Тезис 5.Основные дидактические понятия и отношения
Тезис 5. Основные дидактические понятия и отношения Основная роль отводится таким философским категориям как «сущность и явление», «общее и единичное», «связь», «противоречие». Общенаучными понятиями дидактики высшей школы являются: «структура», «система», «элемент», «функция». Общие понятия педагогики, которыми оперирует дидактика: «образование», «воспитание», «педагогическое сознание и деятельность». Специфическими дидактическими понятиями являются: «преподавание», «обучение», «процесс обучения», «учение», «учебный предмет», «метод обучения», «содержание образования», «профессиограмма», «модель компетенций специалиста». Основными отношениями, которые изучает дидактика высшей школы, есть дидактические отношения в системе «преподаватель - студент». Не менее важны отношения системы «студент - изучаемый материал», поскольку определяют специфику образовательного учреждения и подчеркивают важность процесса учения и самообучения студентов. А отношения «преподаватель - изучаемый материал» связывают с планированием процесса обучения, отбором материала. Возрастание роли предметно - профессиональной направленности обучения способствовало выявлению и учету интересов и склонностей обучающихся. Как отмечает С. Д. Смирнов, основной тенденцией развития современной высшей школы является движение от деятельностно - центрированной педагогики к педагогике личностно - ориентированной (или от деятельности к личности), а главной тенденцией развития системы образования в XIX – начала XX в. являлось движение от созерцания к деятельности, причем не безличной, а с ориентацией на индивидуальность. В ХХI веке характер обучения определяется «субъект-субъектной парадигмой».
Письменная словарная работа. Субъект – это. Субъектная парадигма в обучении – это; Д. Смирнов. Тезис 6. Научный аппарат дидактики высшей школы Объектом дидактики высшей школы является учебный процесс в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Поскольку современный этап развития человечества требует непрерывного образования человека на протяжении жизни, а высшее профессиональное образование становится доступным для каждого, зона действия дидактики значительно расширяется и охватывает проблемы также обучение людей зрелого возраста (от 17 лет и старше). Предметом дидактики высшей школы является определение цели и задач обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, определение содержания образования, выявления закономерностей процесса обучения, обоснование принципов и правил обучения, разработка форм, методов и приемов обучения, определение материальных средств обучения в высшей школе. В работах исследователей отмечается, что система высшего профессионального образования вступает в новую стадию своего функционирования, так как происходит переход от подготовки специалиста к образованию человека и формированию личности. Это требует разработки и реального воплощения на практике новой парадигмы личностно - ориентированного образования. В качестве концептуального принципа этой парадигмы в педагогике высшей школы выделяется идея о приоритете в системе высшего профессионального образования интересов личности, что возможнопосредством решения следующих дидактических задач: - гармонизацией отношения человека с природой через освоение современной научной картины мира; - стимулированием интеллектуального развития и обогащения мышления через освоение современных методов научного познания;
- успешной социализацией человека через его погружение в существующую культурную, в том числе и техногенную и компьютеризированную, среду; - научением человека жить в условиях насыщенной и активной информационной среды, создавать предпосылки и условия для непрерывного самообразования; - реализацией потребности в новом уровне научной грамотности, учитывающем интегративные тенденции развития науки и техники, созданием условий для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности. Перед современным высшим профессиональным образованием стоит задача учить студентов мыслить и действовать методами, категориями науки, видеть свою область знаний и профессиональную деятельность глазами исследователя, т. е. усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной. Личностно-ориентированная парадигма образования предполагает субъектную позицию обучающегося, которая, в свою очередь, реализуется в " диалогизированном" процессе профессионального обучения. Вместе с тем существующая система высшего профессионального образования не может в полной мере обеспечить субъектную позицию обучающихся в силу доминирования формально - знаниевой ориентации, направленной на формирование узко специализированного выпускника. Личность в образовании, как и в обществе в целом, пока еще выполняет роль средства. Субъектность, смыслотворчество, критичность и другие, собственно личностные качества пока еще не рассматриваются как самоценность. Многие авторы подчеркивают, что вместо абстрактно - функциональных " целей - готовностей" (к труду, семейной жизни, самообразованию и т. п. ) необходимо положить в основу интегральные ориентиры, выражающие непреходящие общечеловеческие свойства индивида, – ответственность за свои поступки, оптимизм и жизнелюбие, уважительное отношение к старшим и стремление помочь младшим, творческий подход к делу, умение преодолеть себя и достичь цели, способность слушать чужое мнение и смело выражать свое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|