Высокая степень детализации бюджетных показателей;
Бюджет развития относится к долгосрочным и составляется на один год. Для него характерны: обязательность исполнения, возможность корректировки, меньшая степень детализации бюджетных показателей. Индикативный «скользящий» бюджет составляют на один год. Это бюджет особого рода. Он принимается в начале года и полностью аналогичен бюджету развития, т.е. в начале года принимаются всего два бюджета — бюджет развития на один год и краткосрочный бюджет на I квартал. После истечения I квартала к скользящему бюджету добавляется еще один квартал (I квартал следующего года), после истечения II квартала — II квартал следующего года и т.д. Этим обеспечивается непрерывное 12-месячное планирование. Данное обстоятельство очень существенно для эффективности управленческого планирования на предприятии. Индикативный скользящий бюджет не только не является обязательным, но и по определению никогда не выполняется и служит для сугубо аналитических целей. Контрольно-стимулирующая функция в нем отсутствует. Детализация бюджетных показателей такая же, как и в бюджете развития. Таким образом, сочетание двух долгосрочных сводных бюджетов и одного краткосрочного позволяет проводить управленческую политику, в которой сбалансированы и взаимоувязаны стратегические и текущие цели предприятия. Такой подход целесообразно использовать в крупных строительных компаниях, где дополнительные издержки по ведению планово-аналитической работы оправданы для повышения качества принятия управленческих решений. Для средних по размеру предприятий рекомендуется осуществлять планирование на основе двух бюджетов (краткосрочного квартального бюджета и годового бюджета развития).
Для малого бизнеса разумно практиковать лишь текущее планирование с составлением только квартальных бюджетов. Малые предприятия в своей основе наиболее зависимы от внешних факторов рыночной конъюнктуры и при этом наиболее гибко могут «подстраивать» под изменения рынка свой ресурсный потенциал. Структура общего бюджета предприятия Для эффективного бюджетного планирования важно не только содержание общего бюджета, но и процедура его составления. Бюджет продаж Первым этапом разработки общего бюджета является составление предварительного прогноза объема продаж на бюджетный период в стоимостном и физическом выражении в разрезе отдельных видов продукции (работ, услуг). В зависимости от прогнозного объема продаж на последующих этапах планируются производственная программа, величина и структура запасов, инвестиции и источники финансирования. Верхний предел физического (в натуральных единицах) объема продаж предприятия определяется производственными мощностями и величиной запасов (незавершенного производства в строительстве) на начало бюджетного периода. Бюджет продаж строительной организации должен содержать и учитывать следующую информацию: • характеристики рынка сбыта и потребителей строительной продукции; • объем продаж в натуральных и стоимостных единицах (за квартал, месяц, неделю); • ожидаемые денежные потоки от продаж с учетом возможных схем долевого участия. Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена с учетом безнадежных долгов в первый месяц (месяц отгрузки), второй и т.д. Бюджет производства Производственная программа зависит от планового объема реализации и величины запасов готовой продукции (товарных остатков).
Соотношение объемов реализации, выпуска и величины товарных остатков можно выразить следующим равенством: Товарные остатки Товарные остатки на конец периода на начало периода. Бюджет прямых материальных затрат. Все затраты подразделяются на прямые и косвенные (накладные). Прямые затраты можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции (работ, услуг). К ним относятся затраты на оплату труда основного производственного персонала и прямые материальные затраты. Косвенные (накладные) расходы – совокупность затрат, которые распределяют по видам продукции пропорционально выбранной базы распределения – общепроизводственные ОПР, общехозяйственные ОХР и коммерческие расходы. К прямым материальным затратам относятся затраты на сырье и материалы, которые становятся частью готовой продукции. Бюджет прямых материальных затрат составляют на основе производственного бюджета. Объем закупок сырья и материалов зависит от ожидаемого объема их использования, а также от предполагаемого уровня запасов. Потребность Запасы материалов Запасы материалов в материалах на конец периода на начало периода. Потребность прямых материальных затрат определяется методами технологического нормирования и сравнительного анализа счетов. Технологическое нормирование относится к основным материалам, которые расходуются на производственные цели. На большинстве предприятий существуют (стандарты) удельные нормы расхода по видам сырья и материалов в расчете на одну единицу отдельного вида продукции. Метод сравнительного анализа счетов является более простым, но дает более грубую оценку. Суть данного метода заключатся в том, что за ряд прошлых бюджетных периодов на основе средневзвешенной устанавливают нормы расхода. Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляют с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности поставщикам за отгруженные материалы.
Бюджет прямых трудовых затрат. Прямые затраты па оплату труда — это затраты на заработную плату основного производственного персонала. Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения. Бюджет общепроизводственных расходов делят на переменные и постоянные расходы. К переменным ОПР относятся те расходы, которые изменяются пропорционально изменению объема производства. Постоянные ОПР не имеют ярко выраженной связи с динамикой производства и продаж. В состав постоянных ОПР включаются косвенные затраты труда, амортизационные отчисления, услуги сторонних организаций (например, коммунальные платежи) и другие статьи. Основой бюджетирования постоянных ОПР является сметное планирование, и лишь небольшая часть накладных расходов калькулируется чисто расчетным путем (например, амортизация оборудования). Сметное планирование имеет два основных варианта: 1) планирование на основе приростного бюджета или бюджета, основанного на достигнутом уровне; 2) планирование на основе бюджета с нулевой точки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|