Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинарское (практическое) занятие 3




                 Семинарское (практическое) занятие 3

    Тема: Определение, деление и классификация понятий

Учебно-воспитательные цели:

1. Проверить полученные знания основных положения и понятий изучаемой темы.

 

        2. Сформировать представления о необходимости использовать полученные знания темы в практической деятельности юриста.

 

План семинарского занятия

Вступительная часть ………………………………………….. 10 минут

Учебные вопросы………………. …………………………….. 70 минут

Заключительная часть …………………………………………. 10 минут

 

Методические рекомендации по проведению семинарского занятия

 

Во вступительной части проверяется явка студентов на занятие, объявляется тема семинара, план его проведения и последовательность рассмотрения теоретических вопросов.

Учебные вопросы рекомендуется рассматривать во взаимосвязи с анализом проблем предстоящей практической деятельности юриста. Студентам предлагается проанализировать основные категории и положения темы, используя работы, указанные в списке рекомендуемой литературы как основной, так и дополнительной, высказать свое мнение по каждому вопросу темы.

Следует особое внимание уделить решению задач, которые были заданы на самостоятельную подготовку и выносятся для обсуждения на семинарское занятие. Каждый студент показывает умения самостоятельно решать логические задачи.

В заключительной части занятия подводятся итоги, объявляются выставленные преподавателем оценки, делаются обобщающие выводы о степени готовности группы и уровне продемонстрированных на занятии знаний, умений и навыков.

    В результате освоения материала по теме в рамках семинарского занятия   формируются  общекультурные и профессиональные компетенции .

              

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятий – это………………………………..

2. Явные и неявные определения.

3. Реальные и номинальные определения.

4.  Контекстуальное определение.

5. Определение через род и видовое отличие.

6. Генетическое определение.

7. Операциональное определение.

8. Регистрирующие и уточняющие определения.

9. Учреждающие определения.

10.  Правила явных определений.

11.  Приемы, сходные с определением.

12.  Таксономическое деление и его характеристики.

13.  Мереологическое деление и его характеристики.

14.  Привала деления понятий.

15.  Классификация и ее характеристики.

Разобрать следующие задачи, записать в тетрадь и дать объяснение решениям 

Упражнение 1 . Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное; выделите определение через род и видовое отличие, а также приемы, заменяющие определение. Найдите возможные ошибки.

 Образцы:

1. Термин «консенсус» заимствован из латинского языка и означает согласие, общее мнение.

Номинальное определение.

2. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей.

Реальное, явное определение - через род и видовое отличие.

 3. S- Р - это схема атрибутивного суждения.

Остенсивное определение.

Задача 1. 1. Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в мысли.

Задача 1. 2. Этот знак " x – квантор общности, который символизирует выражения: все, каждый, всегда и т. п.

Задача 1. 3. Философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, называется этикой.

Задача 1. 4. Наука о вычислительных машинах называется информатикой.

Упражнение 2 . Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления.

Образцы:

1. Сложные суждения делятся на соединительные, разделительные, условные и эквивалентные.

Деление по видообразующему признаку. «Сложные суждения»  –  делимое понятие. «Соединительные», «разделительные», «условные», «эквивалентные» – члены деления. Основание деления - функции логических связок.

2. Созвучия бывают гармоничными и дисгармоничными. Дихотомическое деление.

Основание деления – наличие или отсутствие признака гармонии.

Задача 2. 1. Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.

Задача 2. 2. Различают суды: Верховный, областные, районные.

Задача 2. 3. Политическая деятельность может быть конструктивной или деструктивной.

Задача 2. 4. Гражданский иск может быть направлен на возврат имущества, возмещение убытков, уплату неустойки, устранение препятствий к пользованию имуществом, уплату алиментов.

 

Упражнение 3. Проведите деление данных понятий по избранному Вами основанию.

Задача 3. 1. Государство.

Задача 3. 2. Юрист.

Задача 3. 3. Приговор.

Задача 3. 4. Закон.

Упражнение 4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении укажите, какие правила нарушены.

Образец:

Трудовые договоры заключаются:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более трех лет.

Деление неправильное: нарушено правило соразмерности деления. Ошибка неполного деления: трудовой договор может быть заключен также на время выполнения определенной работы.

Задача 4. 1. Проступки бывают дисциплинарные, административные и аморальные.

Задача 4. 2. Языки делятся на естественные, искусственные и народные.

Задача 4. 3. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и грабежи.

Задача 4. 4. Сделки бывают многосторонними, двусторонними и завещаниями.

 

 

                                Литература

                                   Основная:

1. Гетманова А. Д. Логика для юристов. Со сборником задач: учебное пособие / А. Д. Гетманова. – М. : КНОРУС, 2019. – 340 с.

2. Ивлев Ю. В. Логика для юристов: учебник / Ю. В. Ивлев. – М. : Проспект, 2019. – 272 с.

3. Кириллов В. И. Упражнения по логике: учебное пособие / В. И. Кириллов, Г. А Орлов, Н. И. Фокина. – М. : Проспект, 2018. – 184 с.

4. Михалкин Н. В. Основы логики: учебник и практикум / Н. В. Михалкин. – М. : Юрайт, 2019. – 366 с.

                           Дополнительная:

    1. Абачиев С. К. Логика: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. К. Абачиев. – М. : Юрайт, 2019. – 402 с.

    2. Гладкий  А. В. Введение в современную логику / А. В. Гладкий. – М. : Едиториал УРСС, 2020. – 346 с.

    3. Кузнецов В. Г. Логика. Основы рассуждения и научного анализа: учебное пособие / В. Г. Кузнецов, Ю. Д. Егоров. – М. : Инфра-М, 2018. – 290 с.

    4. Рузавин Г. И. Логика и основы аргументации: учебник для вузов / Г. И. Рузавин. – М. : Проект, 2019. – 304 с.

    

 

              

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...