Основные теоретические положения
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Помимо соединения фаз приёмника или генератора в звезду их можно соединить треугольником. При соединении фаз генератора или приёмника по схеме треугольник, конец предыдущей фазы, начиная с фазы А, соединяется с началом последующей фазы В, конец фазы В – с началом фазы С и, наконец, конец фазы С – с началом фазы А (рис.1). Объединённые концы фаз трёхфазного приёмника или генератора соединяют с линейными проводами. Соединенные таким образом фазы образуют замкнутый контур, который принято на схемах изображать, как показано на рис.2. Как правило, фазы генератора соединяют по схеме звезда. Поэтому наиболее вероятной является трёхфазная цепь, в которой приёмник соединён треугольником, приведена на рис.3. При таком соединении приёмника каждая его фаза подключается непосредственно к линейному напряжению. Поэтому при соединении приёмника по схеме треугольник соотношения
или справедливо для симметричного и несимметричного приёмника. Будем, как и в работе №7, считать трехфазную цепь «короткой», то есть величиной сопротивления линейных проводов пренебрегаем
Отсюда следует
То есть линейные напряжения Рассмотрим связь между линейными и фазными токами. Фазные токи
или (рис. 4)
Рассматривая аналогично уравнения, составленные для узлов b и c, получим
Т.е. в самом общем случае комплексный вектор линейного тока равен разности комплексных векторов соответствующих фазных токов. Причём соотношения (3) и (4) не зависит от того, является ли нагрузка приёмника симметричной или несимметричной. Если нагрузка симметричная, то вектора фазных и линейных токов образуют на векторной диаграмме трёхфазную симметричную систему (рис.4). При этом сдвиг фаз между синусоидами фазного напряжения и тока одинаковы для всех фаз приемника
Аналогично для сдвига фаз между синусоидами линейного напряжения и тока
Рассмотрим треугольник, составленный из векторов
которое является справедливым только для симметричного приёмника. Энергетические процессы, протекающие в трёхфазном приёмнике, соединённом по схеме звезда или треугольник, подобны. При этом активная мощность приёмника
равна арифметической сумме активных мощностей каждой фазы. Активная мощность в каждой фазе определяется
если приёмник симметричный, то
и
Реактивная мощность приёмника
равна алгебраической сумме реактивных мощностей каждой фазы. Реактивная мощность каждой фазы определяется по формулам
если приёмник симметричный, то
и
Полная комплексная мощность приёмника
определяется суммой полных комплексных мощностей каждой фазы. Модуль полной мощности приёмника равен
а модуль полной мощности каждой фазы:
Если приёмник симметричный, то
Расчёт трёхфазной цепи с приёмником, соединённым треугольником, начинают с определения фазных токов
Затем определяют линейные токи по соотношениям (3) и (4). После чего рассчитывают мощности приёмника и фаз по соотношениям (7) – (17). Если приёмник симметричный, то для определения фазных токов достаточно вычислить ток
Модуль линейного тока
Такое же соотношение будут иметь модули линейных и фазных токов
Мощность каждой фазы и всего приемника рассчитывают по формулам (8), (9), (12), (13) и (16), (17). Весьма часто в экспериментах известны
затем полные сопротивления каждой фазы
и реактивные сопротивления каждой фазы
где “+” соответствует активно-индуктивному характеру нагрузки фазы, а “-” – активно-ёмкостному характеру нагрузки фазы. Затем определяют углы сдвига фаз между
После чего по соотношениям (3) и (4) определяют линейные токи. Наконец, по соотношениям (9), (11), (13), (15),(16) рассчитывают мощности фаз и мощности всего трехфазного приёмника. Построение векторной диаграммы на комплексной плоскости (рис.5) начинают с выбора масштабов – вектор – строят вектора
– в соответствии со знаками и величиной углов сдвига фаз – графическим способом (как векторная разность) определяют
– наконец, строят треугольники мощностей Приведённая в качестве примера векторная диаграмма является одной из возможных (рис. 5). В заключении проанализируем некоторые режимы приёмника:
1. Симметричный режим работы приемника. Для приёмника с активно-реактивным характером нагрузки (при условии, что В случае чисто активного приёмника сдвиг фаз между синусоидами фазного напряжения и тока
