Тезис 4.Мотивы учебной деятельности
Тезис 4. Мотивы учебной деятельности Они могут быть внешними или внутренними. Побудителями учебной деятельности являются внешние стимулы (поощрение, награда, наказание). Если же обучающийся относится к учебной деятельности как к своей основной цели, то говорят о наличии у него внутренних мотивов (интерес, любознательность, стремление к знаниям). Тезис 5. Группы мотивов учебной деятельности: - учебно - познавательные. Связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. - социальные, стремление получить знания, чтобы быть полезным обществу, понимание необходимости учиться, чувство ответственности, желание хорошо подготовиться к будущей профессии. Дидактика высшей школы определяет учебную деятельность как совместную деятельность преподавателя и обучающегося, в которой один из ее участников приобретает опыт, а другие создают благоприятные условия для этого. Учебная деятельность в высшей школе имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов: - учебные задачи как определенное учебное задание. - учебные действия, направленные на решение задач; - контроль как соотношение действия и его результата с заданными образцами; - по мере овладения контролем у обучающихся развивается самоконтроль. - оценка как фиксация качества результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы. Тезис 6. Система «преподавание – учение» Преподавание. представляет собой деятельность, включающую организацию учебно - познавательной деятельности обучающихся, передачу информации, оказание помощи при затруднениях в процессе обучения, стимулирование самостоятельности и творчества обучающихся учащихся, оценку им присущих учебных достижений.
Учение представляет собой деятельность обучающегося, подразумевающую усвоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков, самостоятельный поиск и решение учебных задач, осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей, процессов и явлений окружающего мира. Преподавание и учение проявляются в процессе обучения. Специфика современного обучения заключается в последовательной и целенаправленной активности самих обучающихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). Тезис 7. Самостоятельная работа Самостоятельная работа рассматривается как высший вид учебной деятельности, представляет собой целенаправленную, внутренне мотивированную деятельность. Выполнение самостоятельной работы требует высокого уровня развития самосознания, рефлексии, самодисциплины Дидактика высшей школы отмечает, что способность к самостоятельной работе эффективно формируется только у обучающихся с позитивной учебной мотивацией и положительным отношением к учебной деятельности. Словарная работа. Самостоятельная работа – это. Тезис 8. Приемы формирования положительного отношения к учению К таким приемам относятся: - приемы культуры чтения и культуры слушания, приемы краткой и наиболее рациональной записи (составление планов, аннотаций, написание тезисов, рецензий, рефератов); - приемы запоминания (структурирование учебного материала, опора на образную и слуховую память); - приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы.
- приемы поиска дополнительной информации (работа со справочниками, каталогами, словарями). - приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарским, лабораторным и практическим занятиям; - приемы рациональной организации времени, чередования труда и отдыха, общие правила гигиены труда (режим, прогулки, порядок на рабочем месте), Тезис 9. Личностно - деятельностный подход в обучении Личностно - деятельностный подход, предполагает организацию преподавателем управления учебной деятельности самими обучающимися, означает переориентацию процесса обучения на постановку и решение самими обучающимися конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и т. д. ). Учебная деятельность в образовательном учреждении направлена на формирование у обучающихся научного мировоззрения, системы современных профессиональных знаний, развитие творческих способностей. Эти задачи решаются в процессе обучения. Тезис 10. Учебный процесс в высшем образовательном учреждении Учебный процесс включает в себя следующие элементы: - лекции; - лабораторные занятия; - семинарские занятия; - практические занятия; - учебная практика; - производственная практика. Среди многочисленных форм учебной работы в образовательном учреждении важнейшая роль отводится лекции. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу обучающихся в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме. Семинарские занятия предназначены для глубокого изучения содержания учебной дисциплины. В течение семестра по отдельным дисциплинам проводятся контрольные работы, устные опросы, коллоквиумы. В конце семестра студенты сдают зачеты и экзамены, а по окончании полного курса - защищают дипломные работы в государственных экзаменационных комиссиях и сдают государственные экзамены. Резюме Таким образом, формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучающегося.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|