1. Обоснуйте факторы, которые характеризуют целостность педагогического процесса высшей школы.
1. Обоснуйте факторы, которые характеризуют целостность педагогического процесса высшей школы. 2. Отобразите предмет, объект, цели, задачи, функции и принципы целостного педагогического процесса в ГОУ ВПО " ДонАУ и ГС при Главе ДНР" ». Возможны и другие темы индивидуальных домашних заданий по тексту лекции на собственный выбор обучающегося. 2. Написать терминологический словарь по тексту лекции. 3. Подготовиться к устному самоконтролю (ответь сам себе): 1. Структурные компоненты педагогического процесса в высшей школе. 2. Внутренняя сила педагогического процесса. 3. Педагогический процесс как система. 4. Аспекты целостности педагогического процесса высшей школы. 5. Педагогическое взаимодействие как закономерность целостного педагогического процесса. 4. Дискуссия. 5. Творческий уровень работы: 1. Темы индивидуальных творческих домашних заданий по тексту лекции выполняются письменно (на выбор в виде реферата, доклада, сообщения, эссе) по интересной обучающемуся теме. Лекция 1. 2. Педагогический процесс в высшей школе – 2 часа План лекции 1. Понятие о педагогическом процессе в высшей школе. 2. Педагогический процесс как целостное явление. 1. Понятие о педагогическом процессе в высшей школе . Тезис 1. Педагогический процесс в высшей школе Педагогический процесс как центральная категория педагогики высшей школы, в литературе имеет много трактовок. Однако, по своей сути, педагогический процесс - это внутренне логично связанная совокупность процессов, которые в своей многогранности и сложности трансформируют опыт человечества, его знания, ценности, достижения в личностные качества, установки и черты студентов, а также их образованность и идейность, культуру и способности, привычки и характер.
Педагогический процесс в высшей школе рассматривается как целенаправленная, мотивированная, целесообразно организованная и содержательно насыщенная система взаимодействия субъектов (преподаватели) и объектов (студенты) учебно-воспитательного процесса по подготовке их к профессиональной деятельности и общественной жизни. Основными структурными компонентами педагогического процесса в высшей школе являются: цель педагогического процесса, субъекты и объекты системы, задачи, содержательная составляющая (обучение, воспитание, самообразование, профессиональная подготовка, развитие), организационная структура, педагогическая деятельность, а также результат. Педагогический процесс реализует заказ общества на подготовку специалистов, что выражено в его общей цели. В педагогическом процессе высшей школы, как системе, воедино слиты процессы развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Письменная работа со словарем. Процесс воспитания – это. Процесс обучения – это. Процесс развития – эт о. Тезис 2. Задачи педагогического процесса в высшей школе Основные задачи педагогического процесса в высшей школе следующие: - подготовка студентов к общественно полезной деятельности; - целенаправленное формирование личности гражданина, глубоко преданного своему народу, который имеет высокие моральные и гражданские качества; - обеспечение студентов такой системой профессиональных знаний, навыков и умений, которые способствовали бы эффективной практической деятельности в определенной области;
- обеспечение целенаправленного развития духовности, интеллектуальных, физических и моральных качеств каждого студента Задачи педагогического процесса определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъектов и объектов сложной системы. Субъекты педагогического процесса - те, кто влияет на студентов, чтобы они овладевали знаниями, умениями и навыками. Объекты педагогического процесса – сами студенты. Особенности задач педагогического процесса в том, что они определяют взаимную связь воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования) и развития. Например, воспитание во взаимодействии с обучением и развитием должно формировать студента как гражданина, патриота, обладающего высоким уровнем национального сознания, достоинством и гордостью, имеющего высокоразвитые морально-психические качества. Письменная работа со словарем. Формирование личности гражданина. Развитие духовности. Интеллектуальные, моральные, физические качества студента. Тезис 3. Взаимодействие в педагогическом процессе высшей школы Сущностной характеристикой педагогического процесса высшей школы является категория «взаимодействия», которую можно представить как интеграцию взаимосвязанных отношений преподавателя со студентами, родственниками, общественностью, отношений студентов между собой, их связей с предметами материальной и духовной культуры и др. Именно в процессе взаимодействия устанавливаются и реализуются информационные, организационно - деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношения. Такие воздействия могут быть прямыми (непосредственными), если они направлены на конкретную личность, учебную группу, когда имеется прямой контакт преподавателя и студента (студентов). Влияние имеет опосредованный характер, если осуществляется через использование соответствующих условий социальной жизни. Тезис 4. В конструировании педагогического процесса в высшей школе необходимо соблюдать следующие этапы: - подготовительный для решения следующих задач: определение целей, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития педагогического процесса. На этом этапе создаются необходимые учебно - материальные, морально - психологические, эстетические условия, рационально распределяется имеющееся время. Завершают подготовительный этап разработкой перспективного плана профессиональной подготовки студентов;
