Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пророк и реформатор




Пока остается противоречие между абсолютными нормами праведности и развращенными и злонамеренными путями земного общества, будут существовать и праведники, возвышающие свой голос и призывающие общество и власти к ответу. Это — пророки и реформаторы, которые, рискуя жизнью, ради общественного блага обличают современные нравы. Здесь мы имеем в виду не тех редких избранников, на которых возложена миссия нести в мир божественное откровение, — основоположников рели­гий, которым посвящена отдельная глава, а гораздо более многочисленных людей, которые появляются в любую эпоху, чтобы призвать общество к истине и справедливости. Пророческая миссия в самом широком смысле слова включает в себя всех святых и праведников, напоминающих прави­телям о вечном божественном послании, впервые возвещенном задолго до них. Нередко они облекают свои мысли в современную форму. К числу призывающих к справедливости относятся пророки Ветхого завета и Кора­на, конфуцианские и индусские мудрецы, а также все их последователи. К этой же группе принадлежат многие духовные вожди и реформаторы, о чьей праведности ничего не говорится в писаниях, ибо они жили гораздо позже того времени, когда составлялись священные тексты. Среди них можно назвать Мартина Лютера, Махатму Ганди, Мартина Лютера Кинга, Мухаммада Икбала, Ничерена и Симона Кимбангу. Однако пророческое служение возлагается не только на относительно узкий круг святых; так или иначе, в большей или меньшей степени к нему призваны мы все.
Вторым существенным признаком пророческой силы является способ­ность к предсказанию будущего. Этот дар никогда не используется в лич­ных целях. Когда пророк говорит о делах государства, его слова весомы — это первое и главное его качество. Его пророчества точны, ибо глубин­ным образом связаны с Высшей Реальностью, в чьих руках находятся судьбы народов. В конце данного раздела приводятся пророчества различ­ных религий о будущем.

К каждому народу — свой посланник; и когда придет их посланник, то будет между ними решено по справедливости, и они не будут обижены.
Они говорят: " Когда же это обещание, если вы говорите правду? "
Скажи: " Я не владею для самого себя ни вредом, ни пользой, кроме того, что пожелает Аллах. Для каждого народа есть предел. Когда придет их предел, то они не замедлят на час и не ускорят".
Ислам. Коран 10: 48(47)—50(49)

По прошествии же семи дней было ко мне слово Господне: сын человеческий! Я поставил
тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять
их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: " смертию умрешь! ", а ты не будешь вразумлять его
и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то
беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты
вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути
своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. И если праведник отступит от
правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то,
если ты не вразумлял его, то он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его,
какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника,
чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен,
и ты спас душу твою. .
Иудаизм и христианство. Книга пророка Иезекииля 3: 16—21
И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: " я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать; созидать и насаждать.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Иеремии 1: 4—10

Дай, о Справедливость,
Это блаженство, дар Доброго Разума;
Дай, о Верность,
Силу Виштаспе и моим ученикам; Дай знать, о Мудрый Правитель, Как Твой пророк может поступить с услышанным!
Зороастризм. Авеста, Ясна 28. 7

Наша надежда в том, что религиозные предводители мира и его правители вместе поднимутся на преобразование этого века и исправление его судеб. Пусть они, поразмыслив о его нуждах, держат общий совет и по зрелом размышлении пропишут больному и глубоко страдающему миру необходимое ему лекарство.
Бахаизм. Избранные сочинения Бахауллы ПО
Самый великий джихад — говорить правду в присутствии несправедливого правителя. Ислам. Хадис Тирмидхи

Кун-цзы сказал: " Как можно назвать истинно любящим того, кто не требует никаких усилий от предмета своей любви? Как можно назвать истинно верным того, кто воздерживает­ся от увещевания предмета своей верности? "
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 14. 8

