Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинарское (практическое) занятие 5




               Семинарское (практическое) занятие 5

            Тема:  Умозаключение как форма мышления

Учебно-воспитательные цели:

1. Проверить полученные знания основных положения и понятий изучаемой темы.

 

        2. Сформировать представления о необходимости использовать полученные знания темы в практической деятельности юриста.

 

План семинарского занятия

Вступительная часть ………………………………………….. 10 минут

Учебные вопросы………………. …………………………….. 70 минут

Заключительная часть …………………………………………. 10 минут

 

Методические рекомендации по проведению семинарского занятия

 

Во вступительной части проверяется явка студентов на занятие, объявляется тема семинара, план его проведения и последовательность рассмотрения теоретических вопросов.

Учебные вопросы рекомендуется рассматривать во взаимосвязи с анализом проблем предстоящей практической деятельности юриста. Студентам предлагается проанализировать основные категории и положения темы, используя работы, указанные в списке рекомендуемой литературы как основной, так и дополнительной, высказать свое мнение по каждому вопросу темы.

Следует особое внимание уделить решению задач, которые были заданы на самостоятельную подготовку и выносятся для обсуждения на семинарское занятие. Каждый студент показывает умения самостоятельно решать логические задачи.

В заключительной части занятия подводятся итоги, объявляются выставленные преподавателем оценки, делаются обобщающие выводы о степени готовности группы и уровне продемонстрированных на занятии знаний, умений и навыков.

    В результате освоения материала по теме в рамках семинарского занятия   формируются  общекультурные и профессиональные компетенции .

                     

Вопросы для обсуждения

1. Умозаключение и его структура

2. Дедуктивные умозаключения.

3. Понятие и структура категорического силлогизма (КС).

4. Правила терминов КС.

5. Правила посылок КС.

6.  Фигуры КС и их построение.

7. Правила фигур КС.

8. Индуктивные умозаключения и их структура.

9. Научная индукция и популярная индукция.

10.  Полная обобщающая индукция и ее схема.

11.  Неполная обобщающая индукция и ее схема.

12.  Методы выявления причинной зависимости.

13.  Умозаключение по аналогии.

   

  

Разобрать следующие задачи, дать объяснение решениям и записать в тетрадь

   Упражнение 1. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Изобразите фигурой силлогизма и круговыми схемами отношения между терминами. Укажите ошибки.

Образец:

 Каждый гражданин Российской Федерации (М) имеет право на образование (Р).

Новиков (S) - гражданин Российской Федерации (М).

Новиков (S) имеет право на образование (Р).

Ответ: Простой категорический силлогизм. Первая фигура.

В круговых схемах:

 

Фигура 1 категорического силлогизма

 Задача 1. 1. Лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной ответст­венности. Обвиняемый совершил кражу, поэтому он привлечен к уголовной ответственности.

 Задача 1. 2. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной от­ветственности. Николаев не должен быть привлечен к уголовной ответ­ственности, так как он невиновен.

 Задача 1. 3.   Жуков имеет высшее юридическое образование, он адвокат, а все адвокаты имеют высшее юридическое образование.

 Задача 1. 4. Все рыбы дышат жабрами. Кит не рыба, он не дышит жабрами.

    Упражнение 2. Определите большую и меньшую посылку силлогизма. Сделайте вывод. Про­верьте истинность вывода с помощью фигур силлогизма и их правил. Найдите ошибки.

Образец:

Записываем посылки:

Опубликованные законы (М) подлежат применению (P) (большая по­сылка).

Данный закон (S) относится к опубликованным (М) (меньшая по­сылка).

Заключение: Данный закон (S)  подлежит применению (Р).

   Фигура 1 категорического силлогизма:


Задача  2. 1 Обвиняемый имеет право на защиту. Николаев имеет право на защиту. Следовательно…

Задача 2. 2.    Петров – осужденный, а осужденный имеет право просить о поми­ловании. Следовательно…

Задача  2. 3. Ни один киноактер в нашем доме не проживает. Зотов прожи­вает в нашем доме. Следовательно …

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...