рис. 1) заданы величины параметров
S; P; Q; S 1; P 1; Q 1; S 2; P 2; Q 2.
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис. 4.
Рис. 5.
|