Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Силы развития.




5. Силы развития.

           Новое общество основано не на меновом, а на натуральном хозяйстве. Между производством и потреблением продуктов не стоит рынок, покупка и продажа, – но только сознательно и планомерно организованное распределение.

       Новое натуральное хозяйство отличает от старого, – напр., первобытно-коммунистического, – тем, что оно охватывает собою не большую или маленькую общину, но – целое общество из сотен миллионов людей, а затем – всё человечество.

       В обществах с меновым хозяйством силы развития – «относительное перенаселение», конкуренция, – классовая борьба, т. е. В сущности внутренние противоречия общественной жизни. В обществах натурально-хозяйственных, рассмотренных нами выше – родовых, феодальных и т. под. – эти силы сводятся к «абсолютному перенаселению», т. е. к внешнему противоречию, к противоречию между обществом и природой, между возникающим из размножения ростом потребности в средствах жизни и суммой этих средств, которую при данных способах труда доставляет природа.

       В новом натурально-хозяйственном обществе силы развития лежать опять во внешнем противоречии – общества и природы, в самом процессе борьбы общества с природой. Здесь не требуется медленно действующей силы чрезмерного размножения, чтобы человек совершенствовал далее свой труд и своё познание: потребности человечества растут в самом процессе труда и опыта, каждая новая победа над природой и её тайнами ставит новые задачи и загадки в высоко-организованной, гармоничной, чуткой ко всякому пробелу и противоречию психике нового человека. Власть над природой означает постоянное накопление энергии общества, усвояемой им из внешней природы. Накопляемая энергия ищет исхода и находит его в творчестве, в создании новых форм труда и познания.

Правда, не всегда накопление энергии ведёт к творчеству – оно может вести и к вырождению. Паразитические классы современного и прежних обществ, накопляя энергию за счёт труда других людей, ищут её исхода не в творчестве, а в разврате, извращениях, в утончённостях потребления; и это ведёт к ослаблению психики, к упадку класса. – но таковы только паразиты; они живут не в сфере общественно-полезного труда, а почти исключительно в сфере потребления; естественно, что в этой сфере они и ищут новых форм жизни – и находят их в утончённостях и извращениях. – таких паразитов новое общество не знает; в нём все – трудящиеся, и в сфере труда они удовлетворяют жажду творчества, вытекающую из избытка энергии. Они совершенствуют технику и познание, – а стало быть и собственную природу.

       Новые силы развития, рождающиеся из трудового опыта людей, действуют тем сильнее и быстрее, чем шире, сложнее, разносторонне этот опыт. Поэтому в новом обществе, с его колоссальной широтой и сложностью системы труда, с его громадной связностью, сближающей и объединяющей опыт самых различных (при одинаковом уровне развития) человеческих личностей, эти силы развития должны создать такой стремительный прогресс, о котором мы не можем даже составить себе точного понятия. Гармоничный прогресс будущего общества неизмеримо интенсивнее, чем полустихийный, колеблющийся среди противоречий прогресс нашей эпохи.

Все экономические препятствия к развитию устранены в новой общественной системе. Так, распространение машин, которое в капиталистическом обществе находит границу в прибыльности машин, там зависит всецело от их производительности. А мы уже видели, что машина, очень полезная для сбережения труда, часто является весьма невыгодной с точки зрения капиталистической прибыли (см. главу о распространении машин).

Итак, высшая мыслимая для нас ступень власти над природой, организованности, социальности, свободы прогрессивности – такова общая характеристика нового, социалистического строя.

тут непонятно. в оригинале стоит Ять, но возможно хотели поставить твёрдый знак. Логично звучит " как они должны отзываться на ход этих изменений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...