Расчет требуемых показателей
Прибыль от прочей деятельности обычно определяется на основе отчетных данных за истекший год (в части прибылей или убытков по операциям прошлых лет) и исходя из реальных условий деятельности организации в плановом году. В состав прочей деятельности может включаться: 1. реализация основных средств и другого имущества — при их замене на прогрессивные при перепрофилировании производства, списании, сокращении объемов производства и т. п. определяется как разница между планируемой продажной ценой и остаточной стоимостью этих средств на момент реализации; 2. доходы от долевого участия в деятельности других предприятий и дивиденды по акциям, принадлежащим организации, — планируются по количеству паев и акций и размеров прибыли в расчете на пай или акцию, установленных общими собраниями собственников этих предприятий; 3. доходы от прочих операций, в частности от аренды имущества, — определяются по заключенным договорам аренды на плановый период.
Свои потребности в научно-техническом и социальном развитии организации удовлетворяют за счет чистой прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. При планировании чистой прибыли используется разная последовательность ее формирования: 1. размер чистой прибыли определяется как разница между плановой налогооблагаемой прибылью и суммой планируемых к уплате налогов и обязательных платежей — остаточный принцип планирования; 2. сумма чистой прибыли складывается из всех затрат организации, необходимых для нормального существования и развития — подход, основанный на потребностях организации и ее собственников. Прибыль является одним из важнейших показателей эффективности использования ресурсов организации, но ее абсолютная сумма не может служить обобщающим показателем работы строительной организации, так как она подвержена влиянию инфляционных и структурных факторов. Для сравнительной характеристики деятельности различных строительных организаций и оценки эффективности работы одной организации в динамике используют относительные показатели прибыльности — различные виды рентабельности. Плановая рентабельность производства в %: где Пб..пл — плановая налогооблагаемая прибыль, руб.; Спл — плановая себестоимость сданных СМР, реализованной продукции, услуг, руб. Плановая рентабельность характеризует эффективность использования производственного потенциала предприятия, а также прогнозируемую эффективность использования средств, затраченных на производство работ, продукции и услуг подрядной организацией, отражает ее конкурентоспособность в плановом периоде. Плановая рентабельность продукции исчисляется строительными организациями при формировании портфеля заказов и производственной программы, %:
где Пр пл — плановая прибыль, руб.; Вр пл — плановая выручка от реализации сданных СМР, продукции, услуг, руб. Рентабельность этого вида, определяемая отдельно по каждому виду продукции, работ и услуг, характеризует выгодность или доходность выпуска той или иной продукции и должна быть не ниже уровня нормативной рентабельности от реализации данной продукции. Для получения большей суммы прибыли от реализации целесообразно в производственную программу строительной организации включать объекты и виды работ, продукции, услуг с более высокими уровнями плановой рентабельности. Показатель рентабельности основного вида строительной продукции СМР часто используют при характеристике уровня снижения себестоимости. Если уровень рентабельности исчислен по итоговым показателям деятельности строительной организации (суммарной прибыли и общей выручке от реализации всех видов работ, продукции, услуг), то ее называют рентабельностью продаж. Этот показатель широко используется в зарубежной практике как при планировании (плановая рентабельность продаж), так и при характеристике результативности деятельности организаций. Плановая экономическая рентабельность предприятия показывает планируемую эффективность использования средств, вложенных в имущество предприятия и применяемых при производстве работ, продукции, услуг строительной организацией, т.е. основных фондов и оборотных активов. где Пб пл — плановая налогооблагаемая прибыль, руб.; Сим — плановая среднегодовая стоимость имущества, руб.
