Постановка бюджетного процесса на строительном предприятии
Постановка бюджетного процесса на строительном предприятии включает в себя пять этапов: 1) формирование финансовой структуры; 2) создание структуры общего (сводного) бюджета; 3) разработка методик и процедур управленческого учета; 4) разработка регламента планирования; 5) внедрение системы бюджетирования. Целью формирования финансовой структуры является разработка модели структуры, позволяющей установить ответственность за исполнением бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов. В процессе формирования системы бюджетов строительной организации должны участвовать структурные подразделения. Эти подразделения выполняют следующие функции: 1. планирование физических объемов производства работ по плановым периодам; 2. планирование объема затрат ресурсов, подлежащих использованию в процессе производства работ; 3. определение стоимости ресурсов, подлежащих использованию в процессе производства работ, в денежном выражении; 4. планирование основных показателей финансово-хозяйственной деятельности. Создание структуры общего (сводного) бюджета в соответствии с рассмотренными особенностями деятельности строительной организации включает подэтапы: 1. формирование портфеля заказов строительной организации – анализ коммерческих предложений и принятие решения о целесообразности заключения договора подряда; 2. формирование производственной программы – перечень объектов (работ), подлежащих выполнению и основные параметры объемов производства с учетом производственной мощности строительной организации; 3. сбор исходных данных для разработки системы бюджетов – оформление исходных данных в специальные формы, которые подаются участниками инвестиционного проекта в бюджетный центр;
4. разработка системы бюджетов. Строительной организацией оценка будущих расходов делается на основании экспертного метода в сочетании с аналоговым планированием. Однако данный метод имеет достаточно субъективное обоснование и не позволяет соотнести будущие затраты и выручку с периодами планирования. Для повышения достоверности прогноза расходов методика прогнозирования расходов должна быть, во-первых, основана на той же системе показателей, что и методика сметного ценообразования. Во-вторых, методика должна учитывать индивидуальные особенности (индивидуальные нормы) строительной организации и иметь сборник или справочник индивидуальных единичных расценок по видам работ, выполняемых данной организацией. Данный справочник предполагает прогнозирование лишь прямых затрат и не учитывает накладные расходы компании, связанные с исполнением договорных обязательств. Непосредственному построению системы бюджетов предшествует этап сбора и обработки информации, связанной с планированием деятельности строительной организации, предоставляемой структурными подразделениями. В структуре сводного бюджета строительной компании, согласно теории бюджетирования, будут выделяться два основных блока: операционный и финансовый бюджет. Операционный бюджет моделирует будущие расходы и доходы от текущих операций за бюджетный период. Состав операционного бюджета определяется исходя из характера целей, стоящих перед организацией, специфики бизнеса. Основной целью финансового бюджета является планирование баланса денежных поступлений и выплат для поддержания финансовой устойчивости организации в течение бюджетного периода. «Выходными» результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчетности:
1. отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) — «выходная» форма операционного бюджета; 2. отчет о движении денежных средств — «выходная» форма финансового бюджета; 3. баланс — интегральная «выходная» форма, которая объединяет результаты всех трех основных бюджетов, составляющих общий бюджет компании. В результате разработки методик и процедур управленческого учета постановки бюджетного процесса формируется учетно-финансовая политика строительной компании, т.е. правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов. Для постановки бюджетного процесса необходимы не только грамотное решение методологических проблем, осмысление нужного инструментария финансового планирования, но также и разработка регламента планирования, т.е. соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений участников инвестиционного проекта. Именно графики и процедуры составления, согласования, консолидации и утверждения бюджетов, составление отчетов об исполнении бюджетов, их анализ и корректировка, соответствующие им графики документооборота превращают бюджетный процесс и финансовое планирование в управленческую технологию, в инструмент финансового контроля. Бюджетный регламент представляет собой установленный в организации порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обработки и анализа), проведения план-факт-анализа и оценки исполнения бюджетов различного вида и уровней. Все это должно находить отражение в следующих организационных документах: 1. Положение об организационной структуре компании; 2. Положение о финансовой структуре компании; 3. Положение о бюджете доходов и расходов; 4. Положение о бюджете движения денежных средств, Таким образом, основной задачей бюджетного регламента является обеспечение возможности контролировать ход исполнения бюджетов различных видов и уровней. Кроме того, бюджетный регламент — это способ установления финансовой дисциплины.
