Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Раздел 2. Дидактика высшего профессионального образовании




                                              Резюме

Толькопедагогический процесс, организуемый как целостное явление, обеспечивает качественную подготовку будущих специалистов к профессиональной деятельности.

                                           Литература

1. Основы педагогики высшей школы: Учеб. пособие: реком. Мин-вом образования и науки Украины. – Харьков: НТУ «ХПИ», 2005. – 600 с.

2. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели, содержание, творчество. – М.: Академия, 2002. – 224 с.

 

    

 Раздел 2. Дидактика высшего профессионального образовании

Лекция (первая) 2. 1. Дидактика высшейшколы как наука об обучении. – 2 часа.

План семинарского занятия 2. 1. 1- 2 часа

1. Понятие и сущность дидактики высшей школы.

2. Содержание категорий дидактики высшей школы.

1. Репродуктивный уровень работы.   

1. Темы индивидуальных домашних заданий на выбор обучающихся (выполняются на основе построения таблицы, схемы, плоского графа, простого или сложного плана, теста, кроссворда и др. по тексту лекции).

Например:

 1. Обоснуйте факторы, которые характеризуют сущность дидактики высшей школы как общественного явления.

 2. Отобразите  категории дидактики высшей школы и дайте пояснение.

 3. Поясните законы и закономерности обучения в высшей школе.

   Возможны и другие темы индивидуальных домашних заданий по тексту лекции на собственный выбор обучающегося.

2. Написать терминологический словарь по тексту лекции.

3. Подготовиться к устному самоконтролю (ответь сам себе):

1. Сущность дидактики высшей школы.

2. Реализация целей высшего профессионального образования происходит посредством их уточнения через формулировку задач.

3. Научные основы преподавания в высшей школе.

4. Главные задачи методики преподавания.

5.. Процесс обучения в высшей школе.

6. Развитие дидактики.

7. Понятие дидактики (их несколько).

 8. Функции дидактики.

 9. Сходство и различия дидактики высшей школы и школьной дидактики.

10. Основные дидактические понятия и отношения.

 11. Научный аппарат дидактики высшей школы.

 12. Категориальный аппарат дидактики

 13. Законы обучения,

 14. Требования к процессу обучения

4. Собеседование.

5. Творческий уровень работы.

1. Подготовить индивидуальное творческое задание по тексту  лекции выполняются письменно на выбор ( в виде реферата, доклада, сообщения, эссе) по интересной для обучающегося теме.

Лекция 2. 1. (первая). Дидактика высшейшколы как наука об обучении. – 2 часа.

                                                        План лекции

                 1. Понятие и сущность дидактики высшей школы.

2. Содержание к атегорий дидактики высшей школы.

1. Понятие и сущность дидактики высшей школы

                         Тезис1. Понятие дидактики (их несколько)

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах.

Дидактика – часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования.

 Письменная словарная работа. Другие определения дидактики.

                          Тезис 2. Сущность дидактики высшей школы

1. Изначально дидактика высшей школы получает развитие в рамках средневековой схоластики, в которой внимание, прежде всего, уделялось, на использованиие классических текстов при освоении обучающимися различных учебных дисциплин в соответствии с профессиональной специализацией факультетов.

2. По разным оценкам в течении XVII-XIX веке длился классический этап развития педагогики и, соответственно, дидактики и только в конце XIX века возросли требования к профессиональной подготовке специалистов, поскольку активно развивалась наука, к обеспечению дидактическими обоснованиями образовательного процесса в высшей школе.

3. Основы дидактики высшей школы в литературе были изложены в трудах И. Т. Огородникова, Г. И. Щукиной, М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, В. С. Леднева, С. И. Архангельского, А. А. Вербицкого и многих других. В качестве самостоятельной отрасли научного знания дидактика высшей школы возникла относительно недавно.

Письменная словарная работа. Дидактика – это; И. Т. Огородников, Г. И. Щукина, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. С. Леднев, С. И. Архангельский, А. А. Вербицкий.

Тезис 3. Функции дидактики

В педагогике высшей школы выделяют две функции дидактики:

- научно – теоретическую как изучение, систематизация и обобщение педагогического опыта, его научного обоснования, объяснения на основе открытых психологией закономерностей и механизмов познавательного, психического, моторного развития личности.

- конструктивно-технологическую. Разработка эффективных методов, приемов и средств обучения, конструирование учебных технологий. Она помогает выяснить, как организовать учебный процесс для обеспечения его максимальной эффективности, какие формы, методы и средства являются оптимальными в конкретных ситуациях, какими принципами и правилами следует руководствоваться преподавателю и др.

Тезис 4. Сходство и различия дидактики высшей школы и школьной дидактики

Высшее профессиональное образование получают на основе среднего образования, используя полученный в школе фундамент знаний, и учитывая принцип преемственности научных знаний, поэтому дидактика высшей школы в какой-то мере наследует дидактику средней школы. Их субъекты осуществляют учебную деятельность, направленную на усвоение опыта предшествующих поколений.

Различия, во-первых, проявляются в целях, а значит, акценты системы дидактических школьных принципов  смещены. Решающим становится  принцип профессиональной направленности, он предполагает, что в учебный материал уже на первой ступени образовательного учреждения профессионального образования включаются профессионально значимые фундаментальные знания и способы деятельности, которые выпускники будут реализовывать в профессиональной деятельности.

  Субъекты педагогического взаимодействия очень отличаются от средней школы, обучающиеся более мотивированы к процессу обучения в рамках профессионального образования. Методы и формы работы, которые традиционно сложились в высшей школе, отличаются от таких же в средней и средне специальной школе, поэтому они требуют своих методических решений, и своего научного обоснования. В качестве основной формы организации учебной деятельности была принята лекция, рассматриваемая как авторское изложение выдвинутой научной (учебной) проблемы в определенной логике и системе. Для многих преподавателей подобная форма обучения представлялась наиболее эффективной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...