О сонатах. Франц Шуберт. Список произведений
О сонатах
· Сонаты Бетховена поднимаются до уровня симфоний. Образный мир сонат разнообразен: трагедийные конфликты, суровые роковые образы, философские размышления, лирика.
· К сонатам Бетховен обратился раньше, чем к симфониям. К тому времени, когда им было написано большинство сонат, композитор только обратился к жанру симфонии.
· У Бетховена 32 сонаты.
· Многие сонаты получили программное толкование. Однако самому Бетховену принадлежит только название частей 26 сонаты («Прощание», «Разлука», «Встреча») и название, данное 8 сонате – «Большая патетическая». Остальные названия («Лунная», «Аврора», «Аппассионата») не являются авторскими, а придуманы друзьями, издателями или поклонниками его творчества. А все потому, что композитор настолько явно мог создать драматургическое напряжение, передать с помощью музыкальной фразы слово, что сюжеты напрашивались сами собой.
· У Бетховена обновляется сонатно-симфонический цикл:
- «менуэт» (как у Гайдна и Моцарта) уступает место скерцо (хотя среди 32 сонат менуэт встречается не раз);
- также в сонатах встречаются марши, фуги, инструментальные речитативы, ариозо;
- нетрадиционные композиционные решения: например, первая часть одной из сонат написана в форме вариаций (а не в сонатной форме, как это принято) или соната, в которой нет вообще сонатной формы. Соната № 14 начинается с медленной части, а не с быстрой, как это принято.
- количество частей варьируется: от двух до четырех (У Моцарта и Гайдна сонаты преимущественно трехчастны).
Франц Шуберт
(1797 – 1828)
· Ф. Шуберт – великий австрийский композитор лирического дарования, один из первых композиторов-романтиков.
· Шубертом написаны свыше 1500 произведений, охватывающих многие музыкальные жанры. Он вошел в историю в первую очередь как создатель песен и песенных циклов (жанр вокального цикла до этого использовал только Бетховен «К далёкой возлюбленной», но он единожды обратился к данному жанру).
- Родился в предместье Вены Лихтенталь.
- Отец – школьный учитель.
- Обучался игре на скрипке у отца; игре на органе и гармонии у брата Игнацаи регента Михаэля Хольцера.
| 31 января
1797 г.
|
- Поступил в конвикт – школу-интернат, где учились гимназисты и хористы Придворной капеллы.
- Игра в оркестре, дирижирование.
| 1808 г.
|
Первые сочинения: песни, соната, фантазия, инструментальные ансамбли, пьесы.
| 1811 г.
|
Уроки композиции у Антонио Сальери.
| 1812 г.
|
- Начало работы над первой оперой «Рыцарь зеркала».
- Уход из конвикта из-за плохой успеваемости по точным наукам.
| 1813 г.
|
- Окончание десятимесячных педагогических курсов.
- Работа шестым помощником учителя в школе отца.
- Первые успех и признание в связи с исполнением мессы к столетию лихтентальской церкви.
| 1814 г.
|
- Написаны 144 песни, пять опер, две симфонии, две мессы.
- Среди песен – баллада «Лесной царь» и песня «Маргарита (Гретхен) за прялкой» (обе на стихи И. Гете).
| 1815 г.
|
Сочинение симфоний № 3, № 4, квартетов, песен.
| 1816 г.
|
Знакомство со знаменитым певцом Михаэлем Фоглем.
| 1817 г.
|
- Работа учителем музыки.
- Поездка в поместье Желизв летнюю резиденцию графа Миклоша Иосифа Эстергази. Разрыв с отцом. Отказ работать школьным учителем.
- Бедственное положение.
- Организация творческих вечеров («Шубертиад»), где исполнялась новая музыка, читались стихи, обсуждались проблемы мира искусства.
- На вечерах собирались друзья композитора: И. Шпаун, А. Штадлер,
Ф. Шобер, И. Зенн; художники М. Швинд и Л. Купельвизер,
поэты И. Майрхофер и Ф. Грильпарцер, композитор И. Хюттенбрюнер.
- Домашние концерты у сестер Фрелих и братьев Зоннлейтнеров.
| 1818 г.
|
- Летняя совместная поездка с М. Фоглем в Верхнюю Австрию.
- Пишет «Форельный» квинтет, героико-романтическую оперу «Альфонсо и Эстрелла», оперу «Фьерабрас», зингшпиль «Заговорщики или Домашняя война».
| 1819 г.
|
- Примирение с отцом. Возвращение домой.
- Пишет фантазию для фортепиано «Скиталец», Большую мессу,
симфонию № 7 («Неоконченная»).
| 1822 г.
|
Пишет вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» на стихи немецкого поэта В. Мюллера.
- Вторая поездка с М. Фоглем в Верхнюю Австрию.
- Распад творческого кружка.
- Тяжелая болезнь.
| 1823 г.
|
- Пишет вокальный цикл «Зимний путь» на стихи немецкого поэта
В. Мюллера.
- Поездка в г. Грац по приглашению любителя музыки Пахлера.
| 1827 г.
|
- Первый авторский концерт в Вене.
- Признание. Новые планы. Впервые Шуберт купил себе фортепиано.
- Пишет симфонию До мажор, вокальный цикл «Лебединая песнь» на стихи поэтов Л. Рельштаба, Г. Гейне, И. Г. Зайдла (издан посмертно).
| 1828 г.
|
- Смерть композитора.
- Шуберт похоронен рядом с Бетховеном в Вене.
- Надгробная надпись, сделанная поэтом Ф. Грильпарцером:
«Смерть похоронила здесь богатое сокровище,
но еще более прекрасные надежды».
| 26 марта
1828 г.
|
Список произведений
Вокальное творчество:
Песни для голоса и фортепиано (более 600), вокальные циклы:
«Прекрасная мельничиха»,
«Зимний путь»,
«Лебединая песня».
Инструментальная музыка:
9 симфоний (одна утеряна), струнные квартеты, инструментальные ансамбли
Фортепианные произведения:
23 сонаты, фантазия «Скиталец», 11 экспромтов, 6 музыкальных моментов, свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы).
Вокально-инструментальные произведения: 7 месс, «Немецкий реквием», «Магнификат», оратории, кантаты.
Театральные жанры: оперы «Альфонсо и Эстрелла», «Фьерабрас».
- Зингшпили «Братья близнецы», «Заговорщики или Домашняя война».
Воспользуйтесь поиском по сайту: