Тезис 11. Взаимодействие субъектов и объектов педагогической деятельности в высшей школе.
Тезис 11. Взаимодействие субъектов и объектов педагогической деятельности в высшей школе. Одна из основных задач преподавателей на всех этапах формирования личности (студента) – помочь ему найти себя, активно включиться во все сферы жизни и деятельности учебной группы, сформировать активную гражданскую позицию. Наряду с этим субъект воздействия – преподаватель в ходе взаимодействия со студентами не только учит и воспитывает их, но и сам воспитывается, учится, приобретает новые качества, совершенствует свое педагогическое мастерство. Тезис 12. Принципы целостного педагогического процесса. 1. Принципы организации целостного педагогического процесса: - гуманистическая направленность педагогического процесса. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательной работы в высшей школе задачам формирования всесторонне развитой личности будущего специалиста; - научность - приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, опытом, накопленным мировой цивилизацией, проявляется, прежде всего, при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Принцип научности имеет отношение к методам педагогической деятельности и деятельности студентов; - единство знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, сообразно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. 2. Принципы управления деятельностью студентов в целостном педагогическом процессе: - сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности студентов. В организации деятельности студентов преподаватель играет ведущую роль. Его педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать активность, самостоятельность студентов;
- уважение к личности студента в сочетании с разумной требовательностью. Оно вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности студентов. Уважение и требовательность взаимосвязаны как сущность и явление; - опора на положительное у студента, на сильные стороны его личности; - согласованность требований высшей школы и общественности; - доступность и посильность обучения и воспитания студентов. Их познавательная деятельность должна строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье; - учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов при организации их деятельности; - прочность и действенность результатов образования, воспитания, психологической подготовки и личностного развития. Тезис 13. Функции целостного педагогического процесса. 1. Образовательная функция педагогического процесса заключается в формировании у студентов системы научных, технических, специальных, технологических, производственных, непосредственно профессиональных знаний, умений применять знания для решения учебных и производственных заданий как репродуктивного, так и творческого характера; 2. Воспитательная функция педагогического процессазаключается в формировании гуманистического и демократического мировоззрения, высоких моральных качеств, национального самосознания, личностных черт гражданина. Особое место в системе высшей школы занимают задачи профессионального воспитания: воспитание уважения к выбранной профессии, к труду, достоинства специалиста - профессионала высокого уровня, развития творческого потенциала и т. д.;
3. Развивающая функция педагогического процессав образовательных учреждениях высшего профессионального образования реализуется путем развития у студентов творческого, продуктивного мышления, в частности активизации мыслительных операций анализа, синтеза, сопоставления, обобщения, классификаций и т. д., развития познавательной активности и самостоятельности, формирования потребности в познании, творческом поиске, самосовершенствовании и самообразовании, развитие разнообразных психологических и физических качеств студентов, формирование культуры труда, учебы, отдыха и т. д. Тезис 14. Подготовка обучающихся в целостном педагогическом процессе. Педагогический процесс высшей школы включает профессионально - теоретическую и профессионально - практическую подготовку. Профессионально - теоретическая подготовка предусматривает овладение совокупностьюзнаний, которые должны стать частью опыта профессионально - трудовой и научной деятельности, их усвоения обеспечит эффективность выполнения рабочих функций. Профессионально - теоретическая подготовка обеспечивает не только получение новых знаний, но и формирует отношение к профессии и производства, а также к элементам творческой деятельности. Содержание профессионально-технической подготовки будущих специалистов определяется конкретной профессии, специальности. Теоретическое обучение в учреждениях образования охватывает естественно - математическую, гуманитарную, общетехническую и профессионально - теоретическую подготовку и реализуется путем проведения различных учебных занятий. Профессионально - практическая подготовкаявляется частью педагогического процесса. Она имеет целью приобретение части профессионально - трудового опыта, воплощается в практических действиях - сущности профессии (специальности). Следовательно, профессионально-практическая подготовка способствует формированию у будущих специалистов профессиональных умений и навыков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|