Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Распределение.. 4. Общественная психология.




3. Распределение.

 

       Распределение представляет, вообще, необходимую часть производственной системы, и в своей организации всецело от неё зависит. Планомерная организация производства предполагает такую же организацию распределения. Верховным организатором и здесь и там является само общество, как целое: оно распределяет труд, оно соответственно этому распределяет и продукты труда. Это прямая противоположность тому анархичному, неорганизованному распределению, которое выражается в обмене и частной собственности, которое протекает на почве конкуренции и грубой борьбы интересов.

       Принцип распределения прямо вытекает из основ организации сотрудничества. Если система производства организованна так, что должна обеспечить каждому члену общества полное и всестороннее развитие сил и целесообразное их применение на пользу всех, то система распределения должна давать ему все средства потребления, какие ему необходимы и для этого развития сил, и для их применения. Приблизительно эта мысль, только неполно и неточно, выражается в обычной так назыв. Коммунистической формуле распределения труда и продукта: от каждого по его силам, каждому по его потребностям.

       Общественная организация производства и распределения предполагает, конечно, и общественную собственность и на средства производства, и точно также на предметы потребления, созданные общественным трудом, – вплоть до момента передачи их обществом отдельным лицам для потребления. Там, в области потребления, которое по существу индивидуально, начинается «индивидуальная собственность». Она, конечно, не имеет ничего общего с капиталистической частной собственностью, которая прежде всего есть собственность частных лиц на средства производства, и не заключает в себе права работников на средства потребления.

 

Сложность новой организации распределения, очевидно, должна быть громадна, и требует такого развития статистического и осведомляющего аппарата, до какого нашей эпохе ещё очень далеко. Однако, уже в наше время складываются, в самых различных областях экономической жизни, различные элементы, которые должны послужить материалом для подобного аппарата в сфере банковского и кредитного дела – агентуры и комитеты экспертов для выяснения положения рынков, организация биржевая и т. под.; в сфере рабочего движения – организация союзных касс взаимопомощи, потребительных обществ; далее, сюда же относится организация государственного страхования и т. д. Но все эти элементы должны существенно преобразиться, чтобы войти в будущую систему распределения, потому что теперь они всецело приспособлены к анархической системе капитализма и подчинены её формулам. Это скорее разбросанные зародышевые прообразы будущей единой и стройной системы распределения.

 

       Итак, общественно-организованное распределение на основе общественной собственности на все средства производства – такова третья характеристика после-капиталистического строя.

 

4. Общественная психология.

 

 

       Основным строением новой общественной организации определяется первая черта общественной психологии, выступающей в её рамках: высшая степень социальности. Трудовая сплочённость великой семьи человечества и коренная однородность развития людей должны создать такую степень взаимного сочувствия и взаимного понимания людей, на которую слабым указанием является только современная солидарность сознательных и борющихся элементов рабочего класса – представителя будущего общества в настоящем. Человек, воспитанный эпохой ожесточённой конкуренции, беспощадной экономической вражды людей, групп и классов, не в силах даже представить себе того высшего развития товарищеской связи людей, которое органически вытекает из новых трудовых отношений.

       Из реальной власти общества над природой внешней и над своей собственной природой вытекает другая черта психологии нового мира – это отсутствие всякого фетишизма, чистота и ясность познания, освобождённого от идолов мистики и призраков метафизики. Исчезают последние следы фетишизма натурального, отражающего окончательно низвергнутое господства над человеком внешней природы; разрушается и искореняется до конца фетишизм социальный, отражающий господство над человеком стихийных сил общественной природы, власть рынка и конкуренции. Сознательно и планомерно организуя свою борьбу со стихиями природы и свои собственные отношения в этой борьбе, общественный человек не нуждается в кумирах, воплощающих чувство беспомощности перед непреодолимыми силами окружающего мира; непознанное для него перестаёт быть непознаваемым, потому что процесс познания, организованный планомерно на почве организованного труда, сопровождается сознанием силы, чувством победы, потому что в жизненном опыте человека нет больше области, окружённой несокрушимою стеною тайны.

       Как результат соединения обеих указанных черт общественной психологии выступает третья черта – прогрессивное устранение принудительных норм и, вообще, элементов принуждения в общественной жизни.

       Жизненное значение всяких принудительных норм – обычая, права, нравственности – заключается в том, что они регулируют жизненные противоречия между людьми, группами, классами. Протвиоречия же эти сводятся к борьбе, конкуренции, вражде, насилию, и вытекают из неорганизованности, анархичности общественного целого. Принудительные норму, которые, частью стихийно, частью сознательно, вырабатывает общество в борьбе с этой неорганизованность и этими противоречиями, становится для людей внешней силой, которой они подчиняются; и в качестве такой внешней силы, стоящей над человеком, нормы эти становятся фетишами, т. е. Извращённо представляются людям, как что-то высшее, требующее поклонения или почитания. Без этого фетишизма принудительные норму не имели бы той власти над людьми, какая необходима, чтобы сдерживать жизненные противоречия. Натуральный фетишист приписывает власть, праву, нравственности происхождение от богов, фетишист менового общества или метафизик – происхождение из самой «сущности вещей». То и другое означает – высшее происхождение, абсолютное значение. Веруя в такой высший и абсолютный характер норм, фетишист с преданностью раба подчиняется им и поддерживает их.

       Когда общество перестаёт быть анархичным и складывается в гармоничные формы стройной организации, тогда жизненные противоречия в его среде перестают быть основным и постоянным явлением, но только – частным и случайным. Принудительные же норму суть своего рода «законы» в том смысле, что они должны регулировать явления повторяющиеся, вытекающие из самого строения общества; очевидно, при новом строе они утрачивают свой смысл. Случайные же и частные противоречия, при высоком развитии социального чувства и при таком же высоком развитии познания, легко преодолеваются людьми и без специальных «законов», принудительно проводимых «властью». Напр., если душевно-больной причиняет опасность и вред другим людям, то не требуется особых «законов» и органов «власти», чтобы устранить такое противоречие, но достаточно указаний науки, чтобы целесообразно лечить человека, и социального чувства окружающих людей, чтобы, препятствуя проявлениям насилия с его стороны, причинять ему также как можно меньше насилия.

       Смысл принудительных норм в обществе высшего типа теряется тем более, что с исчезновением социального фетишизма, с ними связанного, они теряют и свою «высшую» силу.

 

Ошибочно думают те, кто полагают, что в новом обществе должно сохраниться «государственное устройство», т. е. Правовая организация, потому что необходимы некоторые принудительные законы, напр., закон о том, чтобы каждый по стольку-то часов в день работал для общества Всякое государственное устройство есть организация классового господства, и оно невозможно там, где нет классов. Что касается распределения труда в обществе, то оно при новом строе гарантируется, с одной стороны, указаниями науки и её выразителей, технических организаторов труда, действующих только именем науки, но не именем власти, с другой стороны – силой социального чувства, связывающего людей в одну трудовую семью искренним стремлением сделать всё для блага всех.

  Только в переходном периоде, когда ещё сохраняются остатки классовых противоречий прошлого, мыслима государственная форма и для нового общества – «государство будущего». Но и это государство есть также организация классового господства, только – господства пролетариата, класса, уничтожающего разделение общества на классы, а с этим разделением устраняющего затем и государственную форму общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...