Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине




1. Мультимедийный проектор, экран.

2. Система беспроводной интернет-связи типа Wi-Fi.

3. Ноутбук.

4. Музыкальные инструменты.

Дополнительные материалы

Глоссарий

Авторитет – 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе; 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.

Авторитарное воспитание – педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле.

Адаптация (биологическая, социальная) - 1) (биологическая) совокупность особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определенных условиях среды; 2) (социальная) активное усвоение действующих в обществе норм и правил и овладение соответствующими формами и способами общения и деятельности

Аккредитация государственная – процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории) в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ.

Аккредитационные показатели – показатели, используемые для оценки воспитательной деятельности в соответствии а) с государственными образовательными стандартами (или заменяющими их требованиями государственных нормативных документов к подготовке выпускников); б) в соответствии с другими нормативными актами, устанавливающими требования к содержанию и результативности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы.

Активные методы обучения – 1) методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер; 2) методы, стимулирующие познавательную активность обучающегося и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях решения той или иной задачи.

Активизация словаря - система работы по переводу пассивного словаря в активный; закрепление в речи ребенка новых слов и выражений.

В

Вальдорфская педагогика – педагогическая система, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Методологические и дидактико-методические основы Вальдорфской педагогики разработал Р. Штайнер.

Вариативность образования - один из основополагающих принципов инаправление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования. Реализация идей В.о. осуществляется различными путями и способами: через создание более широкого многообразия образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий.

Взаимодействие (педагога и воспитанников) – процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие и саморазвитие.

Воспитание – 1) передача накопленного опыта от одного поколения к другому; 2) направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, подготовки к жизни; 3) процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных педагогических задач.

Воспитатель – лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Воспитатель – профессиональная роль и гражданская личностная позиция, реализуемая по отношению к другому человеку (людям).

Воспитатель ДОУ – педагогический работник дошкольного образовательного учреждения, который создает условия для организации жизнедеятельности воспитанников, их разностороннего развития.

Воспитательный процесс - целостная динамическая система, направленная на достижение взаимодействия взрослого и ребенка для развития личности последнего путем приобщения его к миру человеческой культуры.

Всестороннее развитие личности – идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям

Г

Гармоническое развитие личности – гуманистический идеал воспитания, соразмерное развитие физических и духовных сил человека, различных сторон и функций сознания, поведения, деятельности.

Гигиеническое воспитание – вид деятельности педагогических и медицинских работников в образовательном учреждении, который включает организацию и проведение целенаправленной и систематической работы по формированию культурно-гигиенических навыков у воспитанников.

Гражданское воспитание – процесс, направленный на формирование гражданственности как интегративного качества личности.

Гуманизация педагогического процесса – система мер, направленных на перестройку педагогической системы в соответствии с принципами гуманизма для создания максимально благоприятных условий полноценного развития ребенка.

Д

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Детская субкультура – 1) в широком смысле – все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми; 20 смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Деятельность ведущая – деятельность, которая в главном и основном определяет психическое развитие ребенка в определенный возрастной период, возникновение и формирование основных психологических новообразований.

Диагностика – 1) процедура выявления уровня готовности к какому-либо виду деятельности определенного содержания и уровня сложности; 2) процедура и совокупность способов проверки успешности усвоения учебного материала.

Дидактика – отрасль педагогической науки, изучающая теоретические основы образования в их наиболее общем виде.

Дидактические игры – игры, специально созданные или приспособленные для целей обучения. Впервые разработаны для детей дошкольного возраста немецким педагогом Ф. Фребелем.

Дидактические принципы – основополагающие требования к практической организации процесса обучения, обеспечивающие его результативность.

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте от рождения до поступления в школу.

Дошкольное образование – образование, получаемое воспитанниками в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – тп образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования различной направленности. Обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей.

Дошкольный возраста – этап психического развития ребенка. в современной отечественной периодизации развития – от 3 до 6 – 7 лет

З

Занятие (в ДОУ) – специально организованная форма обучения

Здоровье – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных ощущений.

Здоровьесберегающие технологии – комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей.

И

Игра – 1) вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности; 2) Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетентности и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка.

Игрушки – специально изготовленные предметы детских игр. И. – средство всестороннего воспитания детей, которое в скрытом виде содержит в себе исторически выработанные способы передачи культурного опыта предшествующих поколений.

Инновация педагогическая – внедрение новых идей, технологий в педагогическую отрасль; процесс создания, освоения и практической реализации педагогических научно-технических достижений.

К

Коллектив – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, совмесной деятельности.

Коллективизм – нравствпенный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности.

Компетентность – степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках круга вопросов (полномочий), соответствующих конкретной должности.

Компетентность ребенка дошкольного возраста – одна из базисных характеристик личности ребенка дошкольного возраста. Включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную компетентность

Компетенция – 1) круг полномочий, предоставляемых законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области; круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом.

Комплексная образовательная программа (для д/сада) – образовательная программа, которая определяет взаимосвязанное содержание по всем основным направлениям работы с дошкольниками в условиях д/сада на основе единой педагогической концепции

Комплексное сопровождение - система профессиональной деятельности коллектива педагогов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Концепция дошкольного воспитания – основополагающий документ, определяющий цели дошкольного воспитания через ориентацию на общечеловеческие ценности познания, переживания и преобразования; формулирующий принципы построения развивающей среды, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Концепция педагогическая – основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления, руководящая идея; определенный способ понимания, трактовки педагогических явлений.

