Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О сонатах. Франц Шуберт. Список произведений




О сонатах

·  Сонаты Бетховена поднимаются до уровня симфоний. Образный мир сонат разнообразен: трагедийные конфликты, суровые роковые образы, философские размышления, лирика.

· К сонатам Бетховен обратился раньше, чем к симфониям. К тому времени, когда им было написано большинство сонат, композитор только обратился к жанру симфонии.

· У Бетховена 32 сонаты.

· Многие сонаты получили программное толкование. Однако самому Бетховену принадлежит только название частей 26 сонаты («Прощание», «Разлука», «Встреча») и название, данное 8 сонате – «Большая патетическая». Остальные названия («Лунная», «Аврора», «Аппассионата») не являются авторскими, а придуманы друзьями, издателями или поклонниками его творчества. А все потому, что композитор настолько явно мог создать драматургическое напряжение, передать с помощью музыкальной фразы слово, что сюжеты напрашивались сами собой.

· У Бетховена обновляется сонатно-симфонический цикл:

- «менуэт» (как у Гайдна и Моцарта) уступает место скерцо (хотя среди 32 сонат менуэт встречается не раз);
- также в сонатах встречаются марши, фуги, инструментальные речитативы, ариозо;
- нетрадиционные композиционные решения: например, первая часть одной из сонат написана в форме вариаций (а не в сонатной форме, как это принято) или соната, в которой нет вообще сонатной формы. Соната № 14 начинается с медленной части, а не с быстрой, как это принято.

- количество частей варьируется: от двух до четырех (У Моцарта и Гайдна сонаты преимущественно трехчастны).

Франц Шуберт

(1797 – 1828)

· Ф. Шуберт – великий австрийский композитор лирического дарования, один из первых композиторов-романтиков.

· Шубертом написаны свыше 1500 произведений, охватывающих многие музыкальные жанры. Он вошел в историю в первую очередь как создатель песен и песенных циклов (жанр вокального цикла до этого использовал только Бетховен «К далёкой возлюбленной», но он единожды обратился к данному жанру).

- Родился в предместье Вены Лихтенталь. - Отец – школьный учитель. - Обучался игре на скрипке у отца; игре на органе и гармонии у брата Игнацаи регента Михаэля Хольцера. 31 января 1797 г.
- Поступил в конвикт – школу-интернат, где учились гимназисты и хористы Придворной капеллы. - Игра в оркестре, дирижирование. 1808 г.
Первые сочинения: песни, соната, фантазия, инструментальные ансамбли, пьесы. 1811 г.
Уроки композиции у Антонио Сальери. 1812 г.
- Начало работы над первой оперой «Рыцарь зеркала». - Уход из конвикта из-за плохой успеваемости по точным наукам. 1813 г.
- Окончание десятимесячных педагогических курсов. - Работа шестым помощником учителя в школе отца. - Первые успех и признание в связи с исполнением мессы к столетию лихтентальской церкви. 1814 г.
- Написаны 144 песни, пять опер, две симфонии, две мессы. - Среди песен – баллада «Лесной царь» и песня «Маргарита (Гретхен) за прялкой» (обе на стихи И. Гете). 1815 г.
Сочинение симфоний № 3, № 4, квартетов, песен. 1816 г.
Знакомство со знаменитым певцом Михаэлем Фоглем. 1817 г.
- Работа учителем музыки. - Поездка в поместье Желизв летнюю резиденцию графа Миклоша Иосифа Эстергази. Разрыв с отцом. Отказ работать школьным учителем. - Бедственное положение. - Организация творческих вечеров («Шубертиад»), где исполнялась новая музыка, читались стихи, обсуждались проблемы мира искусства. - На вечерах собирались друзья композитора: И. Шпаун, А. Штадлер, Ф. Шобер, И. Зенн; художники М. Швинд и Л. Купельвизер, поэты И. Майрхофер и Ф. Грильпарцер, композитор И. Хюттенбрюнер. - Домашние концерты у сестер Фрелих и братьев Зоннлейтнеров. 1818 г.  
- Летняя совместная поездка с М. Фоглем в Верхнюю Австрию. - Пишет «Форельный» квинтет, героико-романтическую оперу «Альфонсо и Эстрелла», оперу «Фьерабрас», зингшпиль «Заговорщики или Домашняя война». 1819 г.  
- Примирение с отцом. Возвращение домой. - Пишет фантазию для фортепиано «Скиталец», Большую мессу, симфонию № 7 («Неоконченная»). 1822 г.  
Пишет вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» на стихи немецкого поэта В. Мюллера. - Вторая поездка с М. Фоглем в Верхнюю Австрию. - Распад творческого кружка. - Тяжелая болезнь. 1823 г.  
- Пишет вокальный цикл «Зимний путь» на стихи немецкого поэта В. Мюллера. - Поездка в г. Грац по приглашению любителя музыки Пахлера. 1827 г.  
- Первый авторский концерт в Вене. - Признание. Новые планы. Впервые Шуберт купил себе фортепиано. - Пишет симфонию До мажор, вокальный цикл «Лебединая песнь» на стихи поэтов Л. Рельштаба, Г. Гейне, И. Г. Зайдла (издан посмертно). 1828 г.  
- Смерть композитора. - Шуберт похоронен рядом с Бетховеном в Вене. - Надгробная надпись, сделанная поэтом Ф. Грильпарцером: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды». 26 марта 1828 г.

 

Список произведений

Вокальное творчество:

Песни для голоса и фортепиано (более 600), вокальные циклы:

«Прекрасная мельничиха»,

«Зимний путь»,

«Лебединая песня».

Инструментальная музыка:
9 симфоний (одна утеряна), струнные квартеты, инструментальные ансамбли
Фортепианные произведения:
23 сонаты, фантазия «Скиталец», 11 экспромтов, 6 музыкальных моментов, свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы).
Вокально-инструментальные произведения: 7 месс, «Немецкий реквием», «Магнификат», оратории, кантаты.

Театральные жанры: оперы «Альфонсо и Эстрелла», «Фьерабрас».

- Зингшпили «Братья близнецы», «Заговорщики или Домашняя война».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...