ПРИМЕР. Экспресс-диагностика игровой деятельности.
Ведущим методом экспресс-диагностики является наблюдение. Воспитатель осуществляет наблюдение за самостоятельными играми детей. Результаты наблюдения за поведением ребенка фиксируются при помощи диагностической карты (Приложение 1). Наблюдение за играми детей, организуется по следующим параметрам:
Любят ли дети играть? (стремление играть, увлеченность игрой, эмоциональный фон игры)
Какие сюжетно-ролевые и режиссерские игры являются любимыми у детей?
Достаточно ли детям времени, которое отводится для игры?
С какими игрушками дети любят играть больше всего?
Насколько продолжительны игры?
Насколько разнообразны сюжеты игр?
Есть ли у ребенка любимые роли? Как часто он обращается к ним? С чем связано частое обращение к этим ролям?
Есть ли в группе дети, которые постоянно играют вместе? С чем это связано? Какие отношения сложились между ними?
Есть ли группе дети, которые играют в одиночку? С чем это связано?
В чем заключаются индивидуальные проявления ребенка в игровой деятельности: любит сочинять сюжеты, любит разыгрывать роли, стремится быть организатором игр?
Данные наблюдения могут быть при необходимости дополнены диагностическими ситуациями. Диагностические ситуации создаются в том случае, если необходимые для регистрации проявления детей в игре не выявляются методом наблюдения. Диагностические ситуации носят проблемно-игровой характер, основанный на задачах образовательной программы. Диагностические ситуации включаются в педагогический процесс по мере решения задач развития игровой деятельности детей.
ПРИМЕР ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАРТЫ
ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ТВОРЧЕСКОЙ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ
МЛАДШАЯ ГРУППА
Условные обозначения:
|
|
|
«Критерий» не проявляется
|
| -
|
«Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво
|
| +
|
«Критерий» проявляется самостоятельно
|
| С
|
|
Критерии оценки
| ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ВОЗРАСТ РЕБЕНКА
|
| дата
| дата
| дата
| дата
| примечание
|
| Отражает в игре бытовые действия взрослых
|
|
|
|
|
|
| Отражает в игре сюжеты сказок, стихотворений
|
|
|
|
|
|
| Передаёт в игре цепочку взаимосвязанных действий с игрушками
|
|
|
|
|
|
| Использует предметные игровые действия
|
|
|
|
|
|
| Использует действия с предметами-заместителями
|
|
|
|
|
|
| Использует изобразительные игровые действия
|
|
|
|
|
|
| Использует ролевую речь, направленную на игрушки
|
|
|
|
|
|
| Проявляет эмоциональное отношение к игрушкам
|
|
|
|
|
|
| Связывает игровые действия с конкретным образом (как
мама, как доктор, как зайчик…)
|
|
|
|
|
|
Вступает в совместную со взрослым игру на основе действий с игрушками
|
|
|
|
|
|
Играет один (с игрушками)
|
|
|
|
|
|
Вступает во взаимодействие со сверстником на основе действий с игрушками
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.
Таблица 3
Содержание СРС
| Тема СРС
| Содержание заданий, выносимых на СРС
| Кол-во часов, отводимых на выполнение заданий
| Учебно-методическое обеспечение
|
1.
| Значение игры для развития личности дошкольника
| · Ознакомиться с теорией происхождения игры Г.В. Плеханова
· Охарактеризовать игру как феномен культуры
· Рассмотреть игру: как средство воспитания и развития, как метод и форму обучения, как форму организации жизни детей дошкольного возраста
| 10ч
| Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
|
2.
| Содержание и уровень развития игры на разных этапах дошкольного возраста
|
|
|
|
3.
| Факторы развития самостоятельной игровой деятельности дошкольников
|
|
|
|
4.
| Игровая деятельность современных дошкольников
|
|
|
|
5.
| Задачи развития игровой деятельности дошкольников по ФГОС ДО
|
|
|
|
6.
| Требования ФГОС ДО к организации игрового пространства в ДОО
|
|
|
|
7.
| Методика организации игровой деятельности младших дошкольников
|
|
|
|
8.
| Методика организации игровой деятельности детей 5-ого года жизни
|
|
|
|
9.
| Методика организации игровой деятельности старших дошкольников
| · Составить таблицу отличительных признаков игр с готовым содержанием и правилами.
· Познакомиться с книгой А.И. Сорокиной «Дидактические игры в детском саду»: составить схему видов словесных игр. разработать свой вариант словесной игры
· Выбрать 2 – 3 дидактические игры, определить их обучающие и игровые задачи. Продумать методику обучения этим играм детей определенной возрастной группы; предложить варианты усложнения.
· Составить таблицу методов и приемов руководства дидактической игрой детей дошкольного возраста
· Познакомиться с методикой проведения подвижных игр; знать содержание и правила 2-3-х подвижных игр.
| 10ч
| Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2004.
|
10.
| Моделирование режиссёрской игры и игры драматизации в детском саду
| · Составить таблицу отличительных признаков творческих игр
· Составить таблицу методов и приемов руководства сюжетно-ролевыми играми
· На основе одного из источников подготовить сообщение о значении сюжетно-ролевой игры; об этапах развития сюжетно-ролевой игры; о педагогических условиях развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.
| 10ч
| Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столярова. – М., Просвещение, 2012.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – М., 2014.
|
11.
| Моделирование дидактических игр для дошкольников
| · Выявить отличительные особенности режиссерской игры
· Назвать показатели детского творчества в театрализованной игре.
· Раскрыть проблему развития конструктивных умений как основы строительно-конструктивной игры (доклад)
· Составить опорную схему видов театрализованной игры и видов конструирования.
| 10ч
| Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2004.
|
12.
| Моделирование сюжетно- ролевых игр
| · Составить и записать рассказ о любимой игрушке своего детства.
· Сделать анализ современной игрушки, выделив положительные и отрицательные ее стороны.
· Подготовить реферативное выступление об организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах
· Подготовка к работе в малых группах: студенты делятся на группы (по 3-5 человек), каждая из которых дает анализирует ассортимент игрушек в одном из магазинов города с точки зрения их соответствия педагогическим требованиям. Далее на семинарском занятии представляет результаты своего анализ (возможно сопровождая мультимедийной презентацией), после чего педагог делается вывод и даются рекомендации родителям относительно ассортимента игрушек в конкретном магазине.
| 10ч
| Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – М., 2014.
Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2004.
|
|
|
| 50ч.
| Экзамен
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: