Тезис 9. Функции средств обучения
Тезис 9. Функции средств обучения 1. Познавательная. Заключается в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу); 2. Формирующая. Характеризуется тем, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю обучающихся, их эмоциональную сферу; 3. Обучающая. Показывает, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга. Средства обучения выполняют различные функции: заменяют преподавателя как источник знаний (кинофильмы, магнитофон, учебные приборы и др. ); конкретизируют, уточняют, углубляют сведения, которые сообщает преподаватель (картины, карты, таблицы и другой наглядный материал) являются прямыми объектами изучения, исследования (машины, приборы, химические вещества, объекты живой природы); выступают " посредниками" между студентом и природой или производством в тех случаях, когда их непосредственное изучение невозможно или затруднено (препараты, модели, коллекции, гербарии и т. п. ); формируют у обучающихся учебные и профессиональные умения и навыки (приборы, инструменты и др. ); символичны (знаковыми) средствами (исторические и географические карты, технические чертежи, графики, диаграммы и т. д. ).
Тезис 10. Группы средств обучения К простым средствам относятся, во-первых, словесные – учебники и другие тексты; во-вторых, простые визуальные средства – реальные предметы, модели, картины и пр. К сложным средствам обучения можно отнести механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.; аудио - средства – проигрыватель, магнитофон, радио; аудиовизуальные средства – кинопроектор, телевизор, видеомагнитофон; средства автоматизирующие процесс обучения – лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети Тезис 11. Компьютерные средства обучения 1. К первой группе относятся средства, разработанные для создания ориентировочной основы деятельности обучающихся: компьютерные (электронные) и компьютеризированные учебники (КУ) и учебные пособия (КУП); средства, основанные на представлении обучающимся в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий учебной информации в виде графических статических и динамических моделей изучаемых объектов и явлений, иллюстрации ее схемами, графиками и таблицами, воспроизводимыми на дисплее или с помощью компьютерных проекционных установок на специальном экране, а также другие средства, позволяющие сформировать у обучающихся общие представления об их дальнейшей профессиональной деятельности. 2. Во вторую группу выделяются средства, ориентированные на приобретение обучающимися знаний в определенной предметной области: автоматизированные и экспертные обучающие системы (АОС и ЭОС), автоматизированные системы контроля знаний (АСКЗ), компьютерные задачники (КЗ), компьютерные лабораторные практикумы (КЛП) и компьютерные обучающие программы (КОП). Названные средства служат для автоматизированного обучения студентов, комплексной оценки знаний и управления познавательной деятельностью.
Тезис 12. Системы дидактических обучающих комплексов Целями разработки системы дидактических обучающих комплексов являются: - совершенствование педагогического мастерства; - оптимизация подготовки и проведения учебных занятий; - обеспечение преемственности положительного опыта; - интенсификация учебно-воспитательного процесса; - развитие познавательной активности обучающихся системой дифференцированных заданий с учетом их индивидуальных способностей; - отказ от описательного, сугубо информационного изложения знаний; - обеспечение дидактического единства усвоения системы знаний и развитие творческой познавательной деятельности обучающихся. Содержание дидактического комплекса: - рабочая программа учебной дисциплины; - компьютеризированный учебник, включающий в себя текстовый вариант курса лекций дисциплине, электронный конспект лекций и электронный альбом схем и наглядных пособий; - информационно-справочная система, состоящая из электронных словарей; - электронный практикум по учебной дисциплине. Тезис 13. Технические средства обучения К ним относятся: дидактическая техника (кинопроекторы, диапроекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, электрофоны, компьютеры), экранные пособия статической проекции (диафильмы, диапозитивы, транспаранты, дидактические материалы для проекции), пособия динамической проекции (кинофильмы, кинофрагменты и др. ), фонопособия (магнитофонные записи, видеозаписи, радио - и телепередачи). Использование компьютера способствует повышению интереса и общей мотивации, обучающихся благодаря формам работы и причастности к приоритетному направлению научно-технического прогресса; активизации обучения с учетом использования привлекательных и быстро меняющихся форм представления информации, соревнования обучающихся с машиной и между собой, стремление получить более высокую оценку; индивидуализации обучения (каждый работает в режиме, который его удовлетворяет) расширению информационного и тестового " репертуаров", доступа к " банкам информации".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|