Не пророчествуйте, пророки; не пророчествуйте им, чтобы не постигло вас бесчестие. О, называющийся домом Иакова! разве умалился Дух Господень? таковы ли действия Его? не благотворны ли слова Мои для того, кто поступает справедливо? Народ же, который был прежде Моим, восстал как враг, и вы отнимаете как верхнюю, так и нижнюю одежду у проходящих мирно, отвращающихся войны. Жен народа Моего вы изгоняете из приятных домов их; у детей их вы навсегда отнимаете украшение Мое. Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя; за нечистоту она будет разорена и притом жестоким разорением. Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: " я буду проповедывать тебе о вине и сикере", то он был бы угодным проповедником для этого народа.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Михея 2: 6—11

Правитель, творящий неправедные
И недопустимые дела, нередко превозносится
Своими подданными, ибо трудно знать,
Что он потерпит или не потерпит;
Поэтому трудно знать,
Что полезно или бесполезно говорить.
Если полезные, но неприятные слова Трудно произнести другому человеку, Что могу я, монах, сказать правителю, Повелителю обширных владений?
Но из-за моей любви к тебе
И сострадания ко всем существам
Я скажу тебе без колебаний
То, что полезно, но неприятно [... ]
О непоколебимый, если правдивые слова Говорятся без гнева,
Нужно принять их как пригодные для слуха, Как воду, пригодную для омовенья.
Пойми, я говорю тебе то, Что полезно здесь и впоследствии, Действуй, услышав это, так, Чтобы помочь себе и другим.
Буддизм. Нагарджуна, Драгоценное Ожерелье 301—6

Лянский князь Юй сказал: Я готов охотно слушать ваши наставления. Мэн-цзы сказал: Убить человека палкою или ножом — есть ли в этом разница? Князь отвечал: Нет.
А есть ли разница, если мы убьем человека ножом или посредством жестокого правления? Князь отвечал — нет разницы.
Мэн-цзы сказал: На княжеской кухне есть жирное мясо, на конюшне — тучные кони, а у народа голодный вид, на пустырях валяются трупы умерших от голода — это значит натравливать зверей есть людей.
Люди с отвращением смотрят, когда животные поедают друг друга. Но когда лица, являющиеся для народа родителями, оказываются в управлении им несвободными от натрав­ливания животных на пожирание людей, то где же родительское отношение к народу?
Конфуцианство. Мэн-цзы 1. А. 4

После того, как все правители уселись и наступила полная тишина, Кришна, с великолеп­ными зубами и голосом глубоким, как звук барабана, начал говорить: " О Бхарата, я пришел сюда, чтобы установить мир без кровопролития между Куру и Пандавами. Помимо этого, о владыка, у меня нет добрых слов [... ] Мне известно, что твои злонравные сыны под предводительством Дурьодханы, отвергнув добродетель и выгоду, презрев нравственность и потеряв ум от алчности, поступают неправедно по отношению к близким родственникам. Страшная опасность [всемирного кровопролития] таится в поведении потомков Куру. Если ты останешься к этому равнодушным, произойдет всемирная резня. Если, о Бхарата, ты захочешь, ты сможешь уменьшить эту опасность и даже без труда установить мир. Мир, о правитель, зависит от тебя и меня. Направь твоих сынов и я направлю Пандавов.
Индуизм. Махабхарата, Удьога парва 95

И послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: \мос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: " от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей". И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский. И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: " иди, пророчествуй к народу Моему Израилю". Теперь выслушай слово Господне. Ты говоришь: " не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков". За это, вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе; сыновья и дочери твои падут от меча, земля твоя будет разделена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Амоса 7: 10—17