2. Несимметричный режим работы приемника. Для приёмника с активно-реактивным характером нагрузки данный режим рассмотрен выше. Возможная векторная диаграмма приведена на рис.5. Для приёмника с активным характером нагрузки возможная векторная диаграмма такого режима при уменьшении нагрузки в фазе А ( 3. Режим работы приёмника при обрыве одной из его фаз. При обрыве одной из фаз симметричного приёмника, например, фазы А, ток
Качественная векторная диаграмма для активного приемника полностью соответствует приведенной на рис. 9. Векторная диаграмма для активно-реактивного 4. Режим работы приемника при обрыве линейного провода. При обрыве линейного провода, например, провода фазы А, получим схему, приведённую на рис.11. Трёхфазный симметричный приёмник становится обычной однофазной цепью, включенной под напряжение
Поскольку нагрузки фаз
т.е. уменьшаются в 2 раза по модулю по сравнению с симметричным режимом работы приемника. Фазный ток
В то же время фазные токи
Линейные токи определяются по соотношениям (3) и (4)
Т.е. линейные токи Упрощённая векторная диаграмма для активно-реактивного
ВЫВОДЫ 1. Соединение трёхфазного приёмника по схеме треугольник не столь критично к влиянию неравномерности нагрузки фаз (в том числе при обрыве одной из фаз или линейного провода) на режим работы приемника. Это связано с тем, что при выполнении условия (2) фазные напряжения сохраняют свою симметрию и равенство соответствующим линейным напряжениям. Кроме этого они обеспечиваются симметричными фазными ЭДС генератора. 2. В то же время соединение фаз приемника по схеме треугольник допустимо не для всех приёмников, так как фазное напряжение в этом случае увеличивается в 3. Для такой схемы соединения независимо от характера нагрузки по фазам справедливо 4. Для симметричного приёмника связь между модулями линейных и фазных токов выражается соотношением
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 1. Ознакомиться с приборами, необходимыми для выполнения работы. 2. В случае активно-реактивного приёмника собрать схему, указную на рис.13, в случае активного приёмника – схему на рис.14. 3. Исследовать следующие режимы работы приёмника: 1. Симметричный режим. В случае активного приёмника (ламповый реостат) должны быть включены все лампы в каждой фазе. В случае активно-реактивного приемника дополнительные резисторы зашунтированы; 2. Несимметричный режим. В случае активного приемника в одной фазе выключить две лампы, в другой – одну, в третьей фазе оставить все лампы включенными. В случае активно-реактивного приёмника в двух фазах включить в цепь дополнительные резисторы;
3. Обрыв фазы. Предварительно восстановить симметрию фаз приёмника. В случае активного приёмника выключить все лампы в одной из его фаз. В остальных фазах все лампы включить. В случае активно-реактивного приёмника отключит нагрузку одной из фаз; 4. Обрыв линейного провода. Восстановить симметрию фаз приёмника, после чего отключить один из линейных проводов от источника питания; 5. Фазные напряжения измерять переносным вольтметром (на схемах он не указан); 6. Показания приборов занести в таблицу 1 в случае активного приёмника и табл. 2 для активно-реактивного приёмника; 7. В соответствии с данными измерений (активный приемник) и результатами расчёта (активно-реактивный приёмник) построить векторные диаграммы, треугольники мощностей (по указанию преподавателя).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Касаткин А.С., Немцов М.В. Электротехника: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Издательский центр «Академия», 2005 (подразделы 3.3, 3.8). 2. Борисов Ю.М., Липатов Д.Н., Зорин Ю.Н. Электротехника. Учебник для ВУЗов. М.: Энергоатомиздат, 1985 (подразделы 3.5, 3.6). 3. Электротехника: Учебник для неэлектрических спец. ВУЗов / Под ред. В.Г.Герасимова. М.: Высшая школа, 1985 (подразделы 3.6 – 3.9). 4. Общая электротехника: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. А.Б.Блажкина. Л.: Энергоатомиздат, 1986 (подразделы 4.2, 4.3). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Соединение фаз приёмника треугольником. Дать определение и нарисовать схему соединения фаз. 2. Соотношения между фазными и линейными параметрами режима работы приёмника. 3. Мощность в трёхфазной цепи. Определение P, Q, S. 4. По указанию преподавателя объяснить расчёт параметров и построение векторной диаграммы.
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 5.
Рис. 6.
Рис. 7.
Рис. 8.
Рис. 9.
Рис. 10.
Рис. 11.
Рис. 12.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|