Тезис 2. Лекция как словесный метод обучения
Тезис 2. Лекция как словесный метод обучения В высшей школе при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает лекция (в переводе с латинского – чтение) Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления обучающихся. Лекция обеспечивает научный уровень подготовки обучающихся. Тезис3. Дидактические цели лекции 1Дать обучающимся современные, целостные взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме; 2. Обеспечить в процессе лекции их творческую работу совместно с преподавателем; 3. Воспитывать у обучающихся профессионально значимые качества личности, интерес к учебной дисциплине и развивать индивидуальное творческое мышление. Тезис4. Функции лекции 1. Познавательная, выражается в обеспечении обучающихся знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем. Учебный материал передается в форме живого слова путем убеждающих и побуждающих приемов и средств. 2. Развивающая, выражается в том, что в процессе передачи знаний лекция ориентирует обучающихся не на память, а на мышление, т. е. учит их думать, мыслить научно, по-современному, создает условия для активизации познавательной деятельности в процессе ее чтения. 3. Воспитательная, реализуется в том случае, если ее содержание пронизано материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Этим обеспечивается единство обучения и воспитания в ходе педагогического процесса. Читаемые лекции необходимо ориентировать на профессиональное воспитание, четко обозначая при этом пути решения той или иной практической задачи, с которыми придется иметь дело будущему специалисту. Здесь важен авторитет преподавателя, отношение аудитории к его личности, к преподаваемой им учебной дисциплине
4. Организующая, предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой обучающихся в процессе лекции. Лектор также ориентирует обучающихся на работу с литературой, указанной в программе, и информирует о появлении новых источников. Тезис5. Требования к лекции Основными требованиями к лекцииявляются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, с практикой повседневной жизни. С учетом этих требований каждая лекция в высшей школе должна: - иметь четкую структуру и логику раскрытия излагаемых вопросов; - отражать теоретическую и методическую основу поставленной проблемы; - обеспечивать законченный темы изучения, тесную связь с предыдущим учебным материалом; - быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, иметь четко выраженную связь с практикой; - раскрывать противоречия и указывать пути их решения постановко вопросов; - вызывать у обучающихся необходимый интерес к познанию, к самостоятельной работе; - быть современной; - выделять главные мысли и положения, выводы; - использовать наглядность, демонстрацию аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
- излагаться четким и ясным языком, Тезис 6. Речь лектора Должна быть внятной, фразы должны быть по возможности короткими и правильно построенными. Выбор правильного темпа речи – важнейший показатель мастерства лектора. Должно быть богатство устной речи, ее интонационные возможности, (тембр, тон, темп, паузы, эмоциональная окраска слова), поза, мимика, жесты, красноречивый разговор взглядов, который делает речь особенно теплой, понятной, возбудительной, – все это чрезвычайно обогащает устную речь, делает ее могучим средством воздействия на обучающихся. Важно научиться выявлять обучающихся отвлекающихся от учебного занятия, устанавливать причину отвлечения, которая может исходить, в том числе и от преподавателя из-за недостаточной доступности изложения, нарушения логики изложения, монотонности речи, отсутствия наглядности. Тезис7. Ведение конспекта обучающимися У каждого обучающегося в итоге вырабатывается своя манера вести конспект, и каждый понимает, что лучше всего иметь свой конспект, даже если он плохой. При проверке конспектов преподаватель должен обращать внимание на полноту и четкость записей, начиная с её названия, плана и даты проведения. Обучающимся необходимо рекомендовать оставлять в конспекте место для дополнений и других пометок при самостоятельной работе. Для этого используются поля, отчерчиваемые на каждой странице (шириной не менее 3 см). Работа со словарем: Конспект - это.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|