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА СТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ Общие положения Бизнес-план — это документ, содержащий анализ проблем в текущей и будущей деятельности предприятия. В нем обосновывают идеи, цели и задачи развития предприятия, пути и эффективность их реализации в условиях конкуренции, меняющейся ситуации на рынках сбыта продукции, различного рода рисков. Основные цели бизнес-планирования: 1. выявление незаполненных ниш на рынке; 2. закрепление товара на рынке; 3. определение необходимых ресурсов для производства и продвижения товара на рынке; 4. установление потенциальной конкурентоспособности предприятия;
5. определение потенциальной рентабельности и финансовой устойчивости предприятия; 6. выявление рисков предпринимательской деятельности; 7. конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей; 8. привлечение потенциальных инвесторов. Функции бизнес-плана: 1. разработка концепции деятельности предприятия на базе маркетингового, производственного, организационного и финансового планов; 2. оценка фактических результатов работы предприятия за определенный период и контроль выполнения различных бюджетов и показателей краткосрочных планов; 3. обоснование наиболее приемлемого варианта инвестирования, объема финансирования, источников для получения максимальной прибыли (дохода); Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект по главным признакам, отличающим стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий. Проект — это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Бизнес-план должен содержать аргументированную информацию, отражающую интересы участников проекта: 1. руководители проекта и команда — долю в полученной прибыли, вознаграждение по результатам работы, повышение профессионального рейтинга; 2. заказчики — доходы от реализованного проекта, преобразование фирмы в заданном стратегическом направлении; 3. органы власти - налоги со всех участников, решение социальных, экономических, экологических и других проблем региона; 4. потребители — предлагаемые товары и услуги; 5. инвесторы — возврат вложенных капиталов с процентами, условия стабильной прибыльной деятельности; 6. другие заинтересованные стороны — удовлетворение своих экономических и неэкономических интересов. Многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются вообще рассматривать заявки, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Включаясь в бизнес-планирование лично, руководитель фирмы моделирует свою будущую деятельность.
Стратегический план — план с растущим горизонтом времени. Бизнес-план предполагает четкие сроки окончания проекта. В отличие от бизнес-плана технико-экономическое обоснование ТЭО инвестиционного проекта содержит подробную информацию по основным разделам проведения работ: 1. Структурный план — обобщение основных положений каждой главы. 2. Общие условия осуществления проекта и его исходные данные — авторы проекта, исходные данные по проекту, исследования стоимости, капиталовложений и т.д. 3. Рынок и мощности производства. 4. Материальные факторы производства — приблизительные потребности, положение с поставками в настоящем и будущем, расчет годовых издержек на местные и иностранные материальные факторы производства и т.д. 5. Место нахождения - предварительный выбор места нахождения, при необходимости расчет стоимости аренды земельного участка или помещения и т.д. 6. Проектно-конструкторская документация - предварительное определение рамок проекта, технология производства и оборудование, объекты гражданского строительства, необходимые для нормального функционирования предприятия, и т.д. 7. Организация предприятия и накладные расходы, приблизительная организационная структура, сметные накладные расходы и т. д. 8. Трудовые ресурсы — предполагаемые потребности с разбивкой по категориям рабочих, основных специалистов, ежегодные расходы в соответствии с классификацией, накладные расходы, и т.д. 9. Сроки осуществления проекта — примерный график осуществления проекта, смета расходов и т.д. 10. Финансовая и экономическая оценка — общие инвестиционные издержки, финансирование проекта, производственные издержки, финансовая оценка, национальная экономическая оценка и т.д. 11. Эффективность бизнеса и возможные перспективы — оценка перспективности данного направления бизнеса и определение возможностей для развития в выбранном регионе и т.д. Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является отсутствие в ТЭО описания внешней среды проекта (рынок сбыта, маркетинг, конкуренты) и менее проработанная сравнительная эффективность проекта. В рыночных условиях описание внешней среды является более важным, чем описание проекта, поэтому бизнес-план вытесняет ТЭО и становится документом, который используется при разработке проекта организации строительства ПОС. Так как организация строительного производства осуществляется на основании СНиП 3.01.01—85 «Организация строительного производства», то необходимым требованием бизнес-планирования является выделение в рамках производственного плана раздела ТЭО.
