Тезис 4.Классификация методов обучения
Тезис 4. Классификация методов обучения Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения, например, словесные методы, наглядные методы, практические методы, проблемные методы, методы самостоятельной работы, методы творческой деятельности. инновационные методы и др. Не существует единой и неизменной системы методов, они постоянно развиваются и совершенствуются. Выбор методов зависит от целей и задач обучения. Возможность применения того или иного метода всегда диктуется целесообразностью его применения и эффективностью. Чем лучше преподаватель знает учебную дисциплину, владеет педагогическими и психологическими закономерностями процесса обучения, тем больше вероятность того, что он выберет наиболее эффективный в дидактическом обосновании метод обучения. Тезис 5. Критерии соответствия методов дидактическим категориям Методы соответствуют: - принципам обучения; - целям и задачам обучения; - содержанию каждой темы; - учебным возможностям обучающимся: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); - имеющимся условиям, отведенному времени обучения и вспомогательным средствам обучения; - возможностям преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, специфическими особенностями преподавания, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями. Тезис 6. Факторы выбора методов обучения Эти факторы следующие:
- цели и задачи обучения; - содержание и методы определенной науки и темы; - принципы обучения, позиция и возможности преподавателя; - учебные индивидуальные особенности обучающихся; - время; - внешние условия. Подготовка к учебному занятию и его проведение - это целая отрасль науки, в содержании которой есть свое место методам обучения, их многообразию, возможностям их совершенствования. Выбор методов обучения - дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, причин, обстоятельств и т. д. Выбор определяется целями и задачами всего учебно - воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание, в соответствии с положениями дидактики высшей школы. На выбор методов обучения оказывает влияние ряд условий и факторов объективного и субъективного свойства. Эффективный выбор того или иного метода обучения - это такое сочетание и соотношение методов обучения на учебном занятии, которое бы позволяло получить наилучшие для данных условий (особенность содержания учебной дисциплины, состав обучающихся и др. ) учебно - воспитательные результаты за отведённое или необходимое минимальное время. При выборе методов и способов их реализации целесообразно учитывать, посредством каких органов чувств обучающиеся будут воспринимать изучаемый учебный материал. Известно, что глаз может перерабатывать намного больше информации, чем ухо, поэтому группировка слов и значений посредством слуха (при слушании лекций, объяснений) осуществляется намного труднее, особенно при наличии в материале большого числа данных, фактов. Разные методы дают обучающимся возможность устанавливать индивидуальную, наиболее удобную для каждого из них скорость продвижения, возвращаться к прочитанному по мере надобности, перечитывать непонятное и устанавливать связи одного параграфа с другими. Все это, бесспорно, помогает лучше усваивать и удерживать в памяти изучаемый учебный материал.
Тезис 7. Параметры эффективности методов обучения Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию. Эти методы недостаточны и для формирования умений и навыков обучающихся. Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно у обучающихся с более выраженным наглядно - образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают их работоспособность. Практические методы обучения важные особенно в формировании практических умений и навыков, в укреплении связи теории с практикой. При выборе методов обучения необходимо учитывать особенности мышления обучающиеся. Выбор метода зависит также от материальной базы образовательного учреждения, от особенностей жизненного опыта обучающиеся. Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя. Поэтому необходим выбор преподавателем сочетания определенных методов обучения на учебном занятии. Основные причины, вызывающие затруднения в выборе методов обучения у преподавателей, обусловлены, во-первых, ограниченными знаниями о них; во-вторых, недостаточными представлениями о развивающих, образовательных и воспитательных возможностях методов обучения и их конкретной направленности, например, на развитие самостоятельности или на воспитание интереса к учебной дисциплине и т. д.; и, в-третьих, отсутствием в педагогической литературе описания возможностей различных методов при решении той или иной дидактической задачи Письменная работа со словарем. Словесные методы – это. Наглядные методы – это. Практические методы – это.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|