Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

План семинарского занятия 2.3.1. – 2 часа.




                                                Резюме

    В дидактике высшей школы сегодня нет однозначного определения понятия «средств обучения». Средства обучения в дидактике выделяются как различные объекты, используемые преподавателем и студентами в процессе обучения.

                                                   Литература

1. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 436 с.

2 Михайлов, О. Лекционная форма обучения (недостатки и способы их устранения) / О. Михайлов, В. Комогорцев // Alma mater. -2007. - № 6. -С. 24 - 25.

3. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А. В. Хуторской. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.

4. Чапаева, Е Студенческий взаимоконтроль знаний/ Е. Чапаева //Высшее образование в России. -2006. - № 9. -С. 149-151.

Лекция 2. 3. Формы обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования – 2 часа

План семинарского занятия 2. 3. 1. – 2 часа.

1. Сущность понятия «формы обучения».

2. Особенности классификации форм обучения в высшей школе и их характеристика.

1. Репродуктивный уровень работы.    

1. Темы индивидуальных домашних заданий на выбор обучающихся (выполняются на основе построения таблицы, схемы, плоского графа, простого или сложного плана, теста, кроссворда и др. по тексту лекции).

Например:

1. Обоснуйте взаимосвязь формы обучения с целевой установкой учебного процесса. .

2. Отобразите схематично классификацию форм обучения в ГОУ ВПО " ДонАУ и ГС при Главе ДНР" ».

. Возможны и другие темы индивидуальных домашних заданий по лекции по собственному выбору студента.  

2. Написать терминологический словарь по тексту лекции.

3. Подготовиться к устному самоконтролю (ответь сам себе):

1. Характеристика педагогических особенностей форм обучения.

2. Требования, предъявляемые к формам обучения.

3. Содержание форм обучения.

4. Педагогические подходы к классификации форм обучения в дидактике.

5. Группы классификаций форм обучения в дидактическом процессе высшей школы.

4. Беседа.

5. Творческий уровень работы:   

1. Подготовить индивидуальное творческое задание по тексту лекции     на выбор (в виде реферата, доклада, сообщения, эссе) по интересной обучающемуся теме.

Лекция 2. 3. Формы обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования – 2 часа.

План лекции

1. Понятие и содержание форм обучения.

2. Классификация форм обучения в высшей школе.

                 1. Понятие и содержание форм обучения.

        Тезис 1. Проблема форм организации учебного процесса

Четкого определения в педагогической науке понятий " форма организации обучения" или " организационные формы обучения", как и понятия " формы учебной работы" как педагогических категорий пока нет.                  Дидактика высшей школы отмечает, что деятельность обучающихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных организационных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством обучающихся, охваченных обучением; местом и временем учебной работы обучающихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и др.

Форма организации обучения рассматривается как специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности обучающихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися при работе над определенным учебным материалом.

Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи обучающихся и преподавателя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет систему организации обучения. Организационные формы и системы обучения исторические: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки, теории и практики обучения.

Письменная работа со словарем: Формы организации обучения – это.

Тезис 2. История форм организации обучения.

В истории педагогики и образования наибольшую известность получили  следующие организационные системы обучения, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением групповых и индивидуальных форм организации деятельности обучающихся, степенью их самостоятельности и спецификой руководства процессом обучения со стороны преподавателя: индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная системаи лекционно-семинарская система. Индивидуальное обучение сохранило свою значимость до настоящего времени в виде репетиторства, тьюторства, менторства, гувернерства. По мере развития научного знания и расширения доступа к образованию большего круга людей система индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально-групповую. Учитель, занимаясь с группой детей, по-прежнему обучал индивидуально 10 - 15 человек.

В связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность отбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Ею стала классно-урочная система: классная потому, что учитель проводит занятия с группой учащихся определенного возраста, имеющей твердый состав и называемой классом, а урочная потому, что обучение проводится в строго определенные отрезки времени – уроки. Классно-урочная система была разработана в XVII в. Я. А. Коменским и описана им в книге «Великая дидактика». Дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила у К. Д. Ушинского. Он научно обосновал все ее преимущества и разработал стройную теорию урока, в особенности его организационное строение и типологию.

Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остается неизменной на протяжении около четырехсот лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...