Разве не дошла до вас весть о тех, кто был раньше вас, о народе Нуха, Ада, Самуда и тех, которые были после них, — не знает их никто, кроме Аллаха. К ним пришли Наши посланцы с ясными знамениями, а они вложили руки в уста свои и сказали: " Мы не веруем в то, с чем вы посланы; мы в сомнении сильном о том, к чему вы зовете".
Сказали их посланники: '-'Разве об Аллахе сомнение, Творце небес и земли? Он зовет вас, чтобы простить вам грехи и отсрочить до названного срока".
Они сказали: " Вы — только люди, такие, как мы, вы желаете отвратить нас от того, чему поклонялись наши отцы. Приведите же нам явную власть! "
Сказали им их посланцы: " Мы — только люди, такие, как вы, но Аллах благодетельствует того из Своих рабов, кого пожелает; мы не можем привести вам власти, иначе как с дозволения Аллаха. На Аллаха пускай полагаются верующие!
И почему нам не полагаться на Аллаха, раз Он повел нас по нашим путям? Мы будем терпеть то, чем вы нас обижаете. И на Аллаха пусть полагаются полагающиеся! "
И сказали те, которые не веровали, их посланникам: " Мы изведем вас из нашей земли, или вы обратитесь к нашей общине". И открыл им Господь: " Мы непременно погубим неправед­ных и поселим вас на земле после них. Это — для тех, кто боится стояния предо Мной и боится Моей угрозы! "
Они просили решения, но не получили успеха все тираны упорные. Ислам. Коран 14: 9(9)—18(15)

Мэн-цзы, прибыв в город Пин-лу, обратился к правителю его с следующей речью: Если кто из ваших алебардщиков в один день три раза будет отлучаться из строя, то вы казните его смертью или нет? Тот отвечал: не дожидаюсь трех раз.
В таком случае, сказал Мэн-цзы, вы также много раз манкировали службой. В злополуч­ные и голодные годы старых и слабых из вашего народа, очутившихся в канавах и рвах, и людей цветущего возраста, рассеявшихся по четырем странам, бывает несколько тысяч человек. Это не мое дело, отвечал правитель.
Вот человек, который получил от другого коров и баранов с тем, чтобы пасти их для него; он конечно должен искать пастбищ с травою. Если поиски его не увенчаются успехом, то должен ли он возвратить их хозяину или же стоять и смотреть, как они будут дохнуть? В таком случае [смерть людей] это моя вина, отвечал правитель.
Конфуцианство. Мэн-цзы П. В. 4

Через год, в то время, когда выходят цари в походы, Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян; и они поразили Аммонитян и осадили Равву; Давид же оставался в Иерусалиме.
Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хетте-янина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна. И послал Давид сказать Иоаву: пришли ко мне Урию Хеттеянина. И послал Иоав Урию к Давиду. И пришел к нему Урия, и расспросил его Давид о положении Иоава, и о положении народа, и о ходе войны. И сказал Давид Урии: иди домой и омой ноги свои. И вышел Урия из дома царского, а вслед за ним понесли и царское кушанье. Но Урия спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошел в свой дом. И донесли Давиду, говоря: не пошел Урия в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришел с дороги; отчего же не пошел ты в дом свой? И сказал Урия Давиду: ковчег [Божий] и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю. И сказал Давид Урии: останься здесь и на этот день, а завтра я отпущу тебя. И остался Урия в Иерусалиме на этот день до завтра. И пригласил его Давид, и ел Урия пред ним и пил, и напоил его Давид. Но вечером Урия пошел спать на постель свою с рабами господина своего, а в свой дом не пошел. Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал его с Уриею. В письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер. Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди. И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин. И послал Иоав донести Давиду о всем ходе сражения. И приказал посланному, говоря: когда ты расскажешь царю о всем ходе сражения и увидишь, что царь разгневается, и скажет тебе: " зачем вы так близко подходили к городу сражаться? разве вы не знали, что со стены будут бросать на вас? кто убил Авимелеха, сына Иероваалова? не женщина ли бросила на него со стены обломок жернова [и поразила его], и он умер в Тевеце? Зачем же вы близко подходили к стене? " тогда ты скажи: и раб твой Урия Хеттеянин также [поражен и] умер. И пошел [посланный от Иоава к царю в Иерусалим], и пришел, и рассказал Давиду обо всем, для чего послал его Иоав, обо всем ходе сражения... Тогда посланный сказал Давиду: одолевали нас те люди и вышли к нам в поле, и мы преследовали их до входа в ворота; тогда стреляли стрелки со стены на рабов твоих, и умерли некоторые из рабов царя; умер также и раб твой Урия Хеттеянин. Тогда сказал Давид посланному: так скажи Иоаву: " пусть не смущает тебя это дело; ибо меч поядает иногда того, иногда сего; усиль войну твою против города и разрушь его". Так ободри его. И услышала жена Урии, что умер Урия, муж ее, и плакала по муже своем. Когда кончилось время плача, Давид послал, и взял ее в дом свой, и она сделалась его женою и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа.
И послал Господь Нафана [пророка] к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек, [который сделал это]. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем, и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделал злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом, жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтобы она была тебе женою.
Иудаизм и христианство. Вторая книга Царств 11: 1—27; 12: 1—10

