Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая биография. Словарик




Краткая биография

Ø Родился в Германии (город Эйзенах) в семье потомственных музыкантов. 31 марта 1685 г.
Ø После смерти родителей переезжает в Ордруф, где живет в семье старшего брата – Иоганна Кристофа Баха, который слыл в городе искусным органистом. Именно старший брат стал обучать младшего - Иоганна Себастьяна – игре на органе. Последний, к слову, через некоторое время напишет музыкальное произведение «Каприччио на отъезд любимого брата», посвятив его Иоганну Кристофу. С 1695 г.
Ø Переезд в Люнебург, в котором Бах начинает самостоятельную жизнь. Здесь он поступает в лицей и получает образование. Кроме того, композитор самостоятельно изучает произведения музыкантов старшего поколения, слушает игру великих исполнителей.    1700 г.
Ø В эти годы Бах живет в городе Арнштадт, где устраивается на должность церковного органиста. Его главной задачей становится исполнение во время церковной службы хоральных прелюдий4 на органе, желательного собственного сочинения. Неудивительно, что именно в эти годы Бах начинает пробовать писать в этом жанре. Помимо главной работы, композитор постоянно принимал заказы от частных лиц, т. е. писал музыку для свадеб, похорон, торжественных мероприятий, за которые получал неплохие гонорары.   1703 – 1707 г.
Ø Переезд в город Веймар. Это новый этап в профессиональной жизни композитора. Здесь его принимают в качестве придворного органиста в капеллу5 герцога Веймарского. В его обязанности также входило сопровождение служб органными произведениями. Однако если в Арнштадте Бах мог обходиться лишь строгими хоральными обработками, то при дворе князя требовалась музыка концертного плана: прелюдии, фантазии, токкаты и фуги. Это объясняет тот факт, что большинство крупных органных сочинений создано Бахом именно в Веймаре. Кроме того, пребывая в этом городе, Бах получает еще одну должность – придворного концертмейстера. У композитора, помимо повышения жалования, расширяются служебные обязанности: от него требуется сочинение церковных кантат6 для все той же капеллы герцога. 1708 – 1717 г. (Веймарские годы)
Ø Переезд в город Кётен. Эти годы стали для Баха самыми светскими. Композитор был принят на должность капельмейстера(см. Капелла5), которая давала ему большую творческую свободу, нежели предыдущие его службы. Это объясняет тот факт, что органные сочинения сменились клавирными, скрипичными, виолончельными, флейтовыми. Бах пишет много сонат, концертов, сюит. Здесь же был составлен первый том «Хорошо темперированного клавира»7.   1717 – 1723 г. (Кетенские годы)
Ø Город Лейпциг станет для Баха последним пристанищем. Здесь прошла большая часть его творческой жизни. В этом городе Бах занял должность кантора8 в церкви Святого Фомы. Требования, предъявляемые кантору, были очень высокими: он должен был иметь образование, позволявшее ему вести уроки латыни, пения, обучать игре на различных инструментах, даже композиции, и, конечно, он должен был сочинять музыку, для хора, которым кантор руководил. Правда берут Баха на такую должность не сразу, и то по той причине, что более достойные кандидаты, по мнению руководства, отказались занять место. В условиях контракта также было прописано, что Бах должен сочинять к каждому воскресному богослужению новую кантату и разучить ее с хором. И на все это у Баха была всего лишь неделя. И так из года в год. Неудивительно, что всего Бахом написано более трехсот кантат. Ø Считается, что именно лейпцигские годы явились порой творческого расцвета композитора. В эти годы появляются такие крупные произведения Баха, как месса9 си минор, пассионы10 и др. Ø Кроме того, в Лейпциге композитор занялся общественной деятельностью: он возглавил Музыкальную коллегию (Лейпцигское музыкальное общество). Он выступал как дирижер и исполнитель в различных концертах, для которых сам же и писал музыку. Так возникло множество оркестровых и клавирных сочинений. Ø В последнее десятилетие творческая продуктивность Баха уменьшилась. Виной тому – сильная близорукость, в результате чего композитор в последнее время почти ничего не видел. Бах умер в 1750 году.   1723 – 1750 г. (Лейпцигские годы)

Словарик

1. Барокко (с ит. странный, причудливый) – стиль в европейской культуре, к которому принято относить искусство конца XVI до середины XVIII веков. Чаще всего барокко применяют по отношению к архитектуре, где символом этого стиля явились пышность, величие, декоративность, торжественность. В музыкальном искусстве яркими представителями барокко явились Монтеверди, Корелли, Боккерини, Вивальди, Букстехуде, Бах, Гендель и др.

2. Полифония («поли» - много, «фон» - звук) – это такой многоголосный склад, представляющий собой соединение двух или более мелодий. Каждая мелодия в таком произведении важна. В полифоническом складе могут образовываться созвучия, но это происходит от того, что в определенный момент звуки каждой из мелодий находятся таким образом, что получается аккорд. Полифонический склад преобладает в жанрах церковного происхождения.

3. Фуга (от лат. «бег») – форма полифонической музыки, основанная на многократном проведении темы (или нескольких тем) и ее развитии.

4. Хоральная прелюдия небольшое церковное музыкальное произведение для органа. В его основе – протестанский хорал (т. е. вокальная мелодия, которая известна всем прихожанам церкви). Как правило, хорал был четырехголосным.

5. Капелла (имеет несколько значений): 1) тип католического строения, храм, который входит в состав какого-либо учреждения, жилища, или же является частью большего храма; 2) долгое время так именовали оркестры или хоры. А слово капельмейстер (мастер капеллы) заменяло слово «дирижер».

6. Кантата (от ит. cantare – петь) – многочастное вокально-инструментальное произведение, состоящее из законченных номеров. Исполняется певцами-солистами и хором в сопровождении оркестра. Кантаты бывают духовного и светского содержания. Встречаются кантаты различного характера: торжественного, лирического, скорбного, радостного. Бахом написано много духовных кантат, которые писались на отдельные эпизоды из Евангелия. В таких кантатах Бах стремился передать не столько сюжет, сколько психологическое состояние действующих лиц.

7. Хорошо темперированный клавир – составленный Бахом сборник, который включает в себя 48 прелюдий и фуг, охватывающих 12 мажорных и 12 минорных тональностей. Прелюдии и фуги расположены в хроматическом порядке (т. е. До мажор, до минор, До-диез мажор и т. д. ). Бахом написано два тома ХТК (первый том в 1722 году в Кетене, второй том в 1744 году в Лейпциге). ХТК называют энциклопедией баховских форм, мыслей, образов, чувств.

8. Кантор – руководитель богослужебной музыки, который совмещал должности дирижера, композитора, органиста, учителя пения и теории музыки.

9. Месса – смотреть билет № 6, вопрос 2.

10. Пассионы или Страсти (страдания, муки). Жанр возник в XIV благодаря традиции чтении глав из Евангелия на «страстной» неделе перед пасхой. Пассионы – это повествование четырех евангелистов (Матфея, Иоанна, Марка и Луки) о страданиях и смерти Иисуса Христа. Исполнялись хором, солистами, оркестром и органом. Этот жанр, благодаря своей театральности, близок к жанру опера. Бахом написаны: Страсти по Матфею, Страсти по Иоанну, Страсти по Марку, Страсти по Луке, но сохранились только первые два произведения.   

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...