План семинарского занятия 2.2.1- 2 часа
Литература 1. Дудина М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям: учеб. пособие для вузов / М. Н. Дудина. - М.: Издательство Юрайт; Екатиренбург: Изд – во Урал. Ун – та, 2019. – 151 с. 2. Попков, В. А. Дидактика высшей школы. / Попков В. А., Коржуев А. В. – М.: «Академия», 2008. - 224с Лекция 2. 2 (первая). Методы, приёмы и средства обучения в высшей школе – 2 часа. План семинарского занятия 2. 2. 1- 2 часа 1. Содержание методов, приёмов и средств обучения. 2. Дидактические подходы к классификации методов обучения 1. Репродуктивный уровень работы. 1. Темы индивидуальных домашних заданий на выбор обучающихся (выполняются на основе построения таблицы, схемы, плоского графа, простого или сложного плана, кроссворда и др. по тексту лекции: Например: 1. Обоснуйте взаимосвязь методов, приёмов и средств обучения. 2. Отобразите схематично классификацию методов обучениявГОУ ВПО " ДонАУ и ГС при Главе ДНР" ». Возможны и другие темы индивидуальных домашних заданий по тексту лекции по собственному выбору студента. 2. Написать терминологический словарь по тексту лекции. 3. Подготовиться к устному самоконтролю (ответь сам себе): 1. Характеристика особенностей методов, приёмов и средств обучения. 2. Условия и факторы выбора методов, приёмов и средств обучения в дидактической системе. 3. Структура методов обучения. 4. Классификация методов обучения в дидактике высшей школы. 5. Взаимосвязь методов обучения с целевой установкой учебного процесса. 4. Дискуссия. 5. Творческий уровень работы: 1. Подготовить индивидуальное творческое задание по тексту лекции на выбор (в виде реферата, доклада, сообщения, эссе, теста по интересной обучающемуся теме).
. Лекция (первая) 2. 2. Методы, приёмы и средства обучения в высшей школе – 2 часа. План лекции 1. Содержание методов, приёмов и средств обучения. 2. Дидактические подходы к классификации методов обучения 1. Содержание методов , приёмов и средств обучения Тезис1. История возникновения методов обучения В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании в процессе передачи подрастающему поколению накопленного взрослыми опыта. Дальнейшее развитие речи позволило полностью перейти к словесным методам обучения как передачи готовой учебной информации. С одной стороны осуществлялось сообщение и показ, с другой стороны происходило восприятие и практические действия обучающихся. Методы обучения определялись как способы совместной деятельности преподавателя и обучающихся для формирования умений и навыков, достижения учебных целей. В русле формирования умений и навыков стали развиваться методы организации самостоятельной работы, методы наглядного обучения. практические методы, проблемные методы, методы развивающего обучения, инновационные методы. Тезис 2. Научное определение понятия «метод обучения» Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Под методами бучения понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования. Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Метод обучения (от греч. metodos – буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.
В методах обучения выделяют методы преподавания (деятельность преподавателя) и методы учения (деятельность обучающихся по овладению знаниями и практическими действиями. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса высшей школы. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучающимися определенного содержания учебного материала.
Тезис 3. Структура методов обучения В структуре методов обучения выделяются, прежде всего, объективная и субъективная части. Объективная часть отражает общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. В области субъективной части методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство преподавателей, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|