7.1. Выручка, прибыль и рентабельность предприятия
В условия рыночной экономики получение прибыли является основной целью деятельности машиностроительного предприятия. Валовая выручка – полная сумма денежных поступлений от реализации продукции, работ или услуг. При стабильных ценах рост этого показателя свидетельствует о росте объема производства. В условиях инфляции увеличение выручки может происходить при снижении уровня производства. Чистая выручка от реализациипродукции (услуг) – это валовая выручка за вычетом НДС, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Моментом реализации считают отгрузку продукции покупателю и предъявление ему расчетных документов. Однако иногда реализация считается свершенной только при поступлении денег на счет продавца в банке либо в его кассу. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. 1. Прибыль от реализации товарной продукции (95-97% валовой прибыли); 2. Прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т. е. прибыль (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств и др., находящихся на балансе предприятия. 3. Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. 4. Внереализационные доходы и расходы (доходы от долевого участия в деятельности других фирм, от сдачи имущества в аренду, полученные и уплаченные экономические санкции и т. д. ). Валовая прибыль от реализации – это выручка за вычетом затрат, обусловленных производством реализованной продукции. Валовая прибыль от реализации характеризует эффективность производственной деятельности фирмы. Операционная прибыль (прибыль от продаж, прибыль от основной деятельности) – это валовая прибыль за вычетом расходов по управлению и сбыту продукции. Операционная прибыль позволяет оценить эффективность расходов по управлению и сбыту продукции.
Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) – это часть операционной прибыли, остающаяся после уплаты процентных платежей за кредиты и займы. Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся у фирмы после уплаты налогов. Часть чистой прибыли идет на выплату дивидендов акционерам, а часть остается на предприятии ( нераспределенная прибыль ) и может быть реинвестирована в производство. Чистая прибыль является важнейшим показателем деятельности предприятия и его стабильности. Факторы, влияющие на уровень прибыли: - изменение объема производства и реализации продукции; - изменение уровня себестоимости продукции; - применяемые цены; - изменения в структуре производимой продукции; - производительность труда. Схема формирования прибыли представлена на рисунке 5. Рис. 5. Формирование показателей прибыли Рентабельность – один из основных показателей эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли предприятия к производственным фондам или текущим затратам, благодаря которым была получена прибыль: где П – прибыль; – среднегодовая стоимость производственных фондов. Существуют определенные показатели рентабельности. Рентабельность продукции – это отношение прибыли от реализации продукции (Преал. ) к ее полной себестоимости (С):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|