Примерная тематика практических занятий
Практическое занятие №1 (4 часа). Тема: Факторы развития самостоятельной игровой деятельности дошкольников Основные понятия темы: игра, функции игры, структура игры, (игра) феномен культуры, развивающее значение игры, игровые формы обучения, ведущая деятельность, культура, виды игр. Вопросы для обсуждения: 1. Историческое происхождение игры. 2. Исследование феномена игры. 3. Теории игры. 4. Классификация игр. 5. Функции игры. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, защита рефератов, представление сообщений по теме занятия. Литература: Основная литература: 1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 2010. 2. Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столярова. – М., Просвещение, 2012. 3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – М., 2014. 4. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2004. 5. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. Дополнительная литература 1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992. 2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольника. – М., 1991. 3. Бабаева Т.И. В игре ребенок развивается, познает мир, общается // Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб: Детство-пресс, 2008. 4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990. 5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2004 6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб., 2004.
Задания для СРС: 1. Тезисно раскройте вопрос происхождения игры в истории общества, связь ее с трудом и искусством (используйте для ответа труды Г.В. Плеханова, К. Гросса, Й. Хёйзинга и Я.Корчака, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, Н К. Крупской, АС. Макаренко, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др. 2. Подготовьтесь к дискуссии «Традиционные и современные подходы к игре в психологии и педагогике». 3. Изучив соответствующую литературу подготовьте реферат на одну из предложенных тем: «Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры», «Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста», «Значение игры для разностороннего развития личности ребенка», «Место ребенка в игре как творца и субъекта его собственной деятельности», «Игра – как механизм влияния взрослого на мир ребенка-дошкольника», «Народные игры как важнейшее средство воспитания детей, развитие творческих потенций ребенка в компьютерных играх». Практическое занятие №2 ( 2 часа). Тема: Задачи развития игровой деятельности дошкольников по ФГОС ДО Основные понятия темы: игра, функции игры, структура игры, (игра) феномен культуры, развивающее значение игры, игровые формы обучения, ведущая деятельность, культура, виды игр. Вопросы для обсуждения: 1. Определение и сущность игры как явления в культуре. 2. История возникновения игры в человеческом обществе. 3. Теории возникновения игры. 4. Биологическая и социальная природа детской игры. 5. Классификация игр. Функции игры. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, работа с таблицами, защита реферата, представление эссе и сообщений. Литература: Основная литература: 1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 2010. 2. Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столярова. – М., Просвещение, 2012. 3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – М., 2014.
4. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2004. 5. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. Дополнительная литература 1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992. 2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольника. – М., 1991. 3. Бабаева Т.И. В игре ребенок развивается, познает мир, общается // Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб: Детство-пресс, 2008. 4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990. 5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2004 6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб., 2004. Задания для СРС: 1. Составьте таблицу - Разработка теории игры и методики руководства ею в детском саду
2. Дискуссия на тему «Связь игры с другими видами деятельности» с представлением эссе. 3. Подготовьте и защитите реферативное выступление с использованием средств мультимедиа «Классификация детских игр, общепринятая в дошкольной педагогике», причем каждый студент выбирает один из видов игры (Творческие игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные; игры с готовым содержанием и правилами: дидактические, подвижные, интеллектуально-развивающие; игры с готовым содержанием: дидактические (словесные, предметные, настольно-печатные) и подвижные (по происхождению: народные, авторские; по характеру организации: игры без распределения играющих, игры с распределением играющих на группы; по типу основного движения: игры с бегом, с прыжками, с лазанием, с метанием). 4. В виде сообщения раскройте вопрос – «Игра с правилами как один из видов традиционных игр (т.е. игр, передаваемых из поколения в поколение)»
5. Дайте основную характеристику игр с готовым содержанием и правилами и определите позицию педагога в дидактической игре. 6. В чем особенность методики проведения подвижных игр: сбор детей на игру; создание интереса к игре; объяснение игры; распределение ролей в игре; руководство ходом игры; варьирование и усложнение игры. Практическое занятие №3 (4часа). Тема: Требования ФГОС ДО к организации игрового пространства в ДОО Основные понятия темы: творческая игра, классификация (игр), сюжетно-ролевая игра, ознакомительная (игра), отобразительная (игра), сюжетно-отобразительная (игра), прямое руководство, косвенное руководство, метод комплексного руководства (творческой игрой). Вопросы для обсуждения 1. Особенности сюжетно-ролевой игры. Этапы ее развития. 2. Руководство воспитателем игрой детей раннего возраста 3. Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольника. 3. Формирование взаимоотношений детей в играх Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, представление микросообщения о сюжетно-ролевой игре по одному из источников литературы, работа с периодической печатью и др. Литература: Основная литература: 1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 2010. 2. Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столярова. – М., Просвещение, 2012. 3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – М., 2014. 4. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2004. 5. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. Дополнительная литература 1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992. 2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольника. – М., 1991. 3. Бабаева Т.И. В игре ребенок развивается, познает мир, общается // Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб: Детство-пресс, 2008.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990. 5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2004 6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб., 2004. Задания для СРС:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|