Культура общения знания, навыки и умения строить свои взаимоотношения с другими в соответствии с гуманистическими нормами, выработанными обществом.

Культура профессиональная педагогическая – сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога

Л

Личность – 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Личностно ориентированное образование – образование, основной целью которого является становление духовных и интеллектуальных качеств личности.

Личностный подход в воспитании – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

М

Материнская школа – первая программа подготовки матерей к воспитанию и обучению детей, описанная в книге Я.А. Коменского.

Методика – 1) совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы; 2)отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребенка; тактика научного познания.

Методическая работа в ДОУ – часть системы непрерывного образования педагогического коллектива ДОУ. М, р. Ориентирована на достижение и поддержание высокого качества педагогического процесса.

Методические рекомендации – комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения, воспитания и развития.

Методология – учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.

Методы воспитания – научно обоснованные способы достижения воспитательной цели; совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

Методы обучения – способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие его от незнания к знанию, от неумения к умению.

Методы педагогического исследования - Пути, способы познания объективной реальности. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний.

Н

Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные.

Народная педагогика – совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и взрослыми.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта (в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями).

Нравственное воспитание – одна их форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственная культура – степень восприятия личностью культуры общества, уровень познания общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям.

Нравственное развитие - процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

Нравственные качества – постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанных состремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам.

Нравственные нормы – общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности.

Нравственные ценности – ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны.

Нравственные чувства – переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремления человека соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам.

О

 

Образование – 1) ведущий механизм присвоения социального опыта; процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества; 2) непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных видов; 3) процесс и результат обучения, выражаемый в объеме систематизированных знаний, умений, навыков, которыми овладел обучаемый.

Образовательная программа – документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности

Образовательная программа ДОУ – документ, определяющий специфику организации учебно-воспитательного процесса (содержания, формы) с учетом стандарта дошкольного образования.

Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения ЗУН в соответствии с целями и задачами образования и развития личности.

Образовательный стандарт - минимально гарантируемый уровень образования, получаемый в образовательном учреждении. О.С. определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки воспитанников; требования к уровню подготовки выпускников.

Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; совместная деятельность ребенка и взрослого, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры и способов действий с ними.

П

Педагогика – 1) это наука о воспитательных отношениях, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением направленных на развитие человека; 2) это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. П.п. представляет собой единство процесса обучения, воспитания и развития воспитуемых.

Преемственность – связьмежду явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когдановое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупностьдействия традиций.

Преемственность в обучении – связь между этапами в процессе обучения и развития. Связь, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития. Таким образом, преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.

Проблемное обучение – 1) это обучение, при котором усвоение содержания материала осуществляется в процессе решения специальных проблемных ситуаций. В нем сочетается систематическая поисковая деятельность детей с усвоением готовых выводов науки; 2) организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Р

Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории Р.о. были заложены Л.С. Выготским.

Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.

Режим дня - определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна и отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены.

С

Самовоспитание – 1) процесс самосовершенствования развития личности; 2) систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.

Свободное воспитание – 1) направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира; 2)это вариант демократического стиля воспитания, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей

Семейная педагогика – наука о воспитании детей в семье.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Сенсорное воспитание – это целенаправленный, специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурой человечества с целью развития ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Среда предметно-развивающая - Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности.

Среда развития ребенка – пространство жизнедеятельности ребенка; условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.

Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания).

Т

Техника педагогическая – совокупность приемов и средств, направленная на четкую и эффективную организацию занятий с детьми.

Технические средства обучения – технические устройства, специально используемые в педагогическом процессе и самообразовании для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения.

Технология обучения – система учебно-воспитательных, организационно-методических, материально-технических и иных воздействий на процесс обучения, позволяющая создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала обучаемых.

У

Умственное воспитание – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирования мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыках.

Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий.

Устав образовательного учреждения – документ государственного образца, определяющий правовое положение образовательного учреждения.

 

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. на 17 июля 2009 г.); от 13.01.1996 №12-ФЗ (с доп. и изм.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ (с доп.и изм.) (в ред. на 02 августа 2009 г.);

2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71, изм. от 10.02.2009 № 18-ФЗ;

3. Устав АГПА

4. Порядок использования дистанционных образовательных технологий: приложение к приказу Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137. Зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2005 г. рег., № 6862;

5. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: письмо Минобразования России от 27 ноября 2002 г. № 14-55-996ин/15;

6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) подготовки бакалавров и магистров по соответствующему направлению, утвержденные Минобразованием России;

7. О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов. Письмо Минобразования РФ от 19.05.2000 г. №14-52-357нн/13;

8. Примерные основные образовательные программы (ПрООП ВПО) по направлениям подготовки/специальностям (носят рекомендательный характер);

9. Проектирование основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО Методические рекомендации для руководителей и актива УМО вузов – М.: 2009;

10. Нормативно-методические документы Минобрнауки РФ;

11. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак) (о содержании учебно-методического комплекса).

12. Рабочие учебные планы по соответствующим направлениям подготовки, утвержденные ректором АГПА.

13. Примерное положение о кафедре АГПА.

14. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004;

15. ГОСТ Р 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Текст]. – Введ. 2002-07-01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...