4.2. Структура бизнес-плана Структура и перечень вопросов, которые должен освещать строительный бизнес-план, нормативно не регламентируются, т.к. бизнес-план является своеобразной рекламой проекта. Следовательно, он должен полностью отражать специфику продукции и услуг, акцентировать внимание на позитивных моментах проекта, позволяющих привлечь к нему внимание (качество продукции, надежность и успешность предприятие проекта, уникальность строительной продукции, услуг и т. д.). Рекомендации по составу бизнес-плана: Титульный лист. Название проекта, краткая аннотация сути проекта и его роли в развитии стратегической зоны хозяйствования, включающая информацию о разработчиках проекта, сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации проекта, желательно показатели финансирования проекта (общая сумма, собственные средства, заемные средства, средства государственной поддержки). Резюме. Оно находится в начале документа и служит для краткого отражения основных идей и параметров плана, но разрабатывается в последнюю очередь. Последняя страница резюме должна содержать основные ожидаемые финансовые результаты, сведения об объемах выпуска продукции и выручке от ее продаж на ближайшие годы, затраты на производство, валовую прибыль, уровень рентабельности производства и продукции, срок окупаемости затрат, в течение которого гарантировано возвращение взятых у инвесторов (банков) средств, кредитов. Строительная продукция и услуги. Характеристика отрасли, истории и анализа бизнеса на текущий момент, основных направлений и целей деятельности предприятия. При этом очень важно иметь наглядное изображениеили образец нового товара (архитектурные чертежи, примерные планы квартир, образцы вариантов отделки и т. п.), отразить примерную пену, себестоимость, наличие лицензии (патентных прав). Рынок сбыта. Оценить насыщенность рынок, размеры и возможности роста, долю на рынке вашей продукции, наличие платежеспособного спроса, используя методики маркетинговых исследований, экспертный метод оценки, сбор и анализ первичной информации, статических данных. Анализ конкуренции на рынке сбыта. Предельно достоверная оценка конкурентов с указанием недостатков в их стратегия или качественных характеристиках товаров, что обеспечит достижение успеха в сбыте нового товара. Приводятся объемы производства продукции, поставщики сырья, рентабельность производства, методы ценообразования конкурирующих фирм, возможности конкурировать на рынке ценой, качеством, уникальными особенностями готовой строительной продукции. Особое внимание уделяется ценовой политике. Обычно строительный рынок не дает возможностей конкурировать ценой, но строительная продукция всегда обладает уникальными качествами (архитектурно-планировочное решение, местоположение объекта, набор дополнительных услуг и послепродажного сервиса). Стратегия маркетинга. Этот раздел включает в себя: изучение и анализ данных о способах организации продажи товаров, услуг, ценах и уровне рентабельности, затратах на рекламу, путях обеспечения постоянного роста объемов продаж, достижения высокой репутации в глазах общественности и т.п. План производства. Составляют для технико-экономического обоснования производства необходимого количества и качества нового товара в требуемые сроки, чтобы показать потенциальным партнерам возможность и целесообразность достижения поставленной цели. При этом отражаются ответы на следующие вопросы. Где будут изготовлять товары — на действующем или вновь создаваемом строительном предприятии? Какие для этого необходимы производственные мощности и как они будут ежегодно возрастать? У кого и на каких условиях будут закупать сырье, материалы и комплектующие? Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с ними? Предполагаются ли субподрядные отношения и с кем? Какие машины и механизмы необходимы, есть ли они в наличии или где их приобрести? Раздел должен включать в себя схему производственных потоков, расчет и анализ производственной программы предприятия, оценку издержек производства и их динамики на перспективу. Бизнес-план строительного производства разрабатывают в соответствии со СНиП на основе технической и проектной документации: проекта организации строительства ПОС и плана производства работ ППР. Особенностью бизнес-плана в строительстве является более подробное рассмотрение технических и технологических вопросов производства работ по созданию готовой строительной продукции. Организационный план. Отражают все организационные связи с партнерами, учредителями и обосновывают организацию производственной деятельности, составляют примерное штатное расписание, кратко описывают функционал специалистов, их профиль, образование, опыт, заработную плату, показывают пути привлечения кадров. Для работающего персонала дают краткие биографические справки сотрудников, отражая квалификацию, прежний опыт работы. Приводят организационную структуру предприятия, механизм взаимодействия всех служб предприятия, способы координации и контроля их деятельности. Юридический план необходим при создании нового предприятия, для инвесторов и партнеров обосновывают организационно-правовую форму, условия договоров - аренды, с партнерами, поставщиками, учредителями, потребителями, подрядчиками и субподрядными организациями и т. п. Оценка риска и страхование - расчет, анализ и оценку риска проектных решений при достижении поставленной цели. Финансовый план обобщает материалы предыдущих частей в стоимостном выражении и включает: план доходов и расходов, денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируется состояние наличности, устойчивость предприятия, источники и использование средств, определяется срок окупаемости или точка самоокупаемости. Задача финансового плана — доказать эффективность проекта на всем периоде реализации, которая определяется соотношением финансовых затрат и результатов обеспечивающих требуемую норму доходности. В