Тезис3. Приемы учебной деятельности
Тезис3. Приемы учебной деятельности Приемом деятельности обучающегося дидактика высшей школы определяет наиболее рациональную совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач учебной деятельности. Состав приема – это схема действий или операций обучающегося, которая может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания. В дидактике высшей школы выделяются такие общеучебные приемы для всех учебных дисциплин. А) Приемы организации: - слушания; - наблюдения; - рассматривания; - измерения; - переписывания; - зарисовывания; - планирования работы с учебником и другими средствами информации; - пересказ информации; - самоконтроля; - организация учебного общения; - организация самостоятельной работы и т. п.; Б). Приемы познавательной (внутренней) деятельности: - внимание; - запоминание; - оперирование образами; - представлениями; - понятия; - суждения; - умозаключения; - мыслительные операции и действия; - словесное описание, объяснение, формулировка вопросов или проблем. В) Общие приемы учебной деятельности студентов: - работа с книгой, таблицами, компьютером; - организация самостоятельной работы; - ведение конспекта; - воспроизведение учебного материала и т. д.; - познавательная деятельность в сфере информационных объектов; оперирование понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениями (индуктивными и дедуктивными доказательствами. Тезис 4. Приёмы самостоятельной работы Одним из приёмов самостоятельных работ является работа студентов с книгой. По книге студенты закрепляют и повторяют учебный материал, изложенный преподавателем на учебном занятии. В книге приводятся задачи для решения их на учебных занятиях, контрольные вопросы для самопроверки, иллюстрации к тексту, таблицы, схемы, графики, диаграммы, содержание которых надо усвоить.
Основными общими методическими приемами работы студентов с книгой являются: беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление плана прочитанного, разбор задач, ответы на контрольные вопросы и т. д. Конспектирование - это приём письменного изложения (воспроизведения) содержания исходного текста, записи содержания изложения учебного материала преподавателем. Это не записи под диктовку преподавателя, а самостоятельная работа обучающихся по ходу изложения учебного материала. Конспектируя учебный материал, отбирая основные его положения, излагая их своими словами, обучающийся тем самым осмысливает полученные знания. Тезис 5. Пути активизации учебного процесса в дидактике высшей школы - совершенствование приёмов и организации учебной работы, обеспечивающее самостоятельную познавательную и практическую деятельность обучающихся в учебной работе; - изучение условий, приемов, позволяющих в процессе обучения активизировать деятельность обучающихся, пробудив интерес, положительное отношение к учебной дисциплине; -определение приемов познавательной активности и самостоятельности обучающихся и т. д. Словарная работа: Активизация учебной работы обучающегося - это Тезис 6. Связь методов и приемов в дидактике Структура метода выступает как упорядоченная совокупность приемов, а прием рассматривается как элемент процесса обучения. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Метод и прием могут меняться местами. Например, если преподаватель сообщает новые знания методом объяснения, в процессе которого демонстрирует наглядные пособия, то эта демонстрация выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и базовые знания обучающихся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.
Резюме Выбирая и применяя разнообразные приемы обучения, преподаватель стремится найти наиболее эффективные, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности студентов 2. Характеристика средств обучения Тезис 7. Средства обучения Успешность процесса обучения, эффективность использования в нем различных методов и форм обучения в значительной степени зависят от удачного выбора средств обучения. Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. Тезис 8. Выбор средств обучения Выбор средств обучения определяется: - задачами учебного занятия; - содержанием учебного материала; - применяемыми методами обучения; - предпочтениями преподавателя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|