О Господь, твоя сила могущественней всех сил, Под твоим водительством нам нечего бояться, Это ты дал нам пророческую силу И научил нас все предвидеть и толковать.
Африканские традиционные религии. Молитва народа динка (Судан)

И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и гово­рит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Аввакума 2: 2—3

[Опираясь на] путь наибольшей искренности, можно заранее знать все. Если государство ожидает расцвет, то [заранее] непременно будет иметь место счастливое предзнаменование; если государство ожидает гибель, то [заранее] непременно случится страшное бедствие. [Эти предзнаменования] проявляются на [стеблях] тысячелистника и панцирях черепахи и в [подо­зрительных] перемещениях людей. О приходе бедствия или счастья непременно знает хороший [человек] и непременно знает [плохой] человек. Поэтому наивысшая искренность подобна душе.
Конфуцианство. Ли цзи [Книга ритуалов]. Учение о Середине 24

Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою? Ревет ли лев в лесу, когда нет перед ним добычи? подает ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал? Попадет ли птица в петлю на земле, когда силка нет для нее? Поднимется ли с земли петля, когда ничего не попало в нее? Трубит ли в городе труба, — и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам. Лев начал рыкать, — кто не содрогнется? Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать?
Иудаизм и христианство. Книга пророка Амоса 3: 3—8
Все сыновья Дхритараштры со множеством других владык народа, Бхишма и Дрона и этот сын возничего, Карна, с вождями наших ратей.
Спешат вступить в Твои ужасные, с торчащими клыками зевы; Иные видны повисшими между зубов, с размозженными головами.
Как водные потоки многих рек отовсюду стремятся к океану, Так эти витязи людского мира в Твои палящие уста стремятся.
Как мотыльки, в блестящее пламя попав, гибелью завершают стремленье, Так на гибель вступают миры в Твои зевы, завершая стремленье.
Ты, облизывая со всех сторон миры, их поглощаешь.
Наполнив сияньем весь мир. Твой страшный жар его раскаляет, Вишну! Поведай, кто Ты, ужаснообразный, смилуйся, владыка богов: Тебе поклоненье!
Стремлюсь Тебя познать, изначальный, но постичь не могу Твоих проявлений. Я Время, продвигаясь, миры разрушаю, для их погибели здесь возрастая; И без тебя погибнут все воины, стоящие друг против друга в обеих ратях,
Поэтому — воспрянь, победи врагов, достигни славы, насладись цветущим царством, Ибо Я раньше их поразил, ты будь лишь орудием, как воин, стоящий слева.
И Дрону, и Джаядратху, и Бхишму, и Карну, а также и всех других богатырей, убитых Мною в сраженье, рази, не колеблясь, сражайся, одолей соперников в битве!
Индуизм. Бхагавадгита 11. 26—34

Нанак, сидя в городе трупов, поет хвалу Господу, Провозглашая этот принцип:
Тот, кто взрастил это творение и вверг его во многие удовольствия,
Сидит в стороне, наблюдая за ним.
Свят Господь, свята Его справедливость;
Истинным будет приговор, Им произнесенный.
Когда ее одеяние будет разорвано в клочья,
Индия припомнит мое слово.
В 1578 они придут, в 1597 они уйдут —
Другой герой когда-нибудь родится.
Нанак произносит слово истины —
Истину он произносит, к истине взывает этот час.
Сикхизм. Ади-Грантх, Теланг М. 1

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Михея 5: 2

И вот сказал Иса, Сын Марйам: " О сына Исра'ила! Я — посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад". Когда же он пришел с ясными знамениями, то они сказали: " Это — явное колдовство! "
Ислам. Коран 61: 6

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...