Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Тезис 4.Классификация методов обучения




                                  Тезис 4. Классификация методов обучения

        Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения, например, словесные методы, наглядные методы, практические методы, проблемные методы, методы самостоятельной работы, методы творческой деятельности. инновационные методы и др. Не существует единой и неизменной системы методов, они постоянно развиваются и совершенствуются. Выбор методов зависит от целей и задач обучения. Возможность применения того или иного метода всегда диктуется целесообразностью его применения и эффективностью.

Чем лучше преподаватель знает учебную дисциплину, владеет педагогическими и психологическими закономерностями процесса обучения, тем больше вероятность того, что он выберет наиболее эффективный в дидактическом обосновании метод обучения.

Тезис 5. Критерии соответствия методов дидактическим категориям

    Методы соответствуют:

- принципам обучения;

   - целям и задачам обучения;

- содержанию каждой темы;

- учебным возможностям обучающимся: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития);

- имеющимся условиям, отведенному времени обучения и вспомогательным средствам обучения;

- возможностям преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, специфическими особенностями преподавания, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями.

Тезис 6. Факторы выбора методов обучения

    Эти факторы следующие:

- цели и задачи обучения;

- содержание и методы определенной науки и темы;

- принципы обучения, позиция и возможности преподавателя;

- учебные индивидуальные особенности обучающихся;

- время;

   - внешние условия.

Подготовка к учебному занятию и его проведение - это целая отрасль науки, в содержании которой есть свое место методам обучения, их многообразию, возможностям их совершенствования. Выбор методов обучения - дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, причин, обстоятельств и т. д. Выбор определяется целями и задачами всего учебно - воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание, в соответствии с положениями дидактики высшей школы. На выбор методов обучения оказывает влияние ряд условий и факторов объективного и субъективного свойства.

Эффективный выбор того или иного метода обучения - это такое сочетание и соотношение методов обучения на учебном занятии, которое бы позволяло получить наилучшие для данных условий (особенность содержания учебной дисциплины, состав обучающихся и др. ) учебно - воспитательные результаты за отведённое или необходимое минимальное время.

 При выборе методов и способов их реализации целесообразно учитывать, посредством каких органов чувств обучающиеся будут воспринимать изучаемый учебный материал. Известно, что глаз может перерабатывать намного больше информации, чем ухо, поэтому группировка слов и значений посредством слуха (при слушании лекций, объяснений) осуществляется намного труднее, особенно при наличии в материале большого числа данных, фактов.

 Разные методы дают обучающимся возможность устанавливать индивидуальную, наиболее удобную для каждого из них скорость продвижения, возвращаться к прочитанному по мере надобности, перечитывать непонятное и устанавливать связи одного параграфа с другими. Все это, бесспорно, помогает лучше усваивать и удерживать в памяти изучаемый учебный материал.

           Тезис 7. Параметры эффективности методов обучения

      Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию. Эти методы недостаточны и для формирования умений и навыков обучающихся.

       Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно у обучающихся с более выраженным наглядно - образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают их работоспособность.

       Практические методы обучения важные особенно в формировании практических умений и навыков, в укреплении связи теории с практикой.

       При выборе методов обучения необходимо учитывать особенности мышления обучающиеся. Выбор метода зависит также от материальной базы образовательного учреждения, от особенностей жизненного опыта обучающиеся.

    Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.

      Поэтому необходим выбор преподавателем сочетания определенных методов обучения на учебном занятии.

        Основные причины, вызывающие затруднения в выборе методов обучения у преподавателей, обусловлены, во-первых, ограниченными знаниями о них; во-вторых, недостаточными представлениями о развивающих, образовательных и воспитательных возможностях методов обучения и их конкретной направленности, например, на развитие самостоятельности или на воспитание интереса к учебной дисциплине и т. д.; и, в-третьих, отсутствием в педагогической литературе описания возможностей различных методов при решении той или иной дидактической задачи

Письменная работа со словарем. Словесные методы – это. Наглядные методы – это. Практические методы – это.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...