Процесс внедрения бюджетирования на организации включает следующие этапы: 1. изучение внутренней и внешней документации организации, ее структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.; 2. поиск наименее безболезненных путей вовлечения управленческой команды организации в процесс бюджетирования; 3. разработка плана внедрения бюджетирования; 4. пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов; 5. разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети организации; 6. создание информационной компьютерной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности организации; 7. создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования; 8. обучение персонала. Бюджетирование неэффективно без обратной связи, которая предусматривает анализ и текущую корректировку по мере поступления информации о состоянии предприятия. Проведение анализа имеет две основные цели — плановую и контрольно-стимулирующую. Плановая функция анализа заключается в том, что на основе полученных выводов вносятся корректировки в хозяйственную стратегию и тактику организации, и с учетом этих коррективов разрабатывается бюджет на следующий период. Анализ исполнения сводного бюджета строительной организации состоит из трех этапов: 1. общее изучение отклонений основных показателей на основе сравнения плановых и фактических форм сводного бюджета; 2. анализ исполнения основных агрегированных подбюджетов сводного бюджета; 3. выводы по результатам анализа. Причины возможных отклонений можно разделить на две группы. Первая группа выделяется в ходе формирования бюджета: закладывается целый ряд предположений относительно состояния внешней среды строительной организации, в частности поведения покупателей и конкурентов, которые могут не оправдаться на этапе реализации бюджета.
Вторая группа причин связана с недочетами в производственной деятельности строительных организаций. Например, не были соблюдены нормативы расхода сырья и материалов на единицу выпускаемой продукции или слишком высокой оказалась доля брака. Условия внедрения в практику системы бюджетирования: Во-первых, строительная компания должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение, нужна соответствующая количественная информация о деятельности строительной компании, достаточная для того, чтобы представить себе ее реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» — он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии. Понятие организационной структуры включает в себя: количество и функции структур, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета организации; совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования. Система управления бюджетированием - это регламент взаимодействия участников инвестиционного проекта, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого участника на каждой стадии бюджетного процесса. В-четвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а число ошибок сокращается при использовании программно-технических средств (компьютерной базы и программного обеспечения). Программно-технические средства, используемые структурными подразделениями строительной организации, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования. Внедрение и поддержка стандарта влечет за собой единовременные и текущие затраты, которые должны быть осуществлены с ожидаемым экономическим эффектом. В некоторых случаях достаточно обойтись упрощенными схемами планирования, не требующими для своей реализации привлечения значительных ресурсов.
Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования в организации. Трудно провести разделение между учетным и аналитическим блоками. Качество непосредственного составления общего бюджета строительной организации, а также эффект от внедрения такого планирования будут напрямую зависеть от качества выполнения каждого из этапов постановки системы бюджетирования.
ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА Диспетчерское управление В управлении строительным производством основная роль принадлежит краткосрочным и оперативным планам. В условиях динамичного хода производственного процесса и непрерывного действия дестабилизирующих факторов могут возникнуть такие отклонения в ходе строительства объектов, которые при использовании месячного цикла регулирования в последующем трудно ликвидировать. В такой обстановке переходят к управлению по недельно-суточным графикам, а при монтаже зданий и сооружений из крупных панелей и объектных блоков — по суточно-часовым. С уменьшением периода получения информации трудоемкость ее переработки при подготовке управленческих решений и их передаче исполнителям резко возрастает, поэтому возникает необходимость включения в структуру управления специальной службы регулирования, которую называют диспетчерской, а самоуправление по краткосрочным графикам — диспетчерским управлением. В то же время уменьшение цикла в съеме информации, а соответственно, и увеличение скорости ее движения, требуют оснащения службы ДУ современными средствами связи и обработки информации. При работе по недельно-суточным графикам в функции ДУ входят операции: 1. участие в выработке и принятии решений, определяющих задачи участников строительства на следующую неделю и сутки; 2. доведение решений до исполнителей; 3. сбор информации о ходе работ, учет и подведение итогов работы за неделю, и сутки