в) Интеграция предприятий.. XII. VIII. Социалистическое общество.
в) Интеграция предприятий.
В общественном разделении труда одни предприятия получают от других необходимые средства производства – материалы и орудия. Эта форма взаимной связи предприятий имеет свои неудобства для предпринимателей: она порождает борьбу, и нередко ожесточённую, между предприятиями, находящимися в подобных отношениях. Если прядильные фабрики повышают цену на пряжу, а ткацкие не имеют возможности соответственно повысить цены на ткани, то фабриканты тканей терпят убытки и могут добиться прежних цен на материалы путём борьбы с прядильщиками, путём сокращения производства. Отсюда возникает новая тенденция в промышленности. Если прежде преобладающее стремление к развитию техники вызвало крайнюю специализацию предприятий, сужение поля их деятельности, то теперь на место этой специализации выступает мало-по-малу расширение сферы производства отдельных предприятий. Капиталист стремится организовать в собственном предприятии производство тех материалов и орудий, которые в нём требуются; таким путём он достигает наименьшей зависимости от других предпринимателей. Само собой разумеется, что такая интеграция предприятий – объединение общественно разделённых, взаимно необходимых производств – по силам только наиболее крупным капиталам; в наибольшей мере это могут осуществить большие акционерные общества и тресты. Интеграция предприятий есть процесс, во многом аналогичный процессу образования картелей, но захватывающий другую сторону предприятий. Эти две тенденции взаимно дополняют друг друга; но, и взятые вместе, они не в силах существенно преобразовать строение капиталистического общества, тем более, что в его пределах не могут идти до конца.
Это преобразование в силах осуществить только развитие рабочего движения.
XII. VIII. Социалистическое общество.
Эпоха промышленного капитализма ещё далеко не завершилась; но неустойчивость её отношений уже выяснилась вполне. Выяснились и коренные противоречия этого строя, которые всё глубже его подрывают, – и силы развития, которые создают основы для иного строя. Наметилось, в главных чертах, направление, по которому идёт и это разрушение, и это развитие. Таким образом, уже теперь можно сделать выводы о том, каков будет новый строй, в чём его основные различия от нынешнего. Может показаться, что наука не имеет права говорить о том, что ещё не наступило, и чему не было точного примера в прошлом. Такая мысль очень ошибочна. Наука существует именно для того, чтобы предвидеть. Чему не было ещё точного примера, того она не может, разумеется, предвидеть вполне точно. Но если в общем известно, то, что есть, и известно, в какую сторону оно изменяется, то наука должна сделать вывод о том, что из этого получится. Она должна сделать это вывод для того, чтобы люди в своих действиях могли с ним сообразоваться, чтобы они не тратили бесплодно свои силы, действуя вопреки будущему, задерживая развитие новых форм, – но чтобы они могли сознательно работать для ускорения и облегчения этого развития. Выводы общественной науки о будущем строе не могут быть вполне точными, благодаря тому, что громадная сложность общественных явлений не позволяет в наше время охватывать их во всей полноте, со всеми частностями, но только – в общих чертах. Поэтому и картина нового строя может быть дана только в ещё более общих чертах. Но они-то и являются наиболее важными чертами, особенно для человека наших дней. При современном состоянии науки не только нельзя установить, хотя бы приблизительно, время коренного изменения общественных форм и замены их новыми, но даже самый переход к этим новым формам приходится принимать условно: новый, высший строй явится в том случае, если общество будет идти вперёд в своём развитии, как шло вперёд до сих пор. История древнего мира показывает, что человеческие общества могут иногда идти назад, приходит в упадок, разлагаться; история первобытного человечества, а также некоторых замкнутых восточных обществ говорит о возможности долгого застоя. Но для застоя или деградации нужны достаточные причины; в жизни современного общества их указать нельзя. Стать застойным оно не может при массе внутренних противоречий, при порождаемом ими стремительном ходе жизни. Вызвать коренную деградацию эти противоречия могли бы только в том случае, если бы налицо не имелось достаточных сил и элементов для развития; но они имеются, и до сих пор те же общественные противоречия развивали их и умножали. Производительные силы общества непрерывно растут, растёт и организуется громадный класс общества, стремящийся осуществить новые формы. Поэтому нет никаких серьёзных данных, чтобы ожидать обратного движения, деградации общества; неизмеримо больше оснований думать, что оно продолжит свой путь и создаст новые формы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|