Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  2. Педагогический процесс как целостное явление




                                                            Резюме

Таким образом, п едагогический процесс – это развивающееся взаимодействие преподавателей и студентов, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению, преобразованию их свойств и качеств личности.

                          2. Педагогический процесс как целостное явление

Тезис 8. Подходы к пониманию педагогического процесса как целостного явления.

       Уже к середине XIX в. трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения, воспитания и развития личности.

Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И. Ф. Гербарта,   более глубоко идея целостности педагогического процесса была выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов учебной деятельности и считал, что от комбинации основных элементов всякого учебного заведения более всего зависит ее воспитательная сила.

Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей П. Ф Лесгафта, В. П. Вахтерова и других. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П. Ф. Каптерев. Общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина.

Большой вклад в развитие понимания целостности педагогического процесса уже в новых социально - экономических и политических условиях внесли А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко и др.

Однако, начиная с 30-х годов, основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения, воспитания и развития как относительно самостоятельных процессов.

     Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями образовательной практики, возобновился в середине 70-х годов. Наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, В. С. Ильин, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и другие). Это объясняется сложностью педагогического процесса. В то же время авторы современных концепций (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и другие) едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода.

   Работа со словарем: А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко; Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, В. С. Ильин, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников;  В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.

        Тезис 9. Педагогический процесс как динамическая система

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы – его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем

     Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Поэтому необходимо рассматривать единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями преподавателей должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности студентов и специально организуемыми влияниями на него преподавателей.

Тезис 10. Условия целостности педагогического процесса.

В организационном плане педагогический процесс в высшей школе приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство относительно самостоятельных элементов:

- освоение, проектирование и конструирование содержания образования, постоянное совершенствование учебно - материальной базы;

- деловое взаимодействие преподавателей и студентов с содержанием образования, усвоение которого студентами, является основной целью;

- взаимодействие преподавателей и студентов на уровне личностных отношений (неформальное общение);

- освоение студентами содержания образования без непосредственного участия преподавателя (самообразование и самовоспитание);

- профессиональная подготовка студентов с целью формирования у них творческого отношения к профессии как к труду, увлеченности, внутренней готовности к преодолению трудностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...