- организации и реализации для формулировка цели и разъяснения задач учебной деятельности, принятия их студентами; реализации выбранных методов, средств и форм организации педагогического процесса; обеспечения взаимодействия всех субъектов; создания благоприятных условий; осуществления различных мер стимулирования активности деятельности. В процессе организации педагогического взаимодействия преподаватель осуществляет оперативный контроль, выделяет слабые стороны в методах и формах организации воздействий, умело организует различные меры стимулирования деятельности студентов, вносит оперативные коррективы в содержание деятельности студентов, в последовательность отдельных ее видов; завершающий. Характеризуется анализом результатов педагогического процесса в высшей школе, изучением слабых и сильных аспектов учебно - воспитательного процесса, уровня подготовленности студентов к профессиональной деятельности, их общественной, социальной и нравственной зрелости, уровня развития личности студентов и др. Тезис 5. Интенсификация педагогического процесса. Интенсификация педагогического процесса обеспечивается правильным сочетанием традиционных и инновационных подходов, внедрением новых технических средств, технологий, методик. Это достигается благодаря конкретной формулировке учебно - воспитательных задач, рациональному планированию профессиональной подготовки студентов, тщательному подбору учебного материала, эффективному использованию учебного и вне учебного времени, применению современных методик обучения и воспитания, обеспечению четкости и высокой организованности в работе, постоянному поиску и внедрению в учебном процессе достижений научно- технического прогресса.
Значительная роль в совершенствовании педагогического процесса принадлежит гуманизации, с которой неразрывно связана демократизация педагогического процесса, которая создает условия для того, чтобы каждый субъект стал в нем активным действующим лицом. Чтобы демократизировать педагогический процесс в высшей школе необходимо создать благоприятные условия для проявления активности, творчества, инициативы студентов. Письменная работа со словарем. Интенсификация, гуманизация, демократизация педагогического процесса. Тезис 6. Педагогический процесс как система Определение “ педагогическая система ” является основополагающим понятием в педагогике высшей школы. Системный подход, избранный в качестве методологического инструмента, позволяет рассматривать педагогический процесс при всем его своеобразии и неповторимости. В педагогической системе стремятся выделить ее системные качества (которые отсутствуют у отдельных элементов, но рождаются за счет их взаимосвязи), состав (компоненты, подсистемы, части, элементы), структуру (особый характер связи частей в целое), а также функции, связи со средой, историю, характер функционирования и развития, соотношение естественных изменений и сознательного управления. Педагогические системы являются социальными системами, согласно теории систем, они относятся к наиболее сложным с точки зрения уровня организации, т. е. выделения отдельных компонентов (элементов, частей), и с точки зрения выявления их структуры (системообразующих связей); в данных системах огромную роль играет наличие специфических целей (дидактических, воспитательных, развивающих), обратных связей и управления. В высшей школе педагогический процесс характеризуется как целенаправленная, специально организованная система учебной и воспитательной деятельности профессорско - преподавательского состава, руководства образовательного учреждения и общественных организаций по подготовке в нем квалифицированных специалистов с развитыми профессионально значимыми и личностными качествами. Письменная работа со словарем: Педагогическая система – это. Тезис 7. Составные части педагогического процесса. Характер задач педагогического процесса в высшей школе определяет содержание его составных частей – обучения (образования и самообразования), воспитания (самовоспитания) и личностного развития: - обучение рассматривается как целенаправленный организованный процесс совместной деятельности преподавателей и студентов, в ходе которого студенты овладевают знаниями, навыками и умениями, предусмотренными учебной программой. Преподаватели при этом руководят познавательной и практической деятельностью студентов, побуждают их к активной работе, развивают умение самостоятельно приобретать новые знания и навыки, ориентироваться в быстро растущем потоке научной и социальной информации;
- воспитание в условиях высшей школы определяется как целенаправленное организованное формирование у студентов научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, высоких моральных и других профессиональных качеств, эстетического отношения к действительности, руководство их развитием. Воспитание осуществляется не только во время учебных занятий, но и во внеучебное время путем проведения различного рода мероприятий, включения обучающихся в активную общественную деятельность; - личностное развитие - это целенаправленный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности обучающихся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессии. Развитие выражается в формировании способности анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, т. е. всего, что составляет основу творческого мышления, а также способности максимально напрягать свои физические силы. При этом осуществляется не только совершенствование у обучающихся уже существующих психических функций, но и возникновение новых структур психической деятельности, соответствующих характеру решаемых профессиональных задач; - самовоспитание характеризуется целенаправленной сознательной деятельностью студентов по совершенствованию и формированию индивидуальных качеств, необходимых для профессиональной деятельности; - самообразованиепроявляется в целенаправленной самостоятельной работе обучающихся по приобретению, углублению и совершенствованию знаний, навыков и умений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|