совместно с производственно-техническим отделом (ПТО); 4. принятие немедленных мер по устранению возникающих отклонений; 5. контроль исполнения решений руководства строительных организаций и трестов (объединений); 6. подготовка совещаний участников строительства объектов. Эти операции осуществляются циклично через определенные промежутки времени в зависимости от вида графика. Недельные и суточные циклы вводятся для трест-площадок, удаленных от трестов (объединений) строительно-монтажных управлений и отдельно работающих организаций с различными вилами собственности. Региональные тресты (объединения) в последнем случае решают вопросы регулирования при возникновении отклонений от календарных планов, которые первичные организации не могут устранить своими силами. При строительстве зданий и сооружений из крупных элементов (например, панелей, объемных блоков) процесс диспетчерского управления осуществляется на основе суточно(сменно)-часовых графиков транспортирования и монтажа этих элементов. Вместе с тем в достаточно определенной обстановке на стройке ДУ охватывает только отдельные управленческие операции (передачу решений руководства исполнителям и контроль за их выполнением). Эту форму работы обычно называют диспетчеризацией. В состав недельно-суточных графиков входят графики производства СМР, обеспечения производства работ материалами и конструкциями, работы строительных машин и транспортных средств. Формы графиков обычно определяются руководством трестов (объединений). Наиболее распространенными являются графики производства СMP, показанные в табл. 11.1. В этих графиках показатели месячного плана детализируются до суточных заданий, при этом последовательность работ указывается в соответствии с календарным планом. Для удобства пользования графиками работы и ресурсы в них группируются пообъектно и побригадно. Таблица 11.1 Недельно-суточный график производства СМР по участку №____с_____по____200__г.
В недельно-суточных графиках каждая позиция календарного плана (технологический комплекс работ) может быть разделена на строительно-монтажные процессы. В каждой строке графика показываются объем работы на неделю, ее плановая себестоимость и затраты труда. В графах, отражающих дни недели, строки делятся на две части: в первой показывается задание на каждый день, а во второй - его выполнение. В недельно-суточных графиках отражаются не только основные, но и подготовительные работы. Недельно-суточные графики поставки материалов и конструкций разрабатываются также пообъектно и побригадно. В них указывается количество ресурсов, требующихся по графику, имеющихся на объекте и дополнительно поставляемых. В недельно-суточных графиках работы машин, составляемых пообъектно, дается потребность в машинах на каждую смену. В формах недельно-суточных графиков обеспечения материальными ресурсами и машинами строки также разбиваются на две части — задание и выполнение и используются для контроля, регулирования и ежедневного учета. Таким образом, недельно(декадно)-суточные графики — это оперативные документы, которые позволяют организовать выполнение каждой позиции календарных и месячных планов по дням недели (декады). В суточно (сменно)-часовых графиках обычно совмещаются монтажные и транспортные процессы, что позволяет устанавливать элементы зданий (панели, объемные блоки) в проектное положение непосредственно с транспортных средств. При такой организации монтажа отпадает потребность в приобъектных складах, разгрузке сборных элементов на склад и передаче их со складов к месту монтажа. Эти графики могут составляться в табличной форме и в виде круговых циклограмм. В таблицах указывается время (в часах и минутах) совершения отдельных операций (табл. 11.2). Более наглядными являются круговые циклограммы, состоящие из концентрических колец, разделенных на секторы, число которых соответствует числу часов в сутки. Круговые циклограммы можно составлять и на больший срок, чем сутки, обычно на срок монтажа типового этажа. При этом в первом кольце от оси показывают рабочие дни, во втором - смены, в третьем - рабочие часы, четвертом - порядок монтажа элементов, подачи материалов и оборудования для последующих работ, пятом - план захваток с расположением сборных элементов, материалов и оборудования. В комплекте с циклограммами такого вида составляются отдельно графики транспортирования сборных элементов. При работе по месячным планам строительство объектов, а также производственная деятельность организаций и их подразделений регулируются в основном работниками производственных отделов и руководящим составом строительных организаций и трестов. Работники диспетчерского отдела оказывают помощь функциональным отделам. В состав отдела входят главный диспетчер, два сменных диспетчера и один-два оператора. Работники диспетчерского отдела выполняют вспомогательные функции: контроль за выполнением указаний руководства треста, передачу новых указаний, сбор отчетных данных, заявок, донесений и т.д. Работники диспетчерского отдела при регулировании производственного процесса по месячным планам являются наблюдателями, сигнализирующими руководителям треста о срывах в выполнении принятых решений, которые по существу, лишены возможности активно влиять на ход производственной деятельности строительно-монтажных организаций. Таблица 11.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|