качестве эффекта на t-м шаге (Эt) выступает поток реальных денег. При осуществлении проекта выделяют три вида деятельности: 1) инвестиционную; 2) операционную; 3) финансовую. В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi(t) и отток Оi(t) денежных средств. Разность между ними Фi(t) = Пi(t) - Оi(t), где i = 1, 2, 3. Потоком реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета): Ф(t) = [П1(t) – О1(t)] + [ П2(t) – О2(t)] = Ф1(t) + Ф2(t). Сальдо реальных денег называется разность между притоком и оттоком денежных средств от всех трех видов деятельности (на каждом шаге расчета). Поток реальных денег от инвестиционной деятельности: доходы и затраты, распределенные по периодам (шагам) расчета - земля, здания и сооружения, машины и оборудование, нематериальные активы, прирост оборотного капитала. Поток реальных денег от операционной деятельности: доходы и затраты - выручка, прочие доходы и расходы, переменные затраты, постоянные затраты, амортизация зданий, оборудования, проценты по кредитам, налоги и сборы. Поток реальных денег от финансовой деятельности: доходы и затраты - собственный капитал (акции, субсидии и др.), краткосрочные кредиты, долгосрочные кредиты, погашение задолженностей по кредитам, выплата дивидендов. Необходимым критерием эффективности инвестиционного проекта является положительное сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доходы. Источники и объем требуемых средств. Исходя из расчетов сальдо накопленных реальных денег и первоначальных условий инвестирования, уточняется размер инвестиций, приводятся источники получения средств, форма и сроки получения ресурсов, возврата кредита. 10.3. Этапы разработки бизнес-плана Подготовительный (организационный) этап - определяют цели создания документа, его назначение, сроки, ответственных исполнителей разделов, необходимость привлечения специалистов из других организаций, график работы, бюджет. 1. Определение целей бизнес-плана: — получение заемных средств из разных источников, создание внутренней убежденности в необходимости проекта, реклама проекта, независимая экспертиза проекта сторонними специалистами. 2. Определение источников информации: — первичная —сведения, собранные впервые для данного исследования(наблюдение, эксперимент и опрос); — вторичная — информация, собранная ранее для других целей: 1) внутренние источники (отчеты фирмы о прибылях и убытках, бюджеты, отчеты о предыдущих исследованиях, архитектурные проекты, ПОС, ППР); 2) внешние источники (документы Госстроя России, СНиПы, другие нормативные и законодательные мате риалы); 3) внешние периодические и научно-методические материалы (журналы, газеты, книги по планированию, управлению строительным производством, экономике и т.д.); 4) внешняя коммерческая информация (материалы консалтинговых, аналитических фирм). 3. Точное определение целевых читателей. Бизнес-план разрабатывают для целевых читателей — специалистов узкого профиля (банки, инвестиционные компании индивидуальные инвесторы-потребители, органы государственной власти, общественные организации), для каждого из которых используют специфический понятийный аппарат. 4. Установление общей структуры документа. Этап разработки плана по разделам, их компоновка и сведение в единый документ. 1. Сбор информации. Источником информации служат публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты, статьи в научных журналах, интернет-информация. 2. Оформление (написание текста) бизнес-плана. Данный шаг рекомендуется выполнять при непосредственном участии будущих исполнителей бизнес-плана (инициаторов его написания), что позволяет в дальнейшем: —иметь более полное представление о слабых и сильных сторонах своей организации, основных направлениях ее деятельности, реальных шансах воплотить данный проект в жизнь; — получить дополнительный опыт плановой деятельности, которая является одной из функций менеджмента. Этап обсуждения бизнес-плана руководителями и ведущими специалистами структурных подразделений предприятия и консультантами сторонних организаций включает в себя изучение и обобщение авторами разделов всех отзывов и подготовку по каждому обоснованному замечанию аргументированного заключения. После совместного обсуждения проект бизнес-плана дорабатывают, обсуждают повторно и принимают решение о корректировке либо разработке нового варианта. На заключительном этапе выполняют окончательную редакцию бизнес-плана, его утверждение у руководства предприятия и передачу всем заинтересованным организациям и лицам (акционерам, потенциальным инвесторам и др.). 10.4. Реализация бизнес-планирования на строительном предприятии Разработка инвестиционного замысла бизнес-проекта объекта строительства осуществляется на основе условий, данных и положений, содержащихся в градостроительной документации, прогнозах развития территорий (социальных, экологических и др.), маркетинговых исследованиях, проектах объектов-аналогов, схемах развития и размещения производительных сил, промышленных узлов, проведенных научно-исследовательских и конструкторских разработок, каталогов материалов и других информационных данных. Инвестиции могут осуществляться в виде денежных средств займов, кредитов, акций и других ценных бумаг, лицензия, интеллектуального капитала и, в частности, ноу-хау, а также поставок технологий и оборудования, сырья и полуфабрикатов, комплектующих изделий и других материальных ресурсов. Российское общество инженеров строительства (РОИС), Государственное предприятие «Центр научно-методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиции в строительстве» (ГП «Центринвестпроект») Министерства строительства Российской федерации в 1997 г. разработали Рекомендации по формированию инвестиционного замысла (целей инвестирования). В этом документе предложены основные образцы расчетных и аналитических таблиц (табл. 10.1 — 10.8). Таблица 10.